Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:59, контрольная работа
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
Введение
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
Руководитель организации
В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников, стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может "распадаться на глазах".
Конструктивная сторона
В зависимости от того, насколько
эффективным будет управление конфликтом,
его последствия станут конструктивными
или деструктивными, что повлияет
на возможность будущих
1 Понятия конфликта и его виды .
Конфликт – это весьма сложное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение, противоречие, противодействие сторон, мнений, в силу противоположности, несовместимости. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятие "конфликт" и "противоречие" фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как системы отношений, процесса развития взаимодействия, заданных различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Здесь предполагается, что субъектом взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.
Сторонники первого подхода описывают конфликт как явление негативное. Они разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные. Большинство работ по технологии работы в конфликте в рамках такого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое называют "управление конфликтом", "управление конфликтной ситуацией". Главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.
Сторонники второго подхода
считают конфликт естественным условием
существования
Второй подход предполагает невозможность
управления конфликтом и оптимизацию
взаимодействия, теоретически обосновывая
развитие конфликта как
2 Формы и критерии завершения конфликтов
В современной конфликтологии стало традиционным
завершающий этап в динамике конфликта
называть «разрешение конфликта». В
широком смысле правильнее говорить о
завершении, которое заключается в окончании конфликта по любым
причинам. Разрешение, наряду с урегулированием,
затуханием, устранением и перерастанием
в другой конфликт является формой завершения
конфликта.
Кадровому работнику, исходя из сложившейся
ситуации, целесообразно уметь использовать
перечисленные варианты выхода из конфликтного
взаимодействия, а для этого следует воспользоваться
советами, приводимыми ниже.
Прежде всего схематически отобразим
основные формы завершения конфликта.
Поясним каждую из них.
Разрешение конфликта —
это совместная деятельность его участников,
направленная на прекращение противодействия
и решение проблемы, которая привела к
столкновению. Оно предполагает активность
обеих сторон по преобразованию условий,
в которых они взаимодействуют, по устранению
причин конфликта. Для разрешения конфликта
необходимо изменение самих оппонентов
(или хотя бы одного из них), отстаиваемых
позиций. Часто разрешение основывается
на изменении отношения оппонентов к объекту
конфликта или друг к другу.
Урегулирование конфликта отличается
от разрешения тем, что в устранении противоречия
между оппонентами принимает участие
третья сторона. Ее участие возможно как
с согласия противоборствующих сторон,
так и без него.
При завершении конфликта не всегда разрешается
противоречие, лежащее в его основе. Только
около 62% конфликтов между руководителями
и подчиненными разрешается или регулируется.
В 38% конфликтов противоречие не разрешается
или обостряется. Это происходит тогда,
когда конфликт затухает (6%), перерастает в
другой (15%) или устраняется административным
путем (17%).
Затухание конфликта —
это временное прекращение противодействия
при сохранении основных признаков конфликта:
противоречий и напряженных отношений.
Конфликт переходит из «явной» формы в
скрытую. Затухание обычно происходит
в результате:
потери мотивации к противоборству (объект
конфликта потерял свою актуальность);
переориентации мотива, переключения
на неотложные дела и т.п.;
истощения ресурсов, сил и возможностей
для борьбы.
Под устранением конфликта понимают
такое воздействие на него, в результате
которого ликвидируются основные его структурные
элементы. Несмотря на «неконструктивность»устранения
изъятие из противоборства одного из оппонентов
(перевод в другой отдел, филиал; увольнение
с работы);
исключение взаимодействия оппонентов
на длительное время (отправка в командировку
одного или обоих и т.п.);
устранение объекта конфликта
(лишение конфликтующих возможности иметь
доступ к объекту конфликта).
К сожалению, руководители организаций
и кадровых подразделений довольно часто
грешат использованием именно этого способа
прекращения конфликта.
Перерастание в другой конфликт имеет
место тогда, когда в отношениях сторон
возникает новое, более значимое противоречие
и происходит смена объекта конфликта.
Теперь о критериях разрешения
конфликта. По мнению американского конфликтолога
М. Дойча, основным критерием разрешения
конфликта является удовлетворенность
сторон его результатами. Видный
отечественный конфликтолог А.Я. Анцупов
критериями конструктивного разрешения конфликта
считает степень разрешения противоречия,
лежащего в основе конфликта и победу в нем правого оппонента.
Важно, чтобы при разрешении конфликта
было найдено решение проблемы, из-за которой
он возник. Чем полнее разрешено противоречие,
тем больше шансов для нормализации отношений
между участниками, меньше вероятность
перерастания конфликта в новое противоборство.
Не менее существенной является победа
правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости
благоприятно сказываются на социально-психологическом
климате предприятия, эффективности совместной деятельности,
и кроме того, служат предупреждением
лицам, которые потенциально могут стремиться
достичь с помощью конфликта сомнительной
с правовой или нравственной точки зрения
цели.
Также не стоит забывать, что у неправой
стороны тоже есть свои интересы. Если
их вообще игнорировать, не стремиться
переориентировать мотивацию неправого
оппонента, то это в дальнейшем чревато
новыми конфликтами.
3 Условия и факторы конструктивного
разрешения конфликтов
Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала
разрешения любого конфликта. До тех пор, пока будут
предприниматься какие-то меры с одной
или с двух сторон по усилению своей позиции
или ослаблению позиции оппонента с помощью
насилия, речь о разрешении конфликта
идти не может.
Поиск общих или близких по
содержанию точек соприкосновения в
целях, интересах оппонентов предполагает
анализ как своих целей и интересов, так
и целей и интересов другой стороны. Если
стороны хотят разрешить конфликт, они
должны сосредоточиться на интересах,
а не на личности оппонента.
При разрешении конфликта сохраняется
устойчивое негативное отношение сторон
друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении
об оппоненте и в негативных эмоциях по
отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению
конфликта, необходимо смягчить это негативное
отношение. Главное — снизить интенсивность
негативных эмоций, переживаемых по отношению
к оппоненту.
Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте
врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой
возник конфликт, лучше решать сообща,
объединив усилия. Этому способствует,
во-первых, критический анализ собственной
позиции и действий — выявление и признание
собственных ошибок снижает негативное
восприятие оппонента. Во-вторых, необходимо
постараться понять интересы другого.
Понять — не значит принять или оправдать.
Однако это расширит представление об
оппоненте, сделает его более объективным.
В-третьих, целесообразно выделить конструктивное
начало в поведении или даже в намерениях
оппонента. Не бывает абсолютно плохих
или абсолютно хороших людей или социальных
групп. В каждом есть что-то положительное,
на него и необходимо опереться при разрешении
конфликта.
Важно уменьшить негативные эмоции
противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие,
как положительная оценка некоторых действий
оппонента, готовность идти на сближение
позиций, обращение к третьей стороне,
которая авторитетна для оппонента, критичное
отношение к самому себе, уравновешенное
собственное поведение и др.
Объективное обсуждение проблемы,
выяснение сути конфликта, умение сторон
видеть главное способствуют успешному
поиску решения противоречия. Акцентирование
внимания на второстепенных вопросах,
забота только о своих интересах снижают
шансы конструктивного решения проблемы.
Когда стороны объединяют усилия
по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг
друга. Сторона, занимающая подчиненное
положение или имеющая статус младшего,
должна осознавать пределы уступок, которые
может себе позволить ее оппонент. Слишком
радикальные требования могут спровоцировать
сильную сторону на возврат к конфликтному
противоборству.
Еще одно немаловажное условие — выбор оптимальной стратегии разрешения,
соответствующей данным обстоятельствам.
Такими стратегиями являются сотрудничество
и компромисс, и только иногда — уход от
конфликта.
Успешность завершения конфликтов
зависит от того, как оппоненты учитывают
факторы, оказывающие влияние на этот процесс.
К ним относят:
время: наличие времени
для обсуждения проблемы, выяснения позиций
и интересов, выработки решений. Сокращение
времени вдвое от имеющегося в распоряжении
для достижения согласия, ведет к повышению
вероятности выбора альтернативы, отличающейся
большей агрессивностью;
третья сторона: участие
в завершении конфликта нейтральных лиц
(медиаторов), которые помогают оппонентам
решить проблему;
своевременность: стороны
приступают к разрешению конфликта на
ранних стадиях его развития. Логика
проста: меньше противодействия — меньше
ущерба — меньше обиды и претензий — больше
возможностей для того, чтобы договориться;
равновесие сил: если конфликтующие
стороны примерно равны по возможностям
(равные статусы или должностное положение),
то они вынуждены искать пути к мирному
решению проблемы;
культура: высокий уровень
общей культуры оппонентов снижает вероятность
насильственного развития конфликта.
Выявлено, что конфликты в органах государственного
управления разрешаются более
конструктивно при наличии у оппонентов
высоких деловых и нравственных качеств;
единство ценностей: наличие
согласия между конфликтующими сторонами
по поводу того, что должно представлять
собою приемлемое решение. Конфликты более
или менее регулируемые, когда у их участников
есть общая система ценностей, целей и
интересов;
опыт (пример): наличие
опыта решения подобных проблем хотя бы
у одного из оппонентов, а также знание
примеров разрешения аналогичных конфликтов;
отношения: хорошие отношения между оппонентами
до конфликта способствуют более полному
разрешению противоречия.
4 Алгоритм разрешения конфликта
Разрешение конфликта представляет
собой многоступенчатый процесс, который
включает в себя анализ и оценку ситуации,
выбор способа разрешения конфликта, формирование
плана действий, его реализацию, оценку
эффективности своих действий.
Аналитический этап предполагает
сбор и оценку информации по следующим
проблемам:
объект конфликта (материальный, социальный
или идеальный; делим или неделим; может
ли быть изъят или заменен; какова его
доступность для каждой из сторон);
оппонент (общие данные о нем,
его психологические особенности; отношения
оппонента с руководством; возможности по усилению
своего ранга; его цели, интересы, позиция;
правовые и нравственные основы его требований;
предыдущие действия в конфликте, допущенные
ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем
— нет и др.);
собственная позиция (цели, ценности, интересы,
действия в конфликте; правовая и нравственная
основы собственных требований, их аргументированность
и доказательность; допущенные ошибки
и возможность их признания перед оппонентом
и др.)
причины и непосредственный повод,
приведшие к конфликту;
социальная среда (ситуация в
компании; какие задачи решает компания,
оппонент, и как конфликт влияет на них;
кто и как поддерживает каждого из оппонентов;
какова реакция руководства, общественности,
подчиненных, если они есть у оппонентов;
что им известно о конфликте);
вторичная рефлексия (представление субъекта
о том, как его оппонент воспринимает конфликтную
ситуацию, «как он воспринимает меня»,
«мое представление о конфликте» и т.д.).
Источниками информации выступают
личные наблюдения, беседы с руководством,
подчиненными, неформальными лидерами,
своими друзьями и друзьями оппонентов,
свидетелями конфликта и др.
Проанализировав и оценив конфликтную
ситуацию, оппоненты прогнозируют варианты разрешения
конфликта и определяют соответствующие своим
интересам и ситуации стратегии его разрешения.
Прогнозируются:
– наиболее благоприятное развитие событий;
– наименее благоприятное развитие событий;
– наиболее реальное развитие событий;
– как разрешится противоречие, если просто
прекратить активные действия в конфликте.
Важно определить критерии разрешения конфликта,
причем они должны признаваться обеими сторонами.
К ним относят:
– правовые нормы;
– нравственные принципы;
– мнение авторитетных лиц;
– прецеденты решения аналогичных проблем
в прошлом;
– традиции.
Контроль эффективности собственных
действий предполагает критические ответы самому
себе на вопросы:
зачем я это делаю?
чего хочу добиться?
что затрудняет реализацию намеченного
плана?
справедливы ли мои действия?
какие необходимо предпринять действия
по устранению помех разрешения конфликта?
По завершении конфликта целесообразно:
проанализировать ошибки собственного
поведения;
обобщить полученные знания и опыт решения
проблемы;
попытаться нормализовать отношения с
недавним оппонентом;
снять дискомфорт (если он возник)
в отношениях с окружающими;
минимизировать отрицательные
последствия конфликта в собственном
состоянии, деятельности и поведении.
Как отмечалось выше, большое значение
имеет выбор стратегии разрешения конфликта.
Наиболее эффективными являются компромисс
и сотрудничество. Компромисс сос
– понимания оппонентом, что он и соперник
обладают равными возможностями;
– наличия взаимоисключающих
интересов;
– удовлетворения временным решением;
– угрозы потерять все.
Сегодня компромисс — наиболее часто
используемая стратегия завершения конфликтов.
Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в следующем:
заявить, что конфликт невыгоден обоим
конфликтующим;
предложить конфликт прекратить;
признать свои ошибки, уже сделанные в
конфликте (они наверняка есть, и признать
их для вас почти ничего не стоит);
сделать уступки оппоненту, где
это возможно, в том, что в конфликте не
является для вас главным. В любом конфликте
можно найти несколько мелочей, в которых
ничего не стоит уступить. Можно уступить
и в серьезных, но не принципиальных вещах;
высказать пожелания об уступках, необходимых
со стороны оппонента (они, как правило,
касаются ваших основных интересов в конфликте);
спокойно, без негативных эмоций обсудить
взаимные уступки, при необходимости и
возможности скорректировать их;
если удалось договориться, то
как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.
Сотрудничество считается
наиболее эффективной стратегией поведения
в конфликте. Оно предполагает направленность
оппонентов на конструктивное обсуждение
проблемы, рассмотрение другой стороны
не как противника, а как союзника в поиске
решения. Наиболее эффективно в ситуациях:
сильной взаимозависимости оппонентов;
склонности обоих игнорировать различие
во власти; важности решения для обеих
сторон; непредубежденности участников.
Способ сотрудничества целесообразно
осуществлять по методу «принципиальных переговоров». Он
сводится к следующему:
отделение людей от проблемы: разграничьте
взаимоотношения с оппонентом от проблемы;
поставьте себя на его место; не идите
на поводу своих опасений; показывайте
готовность разобраться с проблемой; будьте
твердым по отношению к проблеме и мягким
к людям;
внимание интересам, а не позициям: спрашивайте
«почему?» и «почему нет?»; фиксируйте
базовые интересы и их множество; ищите
общие интересы; объясняйте жизненность
и важность ваших интересов; признавайте
интересы оппонента частью проблемы;
предлагайте взаимовыгодные
варианты: не ищите единственный ответ
на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте
круг вариантов решения проблемы; ищите
взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает
другая сторона;
используйте объективные
критерии: будьте открыты для доводов другой стороны;
не поддавайтесь давлению, а только принципу;
по каждой части проблемы используйте
объективные и справедливые критерии;
используйте несколько критериев сразу.