Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 15:20, реферат
Комплекс по производству товаров народного потребления - важная составная часть экономики страны, которая должна способствовать стабилизации общеказахстанского потребительского рынка. Среди непродовольственных товаров выделяются изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения (более 80%), произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска продукции легкой промышленности связано с катастрофическим падением объемов производства и неспособностью предприятий конкурировать с дешевыми импортными товарами, заполнившими рынок.
Введение..........................................................................................................3
1.Понятие легкой промышленности…………………………………………4
2. Особенности планирования подготовки производства предприятий
легкой промышленности ……………………………………………..............4
3. Этапы производства....................................................................................6
Заключение......................................................................................................9
Список использованной литературы.............................................................10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ «МИРАС»
СРС
Тема: «Развитие легкой промышленности»
Шымкент 2014 г.
Содержание:
Введение......................
1.Понятие легкой промышленности…………………………………………
2. Особенности планирования подготовки производства предприятий
легкой промышленности …………………………………………….............
3. Этапы производства..................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Легкая промышленность входит в комплекс отраслей производящих товары народного потребления. Легкая промышленность объединяет группу отраслей, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других предметов личного потребления.
Комплекс по производству товаров народного потребления - важная составная часть экономики страны, которая должна способствовать
стабилизации общеказахстанского потребительского рынка.
Среди непродовольственных товаров выделяются изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения (более 80%), произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска продукции легкой промышленности связано с катастрофическим падением объемов производства и неспособностью предприятий конкурировать с дешевыми импортными товарами, заполнившими рынок.
Производство товаров народного потребления - одно из узких мест в
экономики Казахстана.
Структура выпуска товаров народного потребления имеет значительные
региональные различия, связанные с природными, социально- экономическими и демографическими особенностями отдельных территорий.
Экономические и природные предпосылки района предполагают строгую направленность развития каждой отрасли комплекса, приоритет имеют те, которые могут занять устойчивое место на внутреннем казахстанском рынке.
Легкая промышленность - это отрасль по производству товаров народного потребления, которая должна обеспечивать потребности населения страны. Главная задача легкой промышленности заключается в удовлетворении растущих потребностей всех слоев населения. Планирование развития и управление устойчивым функционированием предприятий легкой промышленности имеет особенности, обусловленные переходом от планового хозяйствования к рыночной экономике и составом занятого персонала, что актуализирует их реструктуризацию по экономическим и социальным причинам (необходимость трудоустройства женщин). Решающую роль в этом процессе играет качество управленческих решений, принимаемых с учетом многочисленных факторов риска и неопределенности, результатов анализа экономической ситуации не только предприятия, но и в более широком аспекте - в разрезе отдельного территориального образования и региона в целом, в неразрывной связи экономических и социальных явлений, с учетом интересов всех субъектов экономической деятельности.
1.Понятие легкой промышленности
Лёгкая промышленность - совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении.
Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.
История человеческого общества немыслима без легкой промышленности. С развитием человека, росли его потребности и в частности потребности в одежде, обуви, тканях, предметах роскоши, следовательно, развивалось текстильное, швейное, кожевенно-меховое и обувное производства. Толчком к индустриализации и развитию капитализма послужило развитие текстильного производства.
Сегодня к легкой промышленности относят 17 подотраслей. Наиболее крупные из них: текстильная промышленность, состоящая из: хлопчатобумажной промышленности; шерстяной; льняной и пенько-джутовой; шелковой; промышленности, выпускающей технический текстиль; нетканые материалы; трикотажной; чулочно-носочной; ковровой; ниточной и т.д.;
швейная; кожевенная; меховая; обувная; искусственных кож и полимерно-пленочных материалов.
Однако, в настоящее время можно назвать новую - 18-ую подотрасль легкой промышленности - "индустрия моды", которая на сегодняшний день обогнала по своим объемам производства и количеству занятых в ней людей многие традиционные подотрасли легкой промышленности (например, уже почти никто не помнит о существовании шорно-седельной подотрасли).
2. Особенности планирования подготовки производства предприятий легкой промышленности
Планирование- предвидение и поэтапная организация деятельности предприятия. Переход производственных предприятий на работу в условиях стихийно управляемого рынка, полного самоуправления и самофинансирования предусматривает:
*самостоятельное обеспечение технического, производственного и социального развития за счет заработанных средств;
*полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками;
*осуществление внутренней перестройки планирования на основе расширения прав и усиления экономической ответственности филиалов, цехов и отделов предприятий за обеспечение и повышение стабильности их работы;
*ориентация предприятия на получение прибыли.
Прибыль становится основой успешной деятельность и предприятий как главный обобщающий экономический показатель, источник, обеспечивающий экономическое, научно-техническое и социальное развитие. Планирование производства на предприятии -- это точное предвидение и программирование на текущий период и на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. План всегда устремлен вперед, в будущее. Цели и задачи плана на всех этапах его исполнения увязываются с ресурсами, необходимыми для получения заданного результата.Технология планирования включает: 1) определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия (стадия предплановых разработок); 2) оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;3) детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным исполнителям, в том числе по рабочим местам и срокам исполнения; 4) детальные расчеты затрат и получаемых результатов по этапам и на весь период планирования; 5) организацию и контроль исполнения плана.
Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации:
*наличие и структура производственных мощностей, потенциальные возможности переналадки оборудования на выпуск новых изделий;
*кадры, их численность и профессиональный состав;
*финансы (в том числе собственные и заемные средства);
*наличие и потребность в оборотных средствах (включая запасы); степень готовности и структура новых научно-технических разработок и др.
Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана. Она включает:
*анализ ресурсов и потенциала предприятия; *прогнозирование предстоящей деятельности предприятия; *маркетинг рынков продаж и закупок. Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей: *плана производства и реализации продукции; *плана материально-технического обеспечения; *плана по кадрам и заработной плате; *перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям; *финансового плана.
3. Этапы производства
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и повремени действия. Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как: 1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно- технические, социально-трудовые снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев различают такие виды, как корпоративное и заводское - на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место; 3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования; 4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным(от 3 до 10 лет); 5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; 6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным; 7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов; 8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения.
На предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:
1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения; 2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия. 3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.
Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.
Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства.
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:
-- принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.;
-- принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план;
-- принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством,
-- принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;
-- принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними.
В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.
1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. 2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернати.4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники. 6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования. 7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.