Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:36, контрольная работа
Два направления - рационалистическое и поведенческое развивались, хотя и параллельно, но часто конфликтуя между собой. В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний. В подобном ключе развивалось и поведенческое направление.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.
Вопрос 2.
Разновидности управленческих решений и их характеристика.
В процессе управления
социально-экономическими
Управленческое решение
– это одноразовый акт
Процесс управления
включает регистрацию, сбор и
обработку информации, подготовку
и выбор альтернатив решения,
определение ресурсного
Подготовка, принятие
и осуществление решения
В зависимости от
целей и методов разработки
различают следующие основные
разновидности управленческих
По масштабам объекта – глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определённому звену или подразделению.
По характеру целей
– стратегические, определяющие генеральные
задачи; тактические, в которых разрабатываются
более частные задачи, направленные
на осуществление ранее
По периоду времени
осуществления – перспективные
(долгосрочные), рассчитанные на
длительный период времени;
В зависимости от
круга проблем, которые
По методам обоснования
(с определённой степенью
По условиям, в которых
они принимаются, решения,
По способу воздействия
на управляемый объект –
Указанная классификация
помогает выявить типовые
Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их решения можно условно разделить на типы.
Так, с учетом стереотипности
ситуаций и используемым
К программируемым обычно относятся стандартные и повторяющиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает.
К непрограммированным относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).
Отдельные авторы выделяют
четыре уровня решений в
Первый уровень - рутинные
отношения. Они принимаются согласно
отработанному механизму и
Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.
Третий уровень - адаптационные
решения. Они рассчитываются на дополнительные,
непредусмотренные трудности. Как
правило, при их разработке сочетается
использование творческого
Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.
Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с его использованием выделяются три типа проблем:
- хорошо структуризованные;
- слабо структуризованные;
- неструктуризованные.
Под структуризацией понимается
возможность количественного
Хорошо структуризованными считаются проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структуризованных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как “исследование операций”.
Слабо структуризованными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структуризованные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.
Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктуризованных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллективного органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.
В процессе структуризации
проблем необходимо свести к
минимуму количество