Рационалистическая школа и ее вклад в развитие теории управления. Разновидности управленческих решений и их характеристика.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:36, контрольная работа

Описание работы

Два направления - рационалистическое и поведенческое развивались, хотя и параллельно, но часто конфликтуя между собой. В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний. В подобном ключе развивалось и поведенческое направление.

Файлы: 1 файл

экзамен по менеджменту.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

  Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

    Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2.

 

Разновидности управленческих решений и их характеристика.

 

 В процессе управления  социально-экономическими системами  осуществляются меры воздействия  на коллективы трудящихся. Эти  меры – результат управленческих  решений, разрабатываемых в аппарате  управления при активном участии  всего коллектива трудящихся. Обоснование,  принятие и организация выполнения  решений являются основным содержанием  процесса управления.

 Управленческое решение  – это одноразовый акт воздействия  субъекта управления на объект, устанавливающий программу работ,  направленных на определение  и реализацию конкретной цели, вытекающей из общих задач,  стоящих перед управляемым объектом. Оно основано на анализе фактически  сложившейся ситуации и альтернатив  её решения.

 Процесс управления  включает регистрацию, сбор и  обработку информации, подготовку  и выбор альтернатив решения,  определение ресурсного обеспечения  и этапов его выполнения, контроль  и анализ его осуществления.  Этот процесс представляет собой  совокупность частных циклов  подготовки, принятия и реализации  управленческих решений.

  Подготовка, принятие  и осуществление решения представляют  собой части процесса управления, отражающие его основное содержание  и характеризующиеся одноразовостью  действия, альтернативным характером, целенаправленностью и наличием  программы действий. Решение только  тогда реально, когда оно ресурсно- и организационно обеспечено. Именно поэтому каждое решение должно быть адресно. Это положение органически соединяет процесс принятия и выполнения решения.

 В зависимости от  целей и методов разработки  различают следующие основные  разновидности управленческих решений:

По масштабам объекта  – глобальные, охватывающие все  звенья управляемой системы; локальные, адресованные определённому звену  или подразделению.

По характеру целей  – стратегические, определяющие генеральные  задачи; тактические, в которых разрабатываются  более частные задачи, направленные на осуществление ранее выработанной стратегии; оперативные, направленные на осуществление первоочередных задач.

 По периоду времени  осуществления – перспективные  (долгосрочные), рассчитанные на  длительный период времени; текущие  (среднесрочные), являющиеся частью, детализацией и уточнением перспективных;  регулировочные (краткосрочные), направленные  на обеспечение выполнения текущих  и перспективных решений.

 В зависимости от  круга проблем, которые рассматриваются  в решении – комплексные, связанные  с изменением многих сторон  деятельности управляемого объекта;  частные (тематические), относящиеся  к одной из сторон деятельности  управляемого объекта; в их  составе по преобладающему содержанию  различают технические, экономические,  социальные, организационные решения.

 По методам обоснования  (с определённой степенью условности) –формализуемые, при обосновании которых широко применяются математические методы; неформализуемые, которые обосновываются главным образом эвристическими методами.

 По условиям, в которых  они принимаются, решения, принимаемые  в условиях определённости (они,  как правило, являются хорошо  структуризированными (детерминированными)); решения, принимаемые в условиях неопределённости, относящиеся к разряду поисковых (они часто связаны с качественными скачками в развитии производства).

 По способу воздействия  на управляемый объект – директивные,  которые доводятся до исполнителя  в виде приказа, распоряжения, обязательного для выполнения  косвенного воздействия, разработка  и реализация которых осуществляются  на основе использования средств стимулирования повышения эффективности производства.

 Указанная классификация  помогает выявить типовые решения,  характеризующиеся определённым  набором признаков, и разрабатывать  для них типовые процессы обоснования,  принятия и организации выполнения. Такая типизация процессов позволяет  определить круг решений, разрабатываемых  в определённых подразделениях  аппарата управления и принимаемых  на различных иерархических уровнях,  состав используемой с этой  целью информации, типичные методы  обработки информации, систему оформления  принятых решений, процессов их  контроля и стимулирования выполнения.

 

Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера  проблем и методов их решения  можно условно разделить на типы.

 Так, с учетом стереотипности  ситуаций и используемым методом,  выделяются программируемые и  непрограммируемые решения. 

 К программируемым обычно относятся стандартные и повторяющиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает.

 К непрограммированным относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).

 Отдельные авторы выделяют  четыре уровня решений в зависимости  от творческого вклада менеджеров  в их разработку: рутинные, селективные,  адаптационные и инновационные.

 

Первый уровень - рутинные отношения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся  программе действий. Важно изучить  особенности ситуации, соотнести  ее с накопленным опытом, принять  ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода  нет необходимости, так как все  процедуры решения известны.

 

Второй уровень - селективные  решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных  известных альтернатив и выборе из них оптимальных.

 

Третий уровень - адаптационные  решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как  правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с  отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной  проблемы.

 

Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны  со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость  принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

 

Характер проблемы лежит  и в основе применения системного анализа как одного из методов  обоснования решений. В связи  с его использованием выделяются три типа проблем:

- хорошо структуризованные;

- слабо структуризованные;

- неструктуризованные.

 

Под структуризацией понимается возможность количественного выражения  зависимостей между элементами ситуации. Степень формализации проблемы как  признак типизации впервые предложена американскими специалистами Г. Саймоном и А. Ньюэллом.

 

Хорошо структуризованными считаются проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структуризованных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как “исследование операций”.

 

Слабо структуризованными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структуризованные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.

 

Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктуризованных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллективного органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.

 

 В процессе структуризации  проблем необходимо свести к  минимуму количество неформализуемых элементов с таким расчетом, чтобы проблема приобрела более определенный характер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязываться с целями управления предприятием, и на этой основе целесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.


Информация о работе Рационалистическая школа и ее вклад в развитие теории управления. Разновидности управленческих решений и их характеристика.