Психология менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определить взаимосвязь воображения и познавательной сферы личности
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать познавательные психические процессы.
2. Раскрыть понятие воображения, отразить его основные виды.
3. Выявить взаимосвязь воображения с другими элементами познавательного процесса личности.
Объект исследования – воображение и познавательная сфера личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.5
1.1. Ощущение…………………………………………………………...5
1.2. Восприятие………………………………………………………….6
1.3. Память……………………………………………………………….6
1.4. Мышление…………………………………………………………..7
1.5. Речь……………………………………………………………….….8
1.6. Воображение………………………………………………………...9
ГЛАВА II. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС………………………………………..11
2.1. Понятие воображения…………………………………………….11
2.2. Виды воображения…………………..……………………………11
2.3. Воображение во взаимосвязи с другими элементами познавательного процесса………………………………………........13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………17

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.38 Кб (Скачать файл)

2.2. Виды воображения

Воображение бывает активным и пассивным. В первом случае оно  выступает условием деятельности личности. В психологии различают два вида активного воображения: воссоздающее и творческое.11

Воссоздающее воображение  складывается на основе природы, городского пейзажа, словесного портрета человека, схемы, чертежа и т.д. В этом смысле человек как бы наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации.

Творческое воображение  – это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Но бывает и так, что человек, создавая что-то, не знает, что оно создано уже кем-то другим. Все равно по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс творческого воображения.

Субъективно это новое, но объективный результат не нов. Поэтому  в воображении необходимо различать  субъективную и объективную новизну  результата.

Творческое воображение  способствует развитию инициативности, самостоятельности человека. Оно  носит профессиональный характер.12

Воображение может быть и  пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек  как бы уходит в мир фантазии и  живет в этом мире, ничего не предпринимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Такое воображение может возникать как непреднамеренно, так и преднамеренно. Пассивное воображение расслабляет волю человека, уводит его в мир грез, пустых мечтаний, притупляет остроту восприятия действительности, делает его пассивным и легко поддающимся манипулятивным воздействиям со стороны окружающих.

Ценность личности определяется тем, какие виды воображения в  ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.

Воображение бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воображение  есть процесс, при котором новые  образы возникают в сознании человека без заранее поставленной цели, сами собой. Неудовлетворенная материальная и духовная потребность может  непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой она была удовлетворена.13

Произвольное воображение  осуществляется преднамеренно, в связи  с заранее поставленной целью. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует  и преобразует мысленно свои представления, проявляет сознательные усилия. Это  воображение основано на волевом  усилии и активности сознания. Оно  связано с деятельностью второй сигнальной системы.

2.3.  Воображение  во взаимосвязи с другими элементами  познавательного процесса

Специфика воображения  состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.

Воображение тесно  взаимосвязано и с процессом  восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.

Самые тесные связи  существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.

Воображение как  своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего; «оживляет» то, что было ранее. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово.

Воображение значительно  расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека.

Воображение — важнейшая  составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Деятельность  воображения зависит от общей направленности личности.

С деятельностью  воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость.

Воображение связано  со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение, как  и восприятие, память, мышление, — познавательный процесс. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. И в этом отношении оно неразрывно связано с памятью.

Воображение тесно  взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то нее время само зависит от восприятия.

Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует его предметному воплощению.

Воображение тесно связано  с мышлением. Подобно мышлению, оно  позволяет предвидеть будущее. Что  же общего между мышлением и фантазией  и к чему сводятся различия между  ними? Так же, как и мышление, воображение  возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, воображение  — один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. Воображение играет исключительно большую роль в деятельности, а развитие его профессиональных особенностей у студентов является важнейшим условием становления личности специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение выводит человека за пределы  его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности  фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности  творческого мышления, гаснет интерес  к искусству и науке.

Первая глава посвящена основным познавательным психологическим процессам, которые участвуют в построении образов окружающего мира.

Во второй главе раскрыто понятие  воображения, выделены его основные виды, выявлена взаимосвязь с другими элементами познавательной сферы личности.

Воображение является высшей психической  функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения  осуществляется мысленный отход  за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление  ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас  формируется образ никогда не существовавшего или не существующего  в данный момент объекта, ситуации, условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 215с.
  2. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 1999. – 250с.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: 2001. – 324с.
  4. Ильенков Э. Личность и творчество. - М., 2006. – 261с.
  5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979. – 235с.
  6. Леонтьев А. Н. Речь. – М.: Наука, 2001. – 289с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 2005. – 342с.
  8. Петухов В.В. Психология мышления. – М.: МГУ, 1987. – 312с.
  9. Психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова  М.,1996. – 246с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 361с.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 290с.
  12. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984. – 267с.

1 Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.

2 Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 1999.

3 Психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова  М.,1996.

4 Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984.

5 Психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова  М.,1996.

6 Петухов В.В. Психология мышления. - М.: МГУ, 1987.

7 Леонтьев А. Н. Речь. – М.: Наука, 2001.

8 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: 2001 г

9 Ильенков Э. Личность и творчество. - М., 2006.- 261с.

10 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

11 Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979.

12 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 2005.

13 Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

 


Информация о работе Психология менеджмента