Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:27, контрольная работа
Цель данной работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса разработки и принятия решения руководителем предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие управленческого решения… ………………………………………..4
1.1 Сущность, понятие и типология управленческих решений… …………4
1.2 Качество и варианты управленческих решений….… …………………..5
2. Основные этапы разработки управленческого решения……….……………7
2.1 Уяснение проблемы………………………………………………………...9
2.2 Составление плана решения……………………………………………...13
2.3 Выполнение решения….… ………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………...17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Южно-Сахалинский институт (филиал)
Кафедра менеджмента и комерции
Контрольная работа
по дисциплине: «____________________________»
Тема: Разработка управленческих решений
Выполнил: студент __2_ курса направления: Экономика и _
управление организацией_
заочной формы обучения,
группы __________2.200___ ____ Шифр: _______________________
Ф. И. О._ Иванова Наталья __
____ _Александровна____
Рецензент: __________________
Южно-Сахалинск
2013 г.
Содержание
Введение………………………………………………………
1. Понятие управленческого решения… ………………………………………..4
1.1 Сущность, понятие и типология управленческих решений… …………4
1.2 Качество и варианты управленческих решений….… …………………..5
2. Основные этапы разработки
управленческого решения……….………
2.1 Уяснение проблемы……………………………………………………….
2.2 Составление плана решения……………………………………………...13
2.3 Выполнение решения….… ………………………………………………14
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение.
Одной из характерных особенностей современного менеджмента является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая интеллектуализация управленческого труда. Основное предназначение менеджера - обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие или выживание организации.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений –это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путём использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений. Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Цель данной работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса разработки и принятия решения руководителем предприятия.
1.Понятие управленческого решения
1.1.Сущность, понятие и типология управленческих решений.
Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента: решение и практическое действие по его выполнению. Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация.
Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями. Менеджер в течение своей деятельности вынужден постоянно принимать решения, он накапливает определенный опыт в этой области. Во многом технология управления зависит от личных качеств руководителя, его национальных особенностей, особенностей управления принятых в той или иной стране.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками». Инертные решения становятся результатом осторожного поиска.
В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью. Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом.
Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
1.2 Качество и
варианты управленческих
Управленческое решение лишь тогда будет иметь успех, когда станет отвечать определённым требованиям:
1. Соответствие действующему законодательству и уставу;
2. Обеспечение своевременности;
3. Наличие чёткой целевой направленности и адресности;
4. Отсутствие в тексте противоречий, как между отдельными пунктами, так и противоречий по отношению к предыдущим решениям;
5. Возможность организационной выполнимости;
6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения решения;
7. Учёт возможных отрицательных
последствий при реализации
8. Наличие у руководителей
соответствующих полномочий
9. Наличие возможности
обоснованного положительного
К основным условиям обеспечения качества управленческого решения следует отнести:
1. Применение научных подходов;
2. Изучение влияния
3. Обеспечение лица, принимающего решения, достоверной информацией;
4. Применение методов
функционально-стоимостного
5. Структуризация проблемы и построение дерева целей;
6. Правовая обоснованность;
7. Автоматизация процесса сбора и обработки информации, а также процесса разработки и реализации решений;
8. Разработка системы ответственности и мотивации;
9. Наличие механизма реализации решения;
10. Обеспечение многовариантности решений и их сравнимости.
Для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения, надо соблюдать следующие правила:
Альтернативные
варианты управленческих
1. Фактор времени;
2. Фактор качества объекта;
3. Фактор масштаба или
объема производства товара
4. Уровень освоенности товара в производстве;
5. Метод получения информации;
6. Условия эксплуатации
товара или предоставления
7. Фактор инфляции;
8. Фактор риска и
2. Основные этапы
разработки управленческого
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений.
В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса. Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления. Результатом работы менеджера является управленческое решение.
От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив. Большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой - проблемой выбора, который совершить не всегда легко.
Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения какой-то проблемы. В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой препятствие к достижению целей, поставленных организацией.
Если бы жизнь была монотонна и предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать решения по их преодолению. Но нельзя сразу предугадать, как сложится та или иная ситуация, и поэтому в процессе планирования нельзя учесть все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений - часто результат отсутствия навыков мыслить логично. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу.
Цель принятия решения - сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата. Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов разработки и принятия решения. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной c выполнением решения. Во многих иностранных источниках весь процесс разработки и принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения. Любое управленческое решение проходит через 3 стадии: уяснение проблемы, сбор информации, выяснение актуальности определение условий, при которых эта проблема будет решена. Составление плана решения разработка альтернативных вариантов решения сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности составление программ решения разработка и составление детального плана решения Выполнение решения доведение решений до конкретных исполнителей разработка мер поощрений и наказаний контроль за выполнением решений.