Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:20, курс лекций
Менеджмент: понятие, история развития менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности. Задачи менеджмента.
Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка
и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний
и профессиональной деятельности, направленная на формирование и
достижение целей организации путем рационального использования всех
ресурсов.
Необходимо:
•планировать все виды медицинской помощи, обеспечивая максимально возможную координацию и преемственность между, ними (такое планирование следует осуществлять как до момента поступления больного в медицинское учреждение, так и в процессе лечения, то есть в американских терминах - на основе перспективного и текущего анализа);
•собирать информацию и анализировать уже оказанную медицинскую помощь на основе сравнительного анализа (ретроспективный анализ);
• санкционировать получение определенных видов помощи, обеспечивая соответствие случая заболевания уровню оказания помощи (в США это называется перспективным анализом).
Необходимо сформировать в медико-страховых ассоциациях (МСА) целостную систему управления использованием ресурсов, в максимальной степени учитывающую отечественные традиции в области организации медицинской помощи и опирающуюся на зарубежный опыт.
В качестве основы такой системы по управлению ресурсами в МСА предлагается:
1.Создать службу управления использованием ресурсов (УИР) в системе МСА.
2.Разработать комплексный план управления медицинской помощью (КПУМП) членами МСА.
3. Провести комплекс мероприятий по реализации этого плана.
Страховщик после проработки КПУМП доводит до учреждения план его финансирования за счет средств ОМС. Учреждение разрабатывает смету расходов, в которой отдельной строкой учитывается эта сумма, и представляет ее на утверждение органу, осуществляющему управление учреждением в области финансов от имени собственника (орган управления здравоохранением, финансовый орган). Последний рассматривает смету и определяет объем финансирования учреждения в части расходов, не покрываемых за счет средств ОМС.
Вторым важнейшим
моментом в области организационно-
Не менее важно создать систему стимулов и самой страховой компании, заинтересовывающую ее работников уделять особое внимание эффективности использования ресурсов.
Для планирования и осуществления поставленных задач необходима специализированная служба управления использования ресурсов (СУР). Она должна отслеживать процесс лечения каждого пациента стационара с целью повышения эффективности использования ресурсов.
СУР может быть создана как в рамках МСА, так и непосредственно в стационаре. Учитывая относительно небольшой размер стационаров,входящих в МСА, представляется целесообразным создание СУР в рамках МСА. Более того, возможно, стоит создать единую СУР страховщика с филиалами в конкретных МСА. Такая централизация в условиях отсутствия необходимого опыта позволит обеспечить определенный уровень качества деятельности за счет централизации и концентрации подготовленных кадров.
Тема лекции № 15: «Управление информационными ресурсами.
Содержание: «Информация» в переводе с латинского означает «осведомлять, давать сведения».
Информация - это средство общения людей, через нее мы познаем сведения об окружающем мире и происходящих в нем процессах. С кибернетических позиций понятие «информация» трактуется как мера устранения неопределенности о каком-либо факте или явлении и представляется как совокупность сведений, выступающих объектом передачи, хранения и обработки.
Сама по себе информация может быть отнесена к категории абстрактных понятий, но ряд таких особенностей, как возможность записи, стирания, передачи, приближают ее к материальным объектам. Информация имеет различные формы представления, чаще всего, это печатный текст, документы, таблицы. В последнее время пользуются информацией на различных электронных носителях.
Сбор информации
в системе постоянного
Информация характеризуется:
_ большим объемом необходимых сведений, что требует ее систематизации и процедуры поиска;
_ многократными циклами получения и преобразования информации в установленных временных пределах, что требует постоянных усилий по ее сбору;
_ многообразием источников получения информации;
_ значительным удельным весом качественных сведений, их слабой структурированностью, что создает определенные трудности в процессе сбора и обработки информации.
Чтобы информация была пригодна для принятия какого-либо решения, она должна обладать следующими основными свойствами: достоверностью, актуальностью, полнотой, релевантностью, сопоставимостью, доступностью для восприятия и экономичностью.
Свойства информации
Достоверность — информация должна правдиво без искажений отражать состояние объекта.
Актуальность — данное свойство отражает определенную степень новизны информации, ее своевременность. Неактуальная, устаревшая информация бесполезна или обесценена в значительной степени, поэтому разрыв времени от момента получения информации до ее использования должен быть минимальным. Сроки получения информации определяются скоростью протекания экономических, хозяйственных и производственных процессов, важностью и срочностью решаемых задач.
Полнота — содержание информации должно обеспечивать как необходимые, так и достаточные условия для принятия какого-либо решения.
Требование полноты информации определяется исходя из принципов системности и комплексности принятия требуемого решения.
Релевантность — означает, что предлагаемая информация соответствует решаемой проблеме.
Сопоставимость — определяет возможность сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей и объектов, методологии проведения исследования и методик измерения характеристик.
Доступность - для восприятия информации пользователем означает, что информация должна быть понятна, иметь вид, приемлемый для того субъекта, которому она предназначена, и представлена на удобном для него носителе.
Экономичность - означает, что затраты на получение и переработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат. Вышеперечисленные основные требования по свойствам информации должны выполняться одновременно.
Источники информации:
- источники первичной информации - это непосредственно сам объект исследования, который выдает информацию в соответствии с поставленными целями ее сбора;
- источники вторичной информации это прочие субъекты маркетинговой среды, предоставляющие информацию об объекте исследования в обработанном виде, предназначенном для других целей изучения объекта.
Тема лекции №
16: «Управление трудовыми
Содержание: 1. Специфические особенности управленческого труда.
Основные современные направления управления персоналом
Персонал – личный состав организации (фирмы, предприятия), представляющий собой социальную группу людей, сходных по профессиональным или иным признакам.
Персонал организации выступает специальным объектом управления, направленного на максимальное использование его потенциала для достижения организационных целей.
Цели: согласование интересов и потребностей организации с интересами и потребностями персонала; обеспечение достижения целей организации через организацию поведения и деятельности каждого из ее сотрудников Задачи: мотивация персонала; взаимодействие со службой управления персоналом; развитие и использование профессионального потенциала персонала; использование социально-психологических механизмов (явлений групповой динамики).
Профессиональная
Основные действия руководителя: собеседование и принятие решения о приеме на работу; расстановка кадров; оценка деятельности сотрудников; распределение заданий и контроль за исполнением; принятие решений о перемещениях, освобождении, увольнении сотрудников; материальное и моральное вознаграждение сотрудников; управление льготами и др.
Функции: определение потребности организации в персонале; обеспечение персоналом; развитие персонала; мотивация труда и поведения персонала; правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом
Профессиональная компетентность: знание основ теории и практики управления человеческими ресурсами; социально-психологическая компетентность; осведомленность о стратегии развития, задачах, структуре и потребностях организации Знание трудового законодательства.
1. Качественные
и количественные
Благоприятный режим и условия труда. Культура управленческого труда.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером:
а) юридические нормы
б) моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области, как нравственность и мораль;
в) организационные нормы
- устанавливают структуру
г) экономические нормы - регулируют экономическую деятельность организации. Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру.
В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда.
Культуру управленческого труда принято подразделять на:
1. Личную культуру руководителя, включающую в себя:
уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным;
2. Рациональное
распределение рабочего
а) работа с документами
б) работа с кадрами и
решение социально –
в) решение коммерческих вопросов;
г) совещания, переговоры;
д) непроизводительные затраты времени, не уточненное время.
3. Культуру содержания рабочего места.
4. Культуру проведения массовых мероприятий.
5. Культуру приема посетителей.
6. Культуру в работе с письмами.
7. Культуру речи.
8. Организационную культуру, к числу процедур которой можно
отнести:
а) подбор и расстановку кадров:
б) работу с кадрами, разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы, постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др.
Тема лекции № 17: «Методы нормирования труда
Нормирование труда: понятие, место в системе управления персоналом организации. Функции и принципы нормирования, особенности нормирования труда в современных условиях.
Сущность нормирования труда − установление объективной величины затрат рабочего времени в конкретных условиях. Комплексное обоснование норм труда с учетом взаимосвязи технических, психофизиологических и социальных факторов следует рассматривать, как поиск оптимального значения нормы и определяющих ее характеристик для технологического и трудового процессов.
Предметом нормирования труда является процесс конкретного полезного труда, т.е. сознательная, целенаправленная деятельность человека по созданию потребительных стоимостей, необходимых ему для жизни.
Основные виды норм труда: нормы времени (длительность и трудоемкость производственных операций); норма выработки; нормы обслуживания; нормы численности; нормы управляемости; нормированные задания.
Основными функциями нормирования труда являются распределение по труду, научная организация труда и производства, планирование производства, оценка трудовой деятельности отдельных работников и коллективов, которая служит основанием для морального и материального поощрения и распространения передового опыта.
Содержание нормирования труда определяется его предметом – процессом труда. Оно должно отражать все стороны процесса труда, рабочую силу, средства труда и предметы труда в их взаимной связи и зависимости. Поэтому нормирование труда включает:
Информация о работе Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением