Таким образом,
в период с конца XIX в. до
Первой мировой войны происходило
бурное развитие торгово-промышленного
капитала.
Начиная с
1914 г., включая этап военного коммунизма,
по 1921 г. проводилась политика
ликвидации коммерческого рынка,
характеризующаяся антирыночной
экономикой, насаждающей директивное
распределение ресурсов и готовой
продукции. Следует отметить, что,
несмотря на антирыночные тенденции
в стране, не удалось полностью
разрушить рынок со всеми его
атрибутами. На протяжении долгого
времени действовали, хотя и
в искаженном виде, банковский
механизм, денежная система, предприятия
совместного капитала. Распространившаяся
государственная монополия на
средства производства и объявление
предпринимательства вне закона
крайне сузили возможности рынка.
Переход от
политики военного коммунизма
к новой экономической политике
(НЭП), частично ориентированной
на частнопредпринимательскую
деятельность, и использование рыночных
принципов хозяйствования, был, во-первых,
непоследовательным, во-вторых, рассматривался
как вынужденная мера.
Временное
отступление от антипредпринимательской
политики военного коммунизма
было сопряжено с определенными
трудностями, поскольку речь шла
о пересмотре устоявшихся представлений
и преодолении администрирования
в экономике страны. Государственные
предприятия перестали финансироваться
из государственного бюджета,
закрывались неэффективные производства,
в промышленности наметился переход
к трестам – объединениям однотипных
предприятий. Тресты рассматривались
как государственные промышленные
предприятия, которым государство
предоставляло самостоятельность
в производстве продукции согласно
утвержденному для каждого из
них уставу. Они действовали на
коммерческих началах в целях
извлечения прибыли.
Произошло
некоторое оживление малого бизнеса,
в том числе единоличного. Относительно
быстро происходило становление
частного предпринимательства в
промышленности, торговле и сельском
хозяйстве, хотя в этих отраслях
далеко не все ограничения
были сняты. По-прежнему ограничивался
ассортимент товаров, предназначенных
для свободной купли-продажи.
Действовала монополия внешней
торговли, а под видом государственного
регулирования предпринимательства
на деле нередко осуществлялся
контроль с позиций «классового
пролетарского подхода». Несмотря
на это, частным сектором производилось
почти 90% продукции местной промышленности.
В советский
период попытка возродить
российскую рыночную систему
относится к эпохе НЭПа. Крупномасштабное
преобразование финансов и денежного
обращения, отмена продразверстки
и развитие свободной торговли
оказались единственно уместными
мерами ленинского правительства,
которые остановили инфляцию
и необычно быстро восстановили
равновесную рыночную систему.
Экономический рост, который последовал
за этими мерами, был впечатляющим
свидетельством первой единственной
в советский период попытки
возродить экономическую славу
России.
С 1917 по 1920 года
начинается новый этап развития
отечественного предпринимательства.
Это третий этап развития отечественного
предпринимательства. Политика большевиков
была направлена на ликвидацию
предпринимательства из экономической
жизни. Экономика и предпринимательство,
в том числе перестраивались
по социалистической идеологии.
Фабрики и заводы, частная собственность
были национализированы. Плановое
ведение хозяйства. Установлена
была государственная монополия.
Нэповская
модель возрожденного рынка
слишком очевидно подтверждала
правомерность экономического выбора
для советской хозяйственной системы.
Однако, как известно, к началу 30-х годов
был сделан совсем иной выбор: военный
коммунизм, постепенно трансформируемый
в командно-административную систему.
Новая политика
– НЭП (1921-1926 гг.) внесла частичное
оживление в предпринимательскую
деятельность. НЭП можно считать
новым (четвёртый) этапом. Были
созданы благоприятные предпосылки
для активизации частного предпринимательства.
По сути, предпринимательскими функциями
стало заниматься государство.
В период
НЭПа (1921–1928 гг.) активно возрождались
биржи и ярмарки. С декабря
1921 г. в Москве начала действовать
Центральная товарная биржа.
К 1923 г. насчитывалось около
70 бирж, на которые приходилась
значительная доля оптового товарооборота.
Ведущая роль в биржевой торговле
принадлежала не частным владельцам,
а государственным структурам. Они
охватывали 80% биржевых продаж. Государство
не только поддерживало и сохраняло
сложившиеся позиции в оптовой
торговле, но и неуклонно способствовало
вытеснению из этой сферы частного
предпринимательства.
Особенно медленно
шел процесс становления кредитно-банковской
системы, построенной на принципах
коммерческо-денежного обращения.
К осени 1923 г. в стране было
создано два частных коммерческих
банка и около 40 обществ взаимного
кредита. Сумма балансовых активов этих
учреждений на 1 сентября 1923 г. составляла
лишь 3% от общих балансовых активов всех
государственных кредитных структур во
главе с Госбанком.
Что касается
привлечения иностранных инвестиций
в период НЭПа, то они имели
значительные ограничения как
по целям и объектам, так и
по объему. Многие зарубежные
предприниматели предпочитали не
вкладывать капитальные средства
в советскую экономику. Они
избегали долгосрочных капиталовложений,
отказывались инвестировать их
в нашу промышленность. Ограниченные
капиталы направлялись в сферу торговли
в расчете на быстрый оборот, прибыль и
минимальный риск. Вместе с тем, Советское
государство сдерживало заключение договоров
по поступающим от иностранных предпринимателей
предложениям на концессию (эксплуатация
природных ресурсов).
Государство было заинтересовано
в создании акционерных обществ,
где главенствующую роль отводилось
государству. Все акционерные
общества были под контролем
государства. В этот период
появляются государственные и
смешанные акционерные общества.
Так же можно отметить и
создание акционерных обществ
с иностранными государствами.
Весьма успешно в это время
развивалось и частное предпринимательство.
Но в связи с тем, что по
идеологии частная собственность
рассматривалась как чуждое социализму
явление частное предпринимательство
всячески притеснялось.
Самый сложный
и долгий период это пятый
этап. Он длился 60 лет (1920-1980 г.). Экономика
была плановая государственная административно
командной. Предпринимательства как такого
не было до второй половины 80-х годов. Во
второй половине 1980 г. назрели условия
перехода на новые рыночные отношения.
В это время появились такие явления, как
частная собственность, конкуренция, предпринимательство,
корпоративные предприятия, подряд, аренда.
В результате
осуществляемого в 1991 г. перехода
на рыночные принципы хозяйствования
с одновременным принятием соответствующих
правовых актов в России стала
развиваться предпринимательская
деятельность. На смену монопольной
государственной торговле пришло
торгово-коммерческое предпринимательство,
основанное на самоопределении,
самоуправлении и независимости.
Несмотря на
трудности и общую экономическую
нестабильность, процесс становления
коммерческого предпринимательства
в России на современном этапе
неуклонно продвигается. В 1990–1991
гг. вступили в действие Законы РСФСР
от 24 октября 1990 г. «О собственности
в РСФСР» и от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях
и предпринимательской деятельности».
С этого момента россияне могли легально
заниматься предпринимательством. Тогда
же создаются всевозможные рыночные структуры:
торговые предприятия различных организационных
форм, биржи, инвестиционные, холдинговые
и страховые компании, коммерческие банки,
школы бизнеса и т.д. В 1992 г. был образован
Государственный комитет по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических
структур (ныне – Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства
– МАП России).
В 1992–1993 гг.
был продолжен курс на частную
собственность, предпринимательство,
а также проведена масштабная
приватизация. Нормативно-правовые
акты того времени направлены
на расширение предпринимательской
деятельности и передачу государственного
торгового имущества в собственность
торговых и других частных
предприятий.
Решающее значение
имели постановления Правительства
Российской Федерации: от 1 апреля
1993 г. «О фонде поддержки малого
предпринимательства и развития
конкуренции» и от 29 апреля 1994
г. «О мерах государственной
поддержки малого предпринимательства».
Кроме того, Государственной Думой
14 июня 1995 г. принят Федеральный
закон «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Российской Федерации». Они направлены
на реализацию государственных
и муниципальных программ поддержки
предпринимательства, которые расширяют
потенциальные возможности развития
малых и средних торговых фирм
в масштабе России, обеспечивают
формирование инфраструктуры предпринимательства.
В то же время программами
предусмотрено всемерное содействие
становлению рыночных отношений
и конкуренции.
Современный
этап развития предпринимательства
характеризуется совершенствованием
Налогового кодекса РФ, направленного
на снижение налогового бремени
и совершенствование механизма сбора
налогов, упрощением регистрационно-разрешительных
процедур.
Заключение
В результате
проделанной работы была достигнута
цель: изучение становления коммерческой
деятельности в России, основные
этапы ее развития.
При достижении
данной цели были решены следующие
задачи:
Изучены основные этапы развития
коммерческой деятельности в России;
Рассмотрено становление
коммерческой деятельности в России.
Российская
практика развития предпринимательства
весьма уникальна, хотя бы потому,
что произошёл резкий переход
от административно-командной экономики
к рыночной в обстановке полномасштабного,
длительного и системного кризиса всего
общества.
Сущность понятия
термина «предпринимательство»
расширилась. В настоящее время
мы понимаем его как: «целесообразную
деятельность, направленную на получение
прибыли или процесс удовлетворения постоянно
растущих потребностей, осуществляемая
от своего имени, под свою имущественную
ответственность».
Надо отметить,
что в настоящее время в
России наблюдается экономический
рост и необходимые ресурсы
для развития предпринимательской
деятельности. Но страна всё равно
развивается не равномерно, темпы
развития ниже, чем в развитых
странах. Государство не достаточно
уделяет внимание на развитие предпринимательской
деятельности в России. Кроме того сами
предприниматели ожидают помощи от государства
не проявляют активности и смекалки.
Список литературы
1. Асаул А. «Закономерности
и тенденции развития современного предпринимательства»,
2008. – 314 с.
2. Арустамов Э.А., Андреева
Р.С. «Организация предпринимательской
деятельности. Основы бизнеса», 2008. – 278
с.
3. Конституционное право
России: схемы, таблицы, нормативные
акты, Севостьянов Н.В., Серия «Учебники
и учебные пособия», Ростов-на-Дону,
«Феникс», 1998 – 320 с.
4. Симионова Ю.Ф. «Экономика
предпринимательства», 2008. – 115 с.
5. Предпринимательство: Учебник
для вузов/ под ред.проф. В.Я.Горфиннеля,
проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А.Швандара. –
М.: ЮНИТИ, 2000.- 475 с.
6. Предпринимательство на
пороге третьего тысячелетия:
Блинов А.О.; Шапкин И.Н. – М.:
МАЭП, ИИК, «Калита» 2000 г. – 152 с.
7. Черутова М.И. «Организация
предпринимательской деятельности», 2008.
– 98 с.