Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:52, реферат
Современный производственный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной чертой развития современного менеджмента является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий.
Введение
1. Из истории развития производственного менеджмента
2. Содержание производственного менеджмента
3. Производственный менеджмент как сиситема
3.1 Предприятие как объект производственного менеджмента
3.2 Структура системы производственного менеджмента
4. Стратегические решения в производственном менеджменте
Заключение
Список используемых источников
Эффективный производственный менеджмент невозможен без научной организации труда. Научная организация труда является составляющей цикла производственного менеджмента на оперативном уровне. Организация труда должна базироваться на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, обеспечивать непрерывное повышение производительности труда, наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, способствовать сохранению здоровья человека.
Научная организация труда направлена на решение следующих взаимосвязанных задач: экономической, психофизиологической, социальной.
Экономическая задача связана с наиболее полным использованием оборудования, материалов, сырья, обеспечением повышения производительности труда. Решение психофизиологической задачи предполагает создание благоприятных производственных условий, что важно для сохранения здоровья работников, их работоспособности. Решение социальной задачи направлено на повышение удовлетворенности условиями и результатами труда.
Структура системы производственного менеджмента (СПМ) должна максимально отвечать требованиям научных подходов менеджмента. Предлагается следующая структура системы.
К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования фирмы (организации, предприятия), относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы.
К компонентам “входа” системы менеджмента относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, информация.
На “выходе” системы
менеджмента — выпускаемый
К компонентам “обратной связи” системы менеджмента относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара фирмы, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.
При отработке системы менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать “выход”, затем проанализировать качество “внешней среды” и “входа” и в последнюю очередь обеспечить качество “процесса” в системе менеджмента по ее четырем подсистемам на уровне качества “входа”.
Содержание целевой подсистемы СПМ
Компонентами целевой подсистемы являются: повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; ресурсосбережение; расширение рынка сбыта; организационно-техническое развитие производства; социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды. Первые три компонента (подцели) напрямую и сразу оказывают влияние на массу прибыли фирмы, например, чем выше качество товара, тем выше его цена, чем больше программа выпуска, тем меньше себестоимость товара и больше масса прибыли.
Последние два компонента
на массу прибыли оказывают
В целом реализация всех пяти компонентов целевой подсистемы стратегически и тактически оказывает положительное влияние на достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров и выполняемых услуг.
Содержание обеспечивающей подсистемы СПМ
Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов:
2.1 Методическое обеспечение.
Все теоретические,
2.2 Цели ресурсного
обеспечения системы
2.3 Информационное обеспечение системы менеджмента — одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация.
Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников предприятия.
Руководитель 50–90 % всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
2.4 Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) уровне. К этим актам относятся федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Содержание функциональной подсистемы СПМ
Функциональная подсистема состоит из следующих компонентов:
3.1. Маркетинг – концепция ориентации любой деятельности на потребителя; первая стадия жизненного цикла объекта; первая функция производственного менеджмента. Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.
3.2 Планирование представляет собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, разработку стратегии их выполнение, определение условий и средств достижения цели. В процессе планирования принимаются решения. Потом создаются условия для его выполнения, и система начинает функционировать.
3.3 Организация процессов.
Процессы следует различать
Производственный процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.
3.4 Контроль предполагает
наблюдение за ходом
3.5 Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей предприятия и личных целей.
3.6 Регулирование —
функция менеджмента по
Регулирование позволяет выявить проблемы, требующие новых управленческих решений, новых организационных структур. Последствия этих решений вновь будут регулироваться, контролироваться.
Содержание управляющей подсистемы СПМ
4.1 Управление персоналом
связано с использованием
4.2 Социология и психология
4.3 Под технологией разработки
управленческих решений
4.4 Анализ в принятии решений.
В основе принятия
4.5 Прогнозирование в
принятии решений.
Внешняя среда СПМ
Макросреда характеризуется различными сферами развития страны. К этим сферам относятся международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная. В свою очередь каждая сфера определяется рядом факторов (показателей), прямо или косвенно влияющих на эффективность функционирования фирмы.
Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятия, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем основные отрасли инфраструктуры региона, так же, как и макросреда, оказывают влияние на работу фирмы косвенно.
К факторам микросреды относятся следующие:
4. Стратегические решения в производственном менеджменте
Стратегии производственного менеджмента включают в себя:
1) стратегию товара, определяющую выбор новых товаров и модернизацию
уже производящихся. Эта стратегия неразрывно
связана с анализом жизненного цикла товаров,
с проведением маркетинговых исследований;
2) стратегию процесса, определяющую
выбор способов производства отобранных
товаров, обоснование производственной
мощности и ее резервирования.
Под способом производства здесь понимается совокупность средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производством. В первую очередь эти составляющие находятся под влиянием масштаба производства нового товара, повторяемости и устойчивости его выпуска, которые также определяются в ходе маркетинговых исследований.
Производственная мощность
– максимально возможный выпуск продукции
за определенный период времени в заданной
номенклатуре и количественных соотношениях
при полном использовании производственного оборудования и площадей. Производственная
мощность измеряется в натуральных и стоимостных
показателях;
З) стратегию размещения.
Решения, связанные с размещением организации,
ее подразделений и оборудование внутри
организации относятся к стратегическим
решениям (рис 4).
Рис. 4 понятие пространственной организации производства
4) стратегию организации производства, определяющую организационную структуру
нового или реконструируемого предприятия,
выбор форм и методов организации работ
внутри предприятия, построение рабочих
центров и обеспечение их ресурсами. Стратегии
производственных процессов всегда имеют
долгосрочный характер и связаны со значительными
инвестициями. Поэтому они носят в организации
устойчивый характер и имеют решающее
значение для обеспечения ее конкурентоспособности,
в значительной степени предопределяя
качество производимых товаров, уровень
цен на них и гибкость реакции организации
на изменения требований рынка;
5) стратегию обслуживания производства,
определяющую формы организации и методы
технического, транспортного и складского
обслуживания предприятия;
б) стратегию качества, приобретающую
в последнее время все большее значение
ввиду тех кардинальных изменений, которые
происходят в бизнесе.
Помимо стратегических, в производственном менеджменте выделяют тактические и оперативные управленческие решения. К тактическим относятся: разработка производственной программы, распределение программы по исполнителям, управление запасами, организация поточных производств. К оперативным – расчет календарно плановых нормативов, составление расписаний, составление сменно-суточных заданий, диспетчирование производства.