Разгосударствление и приватизация и их роль в становлении предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Такое обстоятельство породило многочисленные ошибки в практическом осуществлении мероприятий по осуществлению радикальных экономических реформ, которые затем выразились в серьезных деформациях переходного процесса. Сказанное в полной мере относится и к практике приватизации государственного имущества.

Файлы: 1 файл

Разгосударствление и.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

"Разгосударствление  и приватизация и их роль в становлении предпринимательства"

1.1 Понятие разгосударствления  собственности.

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного  производства наряду с разделением  труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Такое обстоятельство породило многочисленные ошибки в практическом осуществлении мероприятий по осуществлению радикальных экономических реформ, которые затем выразились в серьезных деформациях переходного процесса. Сказанное в полной мере относится и к практике приватизации государственного имущества. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит государству. Именно оно устанавливает «правила игры» на приватизационном поле, подготавливает законодательную основу, формулирует цели, определяет параметры и критерии реформирования собственности. Роль государства в проведении приватизации проявляется, прежде всего, в выработке политики преобразования собственности, которая представляет собой весьма сложный и многоаспектный процесс, так как затрагивает не только экономические, но и социальные, и политические интересы широких слоев населения. Огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация. Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Разгосударствление - является совокупностью мер по преобразованию

государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли

государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Основные принципы разгосударствления:

- добровольность;

- экономическая заинтересованность  трудовых коллективов и отдельных  граждан;

- гласность;

- соблюдение интересов государства и населения.

При этом очень важно, чтобы процесс  разгосударствления способствовал  росту

производительности труда на основе улучшения его организации, управления и

материальной заинтересованности работников.

     Главные критерии реформы разгосударствления экономики:

- сокращение принудительного госзаказа;

- расширение свободной продажи  продукции на рынке;

- либерализация цен;

- конкуренция товаропроизводителей;

- обеспечение экономической ответственности.

За государством при этом сохраняются  функции регулирования общественного

производства экономическими и  юридическими нормами.

 

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной  приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность  и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами  разгосударствления являются:

1)         либерализация рынков;

2)         коммерциализация;

3)         стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4)         денационализация.

Либерализация рынков - это открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства:

- снятии различного  рода запретов и устранении  барьеров, препятствующих доступу  на тот или иной рынок новых  конкурентов;

- о диверсификации  производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения  государственной собственности.

Коммерциализация  государственных предприятий - это заключение в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства - сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к

оздоровлению денежного  хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Создание смешанных  предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

Денационализация  государственной собственности - носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального  продукта, перераспределяемого через  государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что  при разгосударствлении форма собственности  не изменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории и практике современный процесс  разгосударствления адекватен приватизации.

1.1 Функции, цели, задачи и причины приватизации

В   экономической    теории    и    практике    современный    процесс

разгосударствления адекватен  приватизации.

 

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Также под приватизацией понимают процесс, характеризующийся передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими. Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Приватизация – одно из направлений  разгосударствления  собственности,

заключающееся в передаче ее в  частную  собственность  отдельных  граждан  и

юридических лиц.

Наиболее короткое определение  приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, например:

-  переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

-  полная продажа государственных предприятий частным лицам;

-  продажа части активов;

-  передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.1

В Великобритании приватизация означает сокращение государственного участия в предприятие до 50%. В  некоторых странах (например, Индонезии, Турции, Малайзии) приватизация признаётся и при сохранении государством большей части активов. В США приватизация рассматривается как долгосрочная программа расширения частного сектора за счет сокращения общественного.

Цели приватизации в  странах рыночной экономики:

      . сокращение  задолженности государственного сектора;

      . развитие  рынка;

      . стимулирование  предпринимательства;

      . расширение  индивидуальных свобод;

      . развитие  народного капитализма;

      . ослабление  профсоюзов.

 

      Цели  приватизации в России:

      . формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

      . повышение  эффективности деятельности предприятий;

      . создание  конкурентной среды;

      . содействие  демонополизации экономики;

      . привлечение  иностранных инвестиций;

      .  социальная  защита  населения  и  развитие   объектов   социальной

        инфраструктуры за счет средств  от приватизации.

 

      Разгосударствление  и приватизация могут осуществляться  на основе:

      . бесплатной  передачи собственности;

      . выкупа  предприятий на льготных условиях;

      . продажи  акций;

      . сдачи  предприятий в аренду;

      . продажа  мелких предприятий с аукциона  по конкурсу и без него.

Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в  том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Однако процесс разгосударствления не означает, что государство покидает рыночную экономику. Уменьшая собственную предпринимательскую деятельность, оно остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям, меняя формы своей деятельности.

Современное разгосударствление не равнозначно денационализации, а  последняя не сводится к одной приватизации. Разгосударствление – сложный процесс совершенствования экономики смешанного типа – означает предоставление предприятиям, независимо от формы собственности, полной экономической свободы и отказ государства от прямого управления их хозяйственной деятельностью. В связи с этим небезынтересно отметить, что в западной экономической литературе все негосударственные формы собственности принято относить к частной собственности.

Посредством приватизации государственной собственности  решается множество задач: повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и многое другое.

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

·  формирование слоя мелких и средних собственников;

·  сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

·  перераспределение экономических основ власти.

Также выделяют такие  цели, как: достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета, но они неизбежно уходят на второй план. Приватизация может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде. При этом если достижение в ходе приватизации «всеобщей справедливости» попросту абстрактно и практически нереально, то частичное решение бюджетных проблем за счет доходов от приватизации возможно в зависимости от избранных моделей.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация и их роль в становлении предпринимательства