Пути повышения конкурентоспособности ООО ТД «Арбат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.
Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием.

Файлы: 1 файл

арбат 3 (1)2.docx

— 34.87 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Совершенствование ассортиментной политики предприятия ООО ТД «Арбат»

 

Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.

Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием.

Торговый ассортимент – совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом. С учетом сложности различают простой и сложный ассортимент товаров. Те виды товаров, которые классифицируются не более, чем по трем признакам, составят простой ассортимент товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).

Те виды товаров, которые  классифицируются на разновидности  более чем по трем признакам, в  совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежды и др.).

Укрупненный ассортимент  определяется соотношением отдельных групп изделий. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: способ производства, назначение, особенности конструкции и др. Развернутый ассортимент определяется представленными разновидностями товаров.

Комбинированный ассортимент – это набор нескольких групп товаров разного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности. Например, в магазине ООО ТД «Арбат» реализуется комбинированный ассортимент молочной продукции.

Смешанный ассортимент – совокупность непродовольственных и продовольственных товаров различных групп. Смешанный ассортимент представлен, как правило, наибольшим количеством групп и видов товаров.

От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в  магазине в значительной мере зависят  степень удовлетворения спроса покупателей, издержки, связанные с закупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности магазина. Поэтому одним из направлений  повышения объемов продажи товаров  в магазине, исследуемом в данной выпускной квалификационной работе, является совершенствование ассортиментной политики.

Магазин должен стремиться оптимизировать ассортимент товаров  путем торговли лишь самыми популярными  товарными группами, а в пределах групп – самыми популярными и  быстрооборачивающимися товарами. Такими товарными группами в ООО ТД «Арбат» являются гастрономические и вино-водочные изделия.

Такая политика позволит уменьшить  денежные средства, вложенные в товарные запасы, и ускорить их оборачиваемость. Для этого необходимо разработать качественный подход в решении ряда показателей, характеризующих эффективность ассортимента предприятия – это структура ассортимента, широта ассортимента, полнота ассортимента, глубина ассортимента, устойчивость и новизна ассортимента.

Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Показатели структуры  ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение молока, йогуртов, кефира, ряженки, сметаны, творога и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине ООО ТД «Арбат».

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф / Гн

где Гф – количество групп товаров на момент определения, ед.;

Гн – общее количество групп товаров, ед.

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Вф / Вн

где Вф – фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.;

Вн – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг = Рф / Рн

где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

 

Устойчивость (стабильность)ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку = 1 – (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × n)

где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn – фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.; Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n — количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент  устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов  — 0,80; для специализированных магазинов  — 0,75.

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:

Ко = Ро / Рф

где Ро – количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.;

Рф – среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует  степень обновления ассортимента, появление  новых изделий.

От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в  магазине в значительной мере зависят  степень удовлетворения спроса покупателей, издержки, связанные с закупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности магазина. Поэтому одним из направлений  повышения объемов продажи товаров  в магазине, исследуемом в данной выпускной квалификационной работе, является совершенствование ассортиментной политики.

Магазин должен стремиться оптимизировать ассортимент товаров  путем торговли лишь самыми популярными  товарными группами, а в пределах групп – самыми популярными и  быстрооборачивающимися товарами. Такими товарными группами в ООО ТД «Арбат» являются гастрономические и вино-водочные изделия.

Такая политика позволит уменьшить  денежные средства, вложенные в товарные запасы, и ускорить их оборачиваемость.

Коммерческая деятельность в области планирования ассортимента должна строиться на принципах комплексного подхода и предполагает разработку системы мер и принципиальных подходов стратегического характера, направленных на формирование конкурентоспособной  ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия  на рынке.

Составляющие ассортиментной политики магазина схематично можно представить  следующим образом (рис. 3.1).

Современная ассортиментная политика предполагает решение следующих  наиболее важных задач:

  • удовлетворение спроса конкретных групп потребителей;
  • гибкое реагирование на требования рынка;
  • обеспечение финансовой устойчивости торгового предприятия.

 

 

Рис. 3.1 Составляющие ассортиментной политики магазина «Арбат»

 

 

Вместе с тем ее разработка и  осуществление требуют соблюдения определенных условий: четкого представления  о коммерческой стратегии предприятия  на розничном рынке; хорошего знания розничного рынка и характера  требований потребителей; ясного представления  о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

Задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, т.е. каждое решение, имеющее отношение к  данному вопросу, должно приниматься  с учетом общей коммерческой стратегии  на розничном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей  предприятия, связывает воедино  составляющие коммерческой стратегии  и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятия розничной  торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения позиций  на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.

Современная ассортиментная политика требует включения в ассортиментную модель товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла в определенном соотношении.

Такой подход позволяет гарантировать  предприятию относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение  на рынке. Для определения такого оптимального набора отсутствуют единые рекомендации, но известно, что при  этом важно соотношение данных групп  и их доли на рынке.

Практика показала, что основная группа (А) товаров составляет, как  правило, 70-85% всех товаров в ассортименте магазина, обеспечивает наибольшую долю оборота и находится в стадии роста.

Кроме того, в ассортиментную модель включают товары группы Б (сопутствующие, стабилизирующие выручку от продаж), В (стратегические товары), Г (тактические, стимулирующие продажу основной группы) и Д (товары, находящиеся на стадии спада продаж).

В общем виде работа по построению и поддержанию ассортиментной модели в конкурентоспособной форме  представлена на рисунке 3.2.

 

 

Рис. 3.2. Схема формирования конкурентоспособной  ассортиментной модели торгового предприятия

 

Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия  случайных или переходящих текущих  факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятия является своего рода гарантом не только построения оптимальной  ассортиментной модели, но и увеличения объема оборота торговли, влияет на формирование благоприятного имиджа предприятия.

3.2. Мероприятия по эффективному  использованию площадей ООО ТД «Арбат»

 

Одной из важных составляющих концепции торгового объекта  является технологическая планировка, т.е., совокупность всех помещений торгового  предприятия в определённой взаимосвязи, обеспечивающей наиболее рациональную организацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции торгового  объекта, позволяя добиваться максимально  эффективного использования имеющихся  торговых площадей.

Предприятие ООО ТД «Арбат»  имеет в собственности 400 кв.м. площади (без площади  цокольного этажа), которые сдает арендаторам на основании договора аренды. Всего  арендаторов 9. Занимаемая ими площадь, составляет 343 кв.м. в общей сложности.

Арендная плата ООО  ТД «Арбат» составляет 1млн.320 тыс. рублей в год, что в пересчете на квадратные метры, занимаемые арендаторами составляет 321 руб/м2.

На рис. 3.3 представлена схема помещения магазина «Арбат».





 



 


Рис. 3.3 Схема помещения магазина «Арбат»

 

Как видно из рисунка 3.3, немалую  долю занимают площади коридоров  между отделами арендаторов. Соответственно, эта площадь не приносит прибыли ООО ТД «Арбат». Зная площадь коридоров, рассчитаем недополученную прибыль предприятия:

– общая площадь магазина (ОПМ) – 400 кв.м.

– занимаемая площадь (ЗП) – 343 кв.м.

– общая сумма прибыли от реализации услуг аренды (Общ∑Пр) – 1 млн. 320 тыс. руб. в год;

– аренда за 1м2 (Ар 1м2.) – 321 руб.;

– неиспользуемые площади :

Неисп.S=ОПМ-ЗП=400-343=57м2

 

Таким образом, неиспользуемая площадь составила 57 кв.м.

Арендная плата, исходя из рыночных цен на риэлтерском рынке  города Читы, примерно, составляет порядка 700-1000 рублей в месяц (АрР 1 кв.м.).

Соответственно, недополученная прибыль с 1м2 составляет (руб.)(Пр нед):

Пр нед = АрР 1м2- АрМ 1м2, т.е.

=1000-321=679 рублей

Максимальную границу  арендной платы за 1 м2 берем исходя из территориального месторасположения магазина «Арбат» -центральный район, и проходимости потока городского населения вблизи магазина.

Итого, в совокупности, на основании рассчитанных выше показателей, можно посчитать недополученную прибыль с неиспользуемых площадей (∑Пр неисп).

∑Пр неисп= Неисп.S* Пр нед

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности ООО ТД «Арбат»