Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:29, реферат
На русский язык менеджмент переводится как управление, вид деятельности, направленный на руководство людьми в рамках организационных структур. В широком понимании, менеджмент – это сфера знаний, некий инструмент, функция, посредством которой осуществляется руководство.Управление же можно рассматривать как процесс, состоящий из множества взаимосвязанных действий, называемых управленческими функциями.
Большинство теоретиков и практиков раскрывают понятие менеджмент как умение достигать поставленные цели, используя при этом труд, интеллектуальные способности, а также мотивы других людей.
На русский язык
менеджмент переводится как управление,
вид деятельности, направленный на
руководство людьми в рамках организационных
структур. В широком понимании, менеджмент
– это сфера знаний, некий инструмент,
функция, посредством которой
Управление же можно
рассматривать как процесс, состоящий
из множества взаимосвязанных
Основными этапами процесса менеджмента или управления являются:
1. планирование;
2. организация;
3. мотивация;
4. регулирование и контроль.
Особый интерес представляют регулирование и контроль, представляющие собой заключительный, решающий этап принятия и осуществления управленческих решений, от которых порой зависит успех или полный провал организации.
Регулирование —
это деятельность по поддержанию
в неподвижной системе
Регулирование определятся задачей сохранить стабильное состояние и в производственной подсистеме, и в подсистеме управления.
Функция регулирования определяется нормативностью: в ее поле зрения находится всякое отклонение от нормы.
Координация обеспечивает согласованность действий во времени и пространстве органов управления и должностных лиц, а также между системой в целом и внешней средой. Объектом функции координирования является как управляемая, так и управляющая подсистемы.
Управленческий
контроль — одна из функций управления,
без которой не могут быть реализованы
в полной мере все другие функции.
Управленческий контроль призван обеспечивать
правильную оценку реальной ситуации
и тем самым создавать
В функцию управленческого контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
Так, контроль можно
определить как особый процесс, позволяющий
обеспечить эффективное достижение
цели поставленной перед организацией.
В функцию контроля входят учет (сбор,
обработка) и анализ информации о
фактических результатах
Принято выделять два типа контроля:
– стратегический (или управленческий);
– тактический (или административный).
Стратегический (управленческий) контроль направлен на решение стратегических задач и напрямую связан со стратегическим планированием и управлением.
Тактический, или административный, контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ. планов.
Выделяют также предварительный, текущий и заключительный контроль в организациях.
В литературе существует целый ряд подходов к выделению форм контроля. Так, например, выделяют четыре формы: контроль финансовых ресурсов; контроль материальных ресурсов: контроль человеческих ресурсов и контроль информационных ресурсов.
Некоторые авторы выделяют следующие формы контроля: производственный контроль: управление запасами; контроль качества: финансовый контроль.
Кроме того. выделяют и такие виды контроля, как финансовый, качества продукции, ценообразования, административный (текущий).
Наряду с вышеуказанными типами контроля, следует выделить следующие формы контроля:
– финансовый
– производственный
– маркетинговый контроль
– контроль качества.
Финансовый контроль является основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе получения от каждого подразделения финансовой отчетности по стандартным формам.
Финансовый контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организации — производство, маркетинг и непосредственно само управление. Он включает в себя — бюджеты, анализ рентабельности, анализ относительных показателей и отдачу инвестиций.
Производственный контроль включает в себя шесть функций:
– маршрутизация, то есть последовательность операции;
– загрузка, то есть распределение работ;
– производственные графики, определяющие время, когда должна производиться каждая операция;
– предварительная оценка стоимости выполнения работы;
– диспетчирование — процесс текущего упорядочения работы;
– отправка — завершающая деятельность, в которой проверяется, выполнены ли планы.
Маркетинговый контроль базируется на:
– анализе возможностей сбыта;
– анализе доли рынка;
– анализе соотношения между затратами на маркетинг и сбытом,
– наблюдении за отношением клиентов.
Контроль качества, включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.
Контроль – одна из основных функций менеджмента. Без отлаженной системы контроля в условиях рынка не может успешно функционировать ни одна организации.
Контроль должен охватывать все основные сферы деятельности организации, в том числе внешнюю ситуацию н внутриорганизационные процессы. Причем подразумевается не скрупулезное собирание мелких фактов и событий, а мониторинг всего, что может помочь менеджеру составить полную и точную картину того, что происходит внутри организации и за ее пределами, т.е. во внешней среде.
Система контроля должна быть построена с учетом стратегической направленности, что подразумевает отражение общих приоритетов развития организации. Второстепенные сферы анализа не должны контролироваться слишком часто, что является пустой тратой ресурсов, времени и более того, не имеет практически никакого смысла.
Контроль должен
быть своевременным, так как необходимо
обнаруживать и устранять отклонения,
сразу после их появления. Ревизии
процессе выполнения плана должны быть
определены заранее, в строгой зависимости
от стадии его выполнения и скорости
протекания соответствующих технических,
технологических и
Эффективный контроль требует соответствия его организации структуре и системе управления фирмой, ее планам (но без жесткой к ним привязки).
Система контроля должна быть экономичной, чтобы выгоды, приносимые им, превышали затраты на его проведение. Поэтому необходимо минимизировать все сопряженные с контролем издержки на технические средства, сбор, переработку и хранение информации.
Эффективный контроль
невозможен без учета человеческого
фактора. Поэтому он должен быть не
только объективным, но и доброжелательным,
не допускать скрытого наблюдения за
сотрудниками, значительно ухудшающего
морально-психологический
Принято выделять 4 этапа контроля за исполнение планов организации.
На первом этапе
определяются параметры функционирования
и развития фирмы, которые необходимо
контролировать. На втором этапе контроля
создается модель фирмы, в которой
отражаются потоки ресурсов и информации,
места образования
Третий этап контроля
состоит в регистрации
На четвертом
этапе процесса контроля производится
корректировка деятельности организации,
которая заключается в
Контроль широком смысле – представляет собой основу управления на основе выявленных отклонениям. Сущность этого и состоит в том, что все цели, стоящие перед персоналом организации и ее структурными подразделений, выделяются в систему нормативов, отклонение от которых, выявленные в процессе контроля, служат основой принятия управленческих решений.
Таким образом, важность контроля в управленческом процессе объясняется возможностью регулировать отклонения от нормативов, которые на практике могут быть весьма разными по своим масштабам и по последствиям.
Информация о работе Регулирование и контроль в системе менеджмента