Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 22:11, реферат
В данной контрольной работе поставлено несколько целей:
- изучить и раскрыть основные положения и задачи целеполагания, как одной из задач менеджмента;
- рассмотреть порядок и подходы к разработке главной и основных общих целей организации.
В состав общих целей организации входит генеральная цель - миссия и несколько общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих содержание миссии.
Введение……………………………………………………………………….…..2
Миссия как основа для выработки целей организации……………………...…3
Дерево целей, как основной метод формирования целей организации…..…..5
Преимущества метода управления по целям………………………………..…..7
Роль целеполагания……………………………………………………….………9
Долгосрочные и краткосрочные цели………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………........13
Список использованных источников…………………………………………..14
Преимущества метода управления по целям
Одним из средств стратегического управления является управление по целям, так называемый management by objective.
Управление по целям является методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединения, контроля и всех других сфер производственно-хозяйственной деятельности. Этот метод дает возможность оценивать менеджеров на основе их деятельности, а не личных качеств.
Система управления по целям
появилась в ответ на изменение
условий деятельности организаций
в производственной, технической
и социально-экономической
В большинстве случаев
лица, производящие оценку, описывают
прошлую результативность труда
оцениваемого работника. Существует мнение,
что вместо этого руководящим
лицам следует сотрудничать с
подчиненным для выработки
1. Руководитель и подчиненный
проводят встречи для
2. Участники устанавливают
задачи, реальные для выполнения,
стимулирующие, ясные и
3. Руководитель, после обсуждения с подчиненными, указывает время выполнения задач.
4. Устанавливаются даты
встреч и обсуждения
5. Руководитель и подчиненный вносят необходимые изменения в изначальные задачи или цели.
6. Руководитель проводит
оценку результатов и
7. Подчиненный ставит
задачи и цели на следующий
цикл своей работы после
Программы этого типа широко используются в организациях и предприятиях всего мира. Исследования показывают, что хорошо определенная задача является достаточно четкой, стимулирующей и обычно своевременной. Целей достичь легче, если они определены количественно, и если установлена дата окончания работ.
Управление по целям не
лишено определенных недостатков, как
и любой другой метод управления.
К числу таких недостатков
системы управления по целям можно
отнести: отсутствие внимания со стороны
высшего звена управления; искажение
разработанной концепции, вследствие
чего руководители среднего и низшего
звеньев оказывают
Реализация стратегического
плана проходит проверку на свою жизненность,
т.е. производится его оценка. Для
этого разрабатывается
Оценка стратегии
Роль целеполагания
Изначально менеджер дает оценку основным причинам создания его бизнеса. Они, как правило, соответствуют трем целям, стоящим перед фирмой на этом этапе. Во-первых, менеджер определяет общую задачу, которую будет решать его бизнес. Во-вторых, руководитель обычно при постановке целей учитывает значение (имидж), которое будет иметь его фирма и бизнес. И, наконец, менеджер почти всегда определяет миссию фирмы, дающую представление о том, как, каким образом будет происходить движение к цели.
Таким образом, эта фаза является основной для дальнейшей деятельности по составлению плана. Три цели, которые ставятся на этом этапе, являются базовыми параметрами для последующего анализа и составления сначала общего плана, а затем и более детального (эти цели будут рассмотрены подробнее несколько позже).
Следующая фаза процесса планирования не менее важна и предполагает поиск долгосрочных целей и разработку стратегических планов.
Стратегический план включает в себя описание основных планов организации на период в 1-5 лет. Кроме того, в этом плане описывается количество, и сроки капиталовложений в развитие фирмы приблизительно на тот же период времени. Долгосрочные цели устанавливаются после проведения досконального анализа всех возможных вариантов развития производства. Эти возможности возникают из взаимодействия внешнего окружения фирмы и элементов ее внутренней структуры. В результате анализа менеджер определяет рыночный потенциал, пути его реализации, варианты распределения ресурсов и обязательства перед акционерами.
Долгосрочные цели - четкие, простые, соизмеримые положения, содержащие описание результатов, которые фирма стремится достигнуть в период до 5 лет. Когда произведен анализ долгосрочных целей и стратегического плана, работающий в фирме персонал составляет для себя общее представление о том, в каком направлении будет развиваться производство. Но на этом процесс разработки плана не заканчивается. Далее нужно решить, что конкретно будет делать фирма в текущем году.
Краткосрочные цели играют дополнительную роль в процессе постановки целей и составлении плана. Эти цели определяют, что должно быть сделано немедленно для установления соответствия между краткосрочными результатами и долгосрочными перспективами, а также создания основы для наблюдения и контроля за выполнением стратегических решений, принятых ранее в процессе планирования менеджерами компании.
Общие цели.
Чтобы управлять усилиями
и действиями организации в целом,
каждый менеджер должен иметь представление
об общих целях, связанных с фундаментальными
причинами образования
Организационные цели. Цели организации могут быть определены как основная причина ее существования. Основная цель состоит в том, чтобы поддержать прибыль на высоком уровне.
Организационные цели не являются
центральным элементом в
Миссия организации - это элемент общей цели, который выделяет данную организацию среди других и обозначает масштаб ее деятельности, вид продукции и тип рынка. Хорошо разработанное обоснование миссии фирмы должно четко и последовательно соотноситься со структурой и специфическими целями организации.
Опытные менеджеры обычно обращают внимание на три основных элемента в разработке миссии:
1. Основной продукт (услуга), производимый фирмой.
2. Главный рынок для реализации товаров (услуг).
3. Технологическая система производства.
Значение (имидж) организации - это философская и этическая категория, внешне и внутренне соответствующая целям и миссии фирмы. В процессе подтверждения значимости своего производства, главные менеджеры компании пытаются познакомить как можно более широкий круг потребителей со своей продукцией. Одновременно с этим подобная работа проводится и внутри организации.
Для увеличения общественного имиджа компании есть три наиболее простых рекомендации.
1. Каждый служащий должен чувствовать важность того, что он делает.
2. Менеджер должен учитывать
реакцию общества, которая будет
подтверждать или опровергать
мнение руководства о том,
3. Все действия управляющих
должны иметь ориентацию на
увеличение роли фирмы в
Долгосрочные и краткосрочные цели
Помимо долгосрочных целей
менеджер разрабатывает также
В целом могут быть определены восемь наиболее значимых направлений разработки долгосрочных целей.
1. Выживание и рост. Менеджер вносит в него такие показатели, как объем продаж, темпы роста объема продаж, данные о спросе и т.п. Причем показателям роста уделяется особое внимание.
2. Прибыльность. Способность любой фирмы развиваться от достаточного уровня прибыльности.
3. Распределение ресурсов и риски. Цели, связанные с начислениями дивидендов акционерам, можно отнести к разделу "Распределение ресурсов".
4. Продуктивность производства.
5. Конкурентная позиция. Наиболее чутким индикатором успеха или неудач фирмы является ее доля на отраслевом рынке или ее конкурентная позиция.
6. Повышение квалификации
служащих и отношения с
7. Технологическая деятельность.
8. Ответственность перед обществом. Каждая преуспевающая компания на определенном этапе своего развития становится неким социальным институтом, который возлагает на себя определенного рода обязанности перед потребителями и обществом в целом. И в такой компании менеджер при постановке целей будет учитывать все местные, национальные и международные особенности среды.
Заключение
Таким образом, заключительная фаза планирования, в которой цели, опять же, играют значительную роль, требуют от менеджера определить специфические задачи, составить планы для отдельных звеньев его организации. Совершенно ясно, что цели играют важную роль в планировании. Они подчеркивают, что конкретно каждый служащий должен знать. Более того, наличие целей на самых разных уровнях производства создает иерархию целей, которая соотносится с соответствующими элементами структуры организации и различными фазами процесса планирования. Цели создают основу для плана, с одной стороны, и являются руководством к действию для управления - с другой.
Итак, реальное достижение цели - это продвижение по всем фронтам к намеченному образу.
Все цели должны быть согласуемы и совместимы, реалистичны и достижимы, ну и понятны для исполнителей и гибки, ведь показатель гибкости - наличие хорошей обратной связи с реальностью.
Список использованных источников
1. Виханский О.С. Стратегическое
управление. - М.: Гардарика, 2006.
2. Литвак Б.Г. Определение целей организации. // Бизнес, прибыль, право. - 2005. - № 2.
3. Кокорев В.П. Курс
лекций по менеджменту.
4. Литвак Б.Г. Определение
целей организации. Миссия
5. Роббинс С.П., Коултер М. Менеджмент, 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: ИД "Вильямс", 2007.
6. Стратегическое планирование,
маркетинг, обслуживание
7. Чистяков В.М. Прогнозно-
8. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. - М., 2006.
Информация о работе Роль «ценностей высшего руководства» для целеполагания