Риски
приема на работу персонала
- На долю кадровых рисков, по некоторым данным, приходится до
- 80%34
- . Управлять кадровыми рисками, т. е. минимизировать возможный ущерб, вызванный несанкционированными действиями персонала, значит обеспечить экономическую безопасность организации.
- Для обеспечения своей ЭБ предприятия используют следующие
- корпоративные ресурсы: капитал, персонал, технологии и информацию, технику и оборудование. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что более чем две трети всех угроз безопасности
- предприятия исходят от собственного персонала или связаны с ним. В связи с этим важную роль играет служба персонала предприятия в вопросах противодействия угрозам безопасности.
- Поэтому видится целесообразным и своевременным обсуждение некоего минимума мероприятий по обеспечению кадровой составляющей, в том числе на стадиях приема и увольнения.
- По мнению Е.С. Жарикова и А.А. Парамонова, традиционно кадровая работа не рассматривалась как зона базового риска, т. е. зона, ошибки в которой обязательно сказываются на результатах
- функционирования и развития предприятия. Лишь в последнее время в рыночных условиях хозяйствования возникло понимание зависимости успехов организаций от подхода к управлению персоналом как к зоне повышенного риска.
Кадровые
риски
- Кадровые риски – это «риски, связанные с вероятностью реализации антропогенных угроз, то есть угроз, исходящих от людей»
- Учитывая, что человеческий фактор опосредует все стороны экономических отношений в организации, можно определить кадровые риски как комплексные, важнейшими из которых являются риски утраты конфиденциальной информации и коммерческие риски.
Отметим в числе кадровых рисков:
- образовательные риски, т. е. нанесение организации прямого материального ущерба в связи с увольнением работника, получившего образование за счет средств организации;
- риски хищения материальных ресурсов организации, связанные с деформированными социальными установками людей, отсутствием должного контроля и учета использования материальных ресурсов, несоблюдением требований законодательства в организации, как со стороны работников, так и со стороны работодателей;
- риски утраты, искажения, хищения информации работниками в процессе ее получения, обработки, хранения, передачи.
- В основе информационных рисков следующие угрозы, исходя-
- щие от персонала:
- 1. модификации, повреждение, разрушение программного обеспечения;
- 2. несанкционированный доступ персонала, превышение полномочий;
- 3. нарушение конфиденциальности, угрозы безопасности со стороны персонала (маскировка под зарегистрированного участника, ложная отправка сообщения, хищение носителей информации, производственных отходов и др.);
- 4. неумышленные действия персонала;
- 5. атака на информационную часть системы защиты (взлом системы защиты, раскрытие, передача, хищение кодов, ключей, паролей)
Факторы
кадровых рисков
- К основным факторам, влияющим на возникновение кадровых
- рисков относят:
- 1. Внутренние факторы, определяющие условия возникновения
- рисков.
(Они управляемы, т.е. зависят от менеджмента предприятия и от внешних факторов).
- 2. Внешние факторы, определяющие степень риска. (Они не управляемы, т. е. не зависят от организационного менеджмента, но определяют кадровую политику предприятия.)
- Так же классифицируются рисковые случаи на случайные (неумышленные) и не случайные (целенаправленные). Соответственно отличаются и причины возникновения кадровых рисков.
- Так, случайные кадровые риски могут быть вызваны следующими причинами:
- отсутствие осознания сути происходящего и последствий своих действий;
- небрежность, невнимательность, нарушение или отсутствие соответствующих правил и инструкций;
- не соответствующее внутрикорпоративное обучение;
- собственным видением ситуации (благие намерения);
- разрыв между истинными и декларированными организационными ценностями.
- Целенаправленное рисковое поведение преимущественно обусловлено:
- собственным видением ситуации (благие намерения);
- личной выгодой;
- индивидуальными ценностями отличными от ценностей организации;
- ;низкой заинтересованностью в существовании (развитии) организации;
- внутрикорпоративные политические интриги, межгрупповые конфликты;
- нелояльность, демотивированность, конфликт (иногда с от-
- дельной конкретной личностью). Нелояльные сотрудники саботируют работу, их мало интересует качество и сроки выполнения, в крайних случаях они могут сознательно наносить вред компании.
Риски
в системе управления персоналом
- Проблема рисков, возникающих в системе управления персоналом, является новой и отражает увеличение значимости человеческого фактора в организационном развитии. Лозунг «кадры решают все» следует в данном случае трактовать так: от кадров зависит как возможность получения сверх прибылей, так и вероятность полного провала организации.
- Управление персоналом базируется на принятии кадровых решений. Кадровые решения всегда принимаются в условиях полной или частичной неопределенности. Диапазон альтернатив решения кадровых задач и возможных последствий для каждой альтернативы прямо пропорционален степени непредсказуемости человеческого поведения. Края диапазона возможных последствий в количественном выражении суть прибыль или убыток. Поэтому регуляция рисков в системе управления персоналом есть необходимый элемент управления организацией, повышения ее эффективности и конкурентоспособности.
можно выделить следующие виды
рисков в системе
управления персоналом
1