Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:36, курсовая работа
Тема курсовой работы, выбранная мной, несомненно актуальна и необходима к рассмотрению. Региональная политика государства является одним из жизненно необходимых направлений осуществления политики государственного регулирования, так как именно развитие и состояние экономики регионов определяет совокупные показатели достижений экономики Российской Федерации. Региональная политика государства представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. При этом государственная региональная политика проводиться как федеральными органами власти и управления, так и органами власти субъектов Федерации – «политика регионов».
Введение ……………………………………………………………………………………………………………….2
2. Основные цели региональной политики в Российской Федерации ………………..3
3. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления………….4
3.1. Развитие федеративных отношений ………………………………………………………………..4
3.2. Роль местного самоуправления в развитии федеративных отношений ……..7
4. Основные положения региональной экономической политики …8
4.1. Цели и задачи региональной экономической политики ………………………………8
4.2. Методы и формы реализации региональной экономической политики …11
4.3. Государственное регулирование международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации ………………………………………………….14
5. Основные положения региональной политики в социальной сфере …………..16
5.1. Задачи региональной социальной политики ………………………………………………….17
5.2. Региональная политика в области повышения уровня жизни населения …..18
5.3. Региональная политика в сфере занятости ………………………………………………………19
5.4. Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности .21
6. Региональные аспекты национально-этнических отношений ………………………..22
7. Нормативная правовая база региональной политики ……………………………………..25
8. Заключение…………………………………………………………………………………………………………..27
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………
2. Основные цели региональной политики в Российской Федерации ………………..3
3. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления………….4
3.1. Развитие федеративных отношений ………………………………………………………………..4
3.2. Роль местного самоуправления в развитии федеративных отношений ……..7
4. Основные положения региональной экономической политики …8
4.1. Цели и задачи региональной экономической политики ………………………………8
4.2. Методы и формы реализации региональной экономической политики …11
4.3. Государственное регулирование международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации ………………………………………………….14
5. Основные положения региональной политики в социальной сфере …………..16
5.1. Задачи региональной социальной политики ………………………………………………….17
5.2. Региональная политика в области повышения уровня жизни населения …..18
5.3. Региональная политика в сфере занятости ………………………………………………………19
5.4. Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности .21
6. Региональные аспекты национально-этнических отношений ………………………..22
7. Нормативная правовая база региональной политики ……………………………………..25
8. Заключение……………………………………………………
Введение
Тема курсовой работы, выбранная мной, несомненно актуальна и необходима к рассмотрению. Региональная политика государства является одним из жизненно необходимых направлений осуществления политики государственного регулирования, так как именно развитие и состояние экономик регионов определяет совокупные показатели достижений экономики Российской Федерации. Региональная политика государства представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. При этом государственная региональная политика проводиться как федеральными органами власти и управления, так и органами власти субъектов Федерации – «политика регионов».
«Политика регионов»
включает весь спектр
Цель региональной
политики состоит в
К методам проведения региональной политики относятся: выделение «нуждающихся» районов, «реанимация» депрессивных районов, «стимулирующая» политика. «Нуждающимися» считаются те районы, по отношению к которым государство в первую очередь должно проводить региональную политику. «Стимулирующая» политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. «Компенсирующая» политика использует те же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения.
Основными направлениями
региональной политики
Существует также
Данная тема в виду
своей важности для
Целью данной курсовой
работы является попытка
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается
система целей и задач органов государственной власти по управлению
политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а
также механизм их реализации.
Под регионом понимается часть территории Российской Федерации,
обладающая общностью природных, социально-экономических,
национально-культурных и иных условий.
Регион может
совпадать с границами
Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской
Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права,
под ним понимается только субъект Российской Федерации.
Основными целями региональной политики в Российской Федерации
являются:
обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных
основ федерализма в Российской Федерации, создание единого
экономического пространства;
обеспечение
единых минимальных
социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан,
установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от
экономических возможностей регионов;
выравнивание
условий социально-
предотвращение
загрязнения окружающей среды,
последствий ее загрязнения,
комплексная экологическая
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное
стратегическое значение;
максимальное использование природно-климатических особенностей
регионов;
становление
и обеспечение гарантий
3. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Сохранение и укрепление единства и правового пространства
Российского государства во многом зависит от успешного формирования
федеративных отношений, организации взаимодействия федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления.
3.1. Развитие федеративных отношений
Преобразование российской государственности предполагает
последовательную реформу федеративного устройства страны, реализацию в
полном объеме его конституционных основ.
Эти задачи включают в себя:
защиту и
обеспечение интересов
сохранение единства и территориальной целостности Российского
государства;
децентрализацию власти, расширение полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и повышение
степени их ответственности перед населением;
выравнивание реальных прав и компетенции субъектов Российской
Федерации;
осуществление мер экономического, административного и правового
характера, обеспечивающих самостоятельность регионов, сочетание
государственной поддержки отдельных регионов с государственным
стимулированием экономической активности на всей территории России;
реальное обеспечение
действия прав и свобод
на всей территории государства;
четкое определение круга полномочий федеральных органов
государственной власти, которые обеспечивают защиту интересов
Российской Федерации в целом и в то же время не ограничивают
самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов,
отнесенных к их ведению.
Одними из
важнейших положений
Федерации являются:
децентрализация власти путем закрепления за субъектами Российской
Федерации возможно большего числа полномочий в сферах совместного
ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений
федеральными органами государственной власти. Эти меры будут
способствовать повышению эффективности взаимодействия федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, обеспечению стабильности развития и
укреплению единства Российского государства;
обеспечение действия принципа равноправия субъектов Российской
Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами
государственной власти с учетом специфики каждого из них путем
достижения реального конституционно-правового равенства субъектов
Российской Федерации, соблюдения
прав и интересов субъектов
Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных
органов государственной власти.
Следует совершенствовать
законодательный процесс
чтобы мнение субъектов Российской Федерации учитывалось на этапе
разработки концепций законопроектов.
Чрезвычайно важно обеспечить соответствие норм конституций
(уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным
законам. В этих целях необходимо определить порядок приведения
действующих и вновь
принимаемых актов в
Российской Федерации.
Механизмом такого приведения должна стать функционирующая
независимая судебная власть, способная оперативно и непредвзято
рассматривать споры между федеральными органами государственной власти
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особая роль здесь принадлежит Конституционному Суду Российской
Федерации, для повышения эффективности работы которого следует
законодательно определить порядок реализации его решений.
3.2. Роль местного самоуправления
в развитии федеративных
Важную роль в региональной политике призвано играть местное
самоуправление. Дополняя комплекс отношений между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, реформа местного самоуправления
завершает построение целостной системы власти в государстве на
принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Основной задачей органов местного самоуправления является
обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и
достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе
посредством взаимосогласованных действий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Определение
компетенции местного
из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом
Российской Федерации и Российской Федерацией на органы местного
самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии
выполнить. При этом только действительно самостоятельные, независимые
в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного
самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику,
учитывающую потребности населения.
4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Провозглашенное Конституцией Российской Федерации многообразие
форм собственности, новое
геополитическое положение
изменили критерии рациональности территориальной организации
производства, специализации регионов, размещения отдельных
предприятий. Повышение уровня самостоятельности регионов требует
совершенствования экономических, и прежде всего бюджетных,
взаимоотношений с федеральным центром.
Это обусловливает необходимость корректировки целей и задач
региональной политики на обозримый период.
4.1. Цели и задачи региональной экономической политики
Главная цель предстоящего десятилетия - стабилизация
производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов
России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание
научно-технических
в мире.
В связи
с этим усилия органов
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской