Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:09, курсовая работа
В данной работе были рассмотрены также теоретические аспекты программно-целевого планирования в организациях. Проанализировав этот материал, можно сделать определенные выводы.
Программно-целевое планирование и управление основываются на системном подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, как в условиях рыночной, так и планово-регулируемой экономики.
Введение 3
1. Сущность программно-целевого управления и планирования 6
2. Программно-целевой подход к построению организационных структур управления предприятием 9
3. Методика программно-целевого управления предприятием 14
3.1. Организация программно-целевого управления компанией 14
3.2. Методология и применение программно-целевого планирования в организациях 27
3.3. Программно-целевые аспекты стратегического управления персоналом 36
Заключение 38
Литература 40
Матричные структуры позволяют распределить информационные потоки между руководителями функциональных подразделений и руководителями программ; благодаря вводимой горизонтальной координации работ уменьшается нагрузка на высший уровень руководства. В результате повышаются качество и гибкость управления. Однако внедрение таких структур сопряжено со значительными организационно-правовыми трудностями, в частности, с решением вопросов о перераспределении полномочий и ответственности между руководителями функциональных подразделений и программ. Могут возрасти затраты на управление. Поэтому к внедрению матричных структур следует подходить с осторожностью, а при принятии решения о внедрении такой структуры тщательно разработать ее нормативно-правовое обеспечение.
Преимущества матричной
Недостатки матричных структур:
Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация. Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой.
В самом общем виде управленческие технологии (УТ) – это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации. Управленческие технологии имеют двухъярусную структуру: технологии целевого управления и технологии процессорного управления (см. рис. 3).
Рис. 3. Состав управленческих технологий
Технологии целевого управления (ТЦУ) определяют набор технологий процессорного управления (ТПУ). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦУ – это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦУ ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий (см. рис. 4).
Рис. 4. Укрупненная схема процесса
управления
1 – основное направление решения, 2 –
фоновое направление решения.
В состав ТЦУ входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии.
Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий без указаний средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Она предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления работника, группы или процесса, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше, либо цель может быть не достигнута по каким-либо причинам и наконец цель может быть достигнута за пределами установленного срока. Технология не гарантирует достижение цели. Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.
Наиболее часто в организациях используется программно-целевая технология, которая предусматривает выдачу заданий (целей, задач) исполнителям с указанием средств, методов и времени их выполнения. Она предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм реализации задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология обычно гарантирует достижение цели и базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информационных технологиях.
Основными условиями использования данной технологии являются:
Для данной технологии эффективной
является кольцевая схема организационны
Регламентная технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием возможных средств и методов их выполнения; в информировании о возможных ограничениях ресурсов и ориентировочном времени их выполнения; в жестком контроле по безусловному движению к цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя.
Регламентная технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т.д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки заранее трудно определимые.
Основными условиями использования данной технологии являются:
Рекомендуемыми структурами управления являются линейно-функциональная, продуктовая и структура, ориентированная на потребителя.
Исходя из приведенного материала, ниже приводится весьма важная практическая таблица эффективного применения ТЦУ в зависимости от типа организации, организационно-правовой формы и численности ее персонала (см. табл. 1).
Таблица 1.
Приоритеты целевых технологий в управленческой деятельности
Группы, формы и численность организаций |
Приоритеты технологий | ||
Микро |
Все формы организаций с численностью персонала 5–10 человек |
Рисковое производство |
Инициативно целевая |
Типовое производство |
Регламентная | ||
Малые |
Товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия с численностью до 100 человек |
Программно-целевая | |
Средние |
Открытые и закрытые акционерные общества с численностью 1–5 тысяч человек |
Программно-целевая | |
Социумы |
Крупные объединения, финансово-промышленные группы, государства с численностью свыше 100 тысяч человек |
Только регламентная технология |
Принято рассматривать три основных элемента управления Компаниями: планирование, программирование и бюджетирование.
План - система целей и стратегий по их достижению.
Программа - комплекс мероприятий по реализации стратегий.
Бюджет - запланированные сметы и прогнозируемые финансовые результаты, финансовое оформление программ и подсчет необходимых для этого затрат.
Несомненно, использование этих понятий для классификации управленческих документов и, в частности, для описания различных разделов Целевой программы предприятия оправдано. Оправдано это и для различных частных задач финансового анализа.
Как известно, существуют две противоположные точки зрения на управление Компаниями.
Первая точка зрения, чаще всего встречающаяся среди российских руководителей предприятий, выражается в ассоциации слова «автоматизация» только с проблемой облегчения рутинной деятельности или условиями, навязываемыми извне.
Редко встречающееся отрицание первой точки зрения рождает вторую точку зрения. Она выражается в осознании принципиальной невозможности управления капиталом без автоматизации принятия управленческих решений. Реализация ее ведет к логичному подчинению алгоритмов работы всех подразделений Компании задаче аналитического обеспечения системы поддержки принятия управленческих решений (СППУР).
У каждой задачи должен быть исполнитель.
Уже на начальной стации проектирования
СППУР целесообразно вычленить
структурное подразделение Комп
В общем случае процесс управления Компанией включает проведение следующих последовательных мероприятий:
а) Проведение операций, направленных на выполнение Целевой программы - задача системы менеджмента (исполнительной системы Компании).
б) Оценка степени выполнения Целевой программы (степени отклонения от нее) или оценка маркетинговых решений - задача системы маркетинга.
в) Разработка предложений по корректировке параметров управления (в случае краткосрочного или среднесрочного планирования) или предложений по корректировке Целевой программы - задача системы маркетинга.
г) Возврат к пункту а).
Рис. 5. Обобщенная структура Компании
Таким образом, система маркетинга является элементом системы управления Компании, в которой она выполняет функции нормативного элемента, обладающего сенсорами, взаимодействующими с внешней и внутренней средой Компании.
Что может являться методической базой СППУР? Как было сказано выше, методология программно-целевого планирования должна лежать в основе всех частных решений для подсистем СППУР.
Любая автоматизированная система управления Компанией, реализующая метод программно-целевого планирования, должна использовать в качестве одного из инструментов - имитационное моделирование хозяйственной деятельности Компании. На основе данных, получаемых в результате имитационного моделирования, осуществляется как генерация вариантов, так и выбор окончательного варианта Целевой программы. Предполагается, что процесс формирования рекомендаций по корректировке Целевой программы осуществляется непрерывно во времени, а скользящее планирование деятельности Компании является его естественным продолжением.
Основные функции блока моделирования:
∙ моделирование изменения во времени основных индикаторов рынков ресурсов и финансов (ставка рефинансирования, уровень инфляции, депозитные и кредитные ставки, ставки ломбардных кредитов, ценовые индикаторы на золото, топливо, цветные металлы и т.д. и т.п.);
∙ моделирование как движения Компании в пространстве ее состояний для заданного портфеля активных и пассивных операций, так и стратегии (тактики) поведения руководства Компании;
∙ подготовка исходных данных для составления Целевой программы развития предприятия;
∙ подготовка исходных данных для испытания корректности алгоритмов, реализующих метод программно-целевого планирования.
Таким образом, имитационное моделирование используется как для проверки гипотез о рациональности стратегии и тактики поведения руководства Компании, так и для прогнозирования финансового состояния Компании. Параллельно осуществляется моделирование процессов управления собственным и заемным капиталом Компании, а также частными проектами в различных рыночных ситуациях. При этом эффективность каждого из проектов в блоке моделирования анализируется исходя из требований к ликвидности баланса Компании в целом. В качестве исходных данных целесообразно использовать описания способов привлечения (портфель пассивов или эмиссионный портфель) и размещения (портфель активов или инвестиционный портфель) денежных средств, план-график капитализации средств и текущих расходов Компании, прогнозы изменения основных индикаторов финансового рынка. Привязка параметров операций к наиболее значимым индикаторам финансового рынка позволяет проводить моделирование состояния Компании для различных вариантов развития макроэкономической ситуации в стране (регионе).
Рис. 6. Система моделирования хозяйственной деятельности Компании
В соответствии с классическими
представлениями основными