Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть сущность инновационной стратегии предприятия , провести анализ инновационной стратегии предприятия и на основе его определить резервы повышения эффективности инновационной стратегии ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» .
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ....................................... 6
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии ..................................... 6
1.2 Классификация инновационной стратегии и факторы её определяющие .. 9
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ............................................................................ 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Агрокомбинат
«Дзержинский»...................................................................................................... 16
2.2 Организация процесса разработки и реализации инновационной стратегии
ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» .................................................................. 21
2.3 Инновационная стратегия развития ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»
................................................................................................................................. 25
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ..................................... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ................................................. 37
РЕФЕРАТ
Тема курсовой работы Разработка и реализация инновационной стратегии (на примере ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»)
33с., 4 табл., рис. 4,47 источника, прил.
Ключевые слова:, урожайность, товарная продукция, себестоимость , технология.
Объект исследования – ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»
Предмет исследования – инновационная стратегия ОАО
«Агрокомбинат Дзержинский».
Цель работы: рассмотреть сущность инновационной стратегии предприятия , провести анализ инновационной стратегии предприятия и на основе его определить резервы повышения эффективности инновационной стратегии ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» .
Исследования и разработки: теоретические основы инновационной стратегии, даны рекомендации по повышению эффективности инновационной стратегии.
Элементы научной новизны: постановка, теоретическое обоснование и
рекомендации, связанные с внедрение мероприятий по увеличению валовой и товарной продукции хозяйства.
Область возможного практического применения: данную курсовую работу можно использовать в качестве вспомогательного материала при разработке плана организационно-технических мероприятий по совершенствованию экономической эффективности хозяйственной
деятельности ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» .
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно- аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные материалы из литературы и других источников, отражающие теоретические и методологические положения и концепции, сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ..............................
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии ..............................
1.2 Классификация инновационной стратегии и факторы её определяющие .. 9
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ...................
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Агрокомбинат
«Дзержинский».................
2.2 Организация процесса разработки и реализации инновационной стратегии
ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» ..............................
2.3 Инновационная стратегия развития ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»
..............................
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ..............................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что формирование и реализация инновационной стратегии малых коммерческих фирм становится одним из решающих условий развития инновационной экономики страны. Инновационной деятельностью занимается чуть более 20 процентов предприятий Республики Беларусь, малые предприятия в краткосрочной перспективе не ставят вопроса о ней, ссылаясь на непреодолимые в современных условиях сложности разработки и освоения инновационных технологий и наукоёмкой продукции.
Преодоление негативных процессов в научно-инновационной деятельности требует разработки концептуальных основ формирования и
реализации инновационной стратегии на каждом предприятии, независимо от его организационно-правовой формы.
Устойчивость и эффективность работы малых коммерческих фирм станут реальностью только при условии наличия компонента знаний в каждом их продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся основными факторами не только создания добавленной стоимости, но и роста конкурентоспособности, производительности труда и в целом экономического развития коммерческих фирм. Поэтому процесс формирования и реализации инновационной стратегии коммерческой фирмы должен объединять всю деятельность организации, связанную с формированием знаний, их распространением и использованием.
Необходимость поиска адекватных научно-практический мер по решению проблем, возникающих в ходе формирования и реализации инновационной стратегии коммерческой фирмы в современных условиях и определила выбор темы исследования.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблемам инновационного менеджмента посвящена значительная часть научной литературы, что подтверждают исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых, достижения экономической теории. Особенности формирования инновационного менеджмента в России исследованы в работах С.А. Аносова, В.М. Аньшина, В.А. Бородина, В.А. Быкова, П.Н. Завлина, А.А. Зарнадзе, Н.Ю. Кругловой, В.Г. Медынского, Р.Г. Молодцовой, А.И. Пригожина, Н.Н. Молчанова, Э.А. Уткина, Ю.П. Морозова, Р.А. Фатхутдинова, А.Н. Фоломьева и д.р. Общие
закономерности инновационного менеджмента в условиях развитого рынка рассматриваются в работах зарубежных ученых, таких как: П. Друкер, Т. Питерс, Р. Уотермен, М. Портер, Ф. Фукуяма, и д.р.
Ряд значимых аспектов формирования постиндустриального общества и обусловленных этим процессом задач развития системы управления инновационными процессами изучены в трудах А.Л. Гапоненко, И.Г. Владимировой, В.Л. Иноземцева, Г.Б. Клейнера, В.Н. Костюка и д.р. Вопросы государственного регулирования инновационных процессов на предприятиях подробно представлены в исследованиях таких зарубежных ученых, как Б. Голдстайн, Б. Карлоф, Т. Санталайнен, Й. Шумпетер, М. Хучек и др.
Объектом исследования является процесс формирования и реализации инновационной стратегии ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» .
Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации инновационной стратегии фирмы.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в обосновании концептуальных основ формирования инновационной стратегии коммерческой фирмы в современных экономических условиях.
Эта общая цель достигается путем решения следующих основных
задач:
фирмы;
фирмы;
раскрыть сущность инновационной стратегии коммерческой выявить факторы инновационной активности коммерческой
определить основные тенденции и особенности разработки и
внедрения инноваций в ОАО «Агрокомбинат Дзержинский»;
обосновать основные направления формирования и реализации инновационной стратегии ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» .
Теоретический методологической базой исследования служат положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых, труды классиков теории общественного развития и управления, в том числе в области инновационного менеджмента.
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и содержание инновационной стратегии
Под воздействием прогресса меняется вся система международных отношений. Изменяются и подходы в анализе соотношения сил в мире. В системе соотношения сил важным фактором стал научно-технический потенциал и его эффективность, а также направленная на его использование инновационная политика. В этой связи можно отменить, что если под технологией понимать не только разработку продукта и технологию производства, но и все те факторы, которые определяют уровень технического развития, то имеющийся между теми или иными странами технологический разрыв характеризует различия между национальными научно-техническими потенциалами, их эффективностью. Уровни технологического развития разных стран значительно различаются. По нашему мнению, категориальное соотношение понятий, относящихся к инновациям, можно определить следующим образом. Для устойчивого развития инноваций необходимо разработать и руководствоваться соответствующей программой, определяющей инновационную политику. И эта политика, как нам представляется, должна формироваться на основе стратегических целей и решений тактических задач. Инновация – это
«организм» с присущими ему особенностями, и ее результаты должны, с одной стороны, обеспечивать непрерывность общественного развития, а с другой - постоянно обращаться во внутрь для стимулирования импульсов саморазвития.[23, с. 33-38]
Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.
В рамках общей стратегии организации можно выделить ее функциональные стратегии, одной из которых является инновационная стратегия.
Инновационная стратегия - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной стратегии является обеспечение согласованности качественных и
количественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке инновационной стратегии широко используют экономико- математические модели. Успешно реализуемая она обеспечивает постоянную связь между всеми этапами осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе (службы НИОКР, маркетинга, производственного отдела, финансовых служб). Необходимыми условиями эффективного управления инновационной стратегией являются:
создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях, руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам;
определение приоритетных направлений инновационной стратегии в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству;
нацеливание всей инновационной стратегии на нужды рынка;
реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры;
увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка. Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости
выпускаемой продукции, изменение внешней среды организации обуславливают повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента.
В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной инновационности.
Вполне логично определить инновационную стратегию как ключевое звено в организационной стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов. [14, с. 421-432]
Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их
достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления.
Инновационная стратегия реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.
Содержание инновационной стратегии:
планирование – составление плана реализации стратегии.
определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация
инновационной стратегии.
руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.
Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.
Как показывает практика «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей.
Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.
Суть особенностей финансового регулирования составляют:
принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации;