Роль
и функции Директора по управлению
знаниями
(Chief Knowledge
Officer, CKO
-
- Несмотря на странные титулы, люди, с которыми вы встречаетесь на конференциях, просто замечательны. Они открыты, искренни, они хотят поделиться с вами тем, чем они занимаются. Они напоминают вам людей, которые вовлечены в новое дело и возбуждены своей работой. Но, кроме того, какое-то время они могут потратить на то, чтобы выслушать вас и узнать, как обстоят дела у вас и в вашей организации. Они охотно идут на контакт с вами.
- Больше всего на свете они на самом деле верят в управление знаниями. Они говорят о том, что все должно быть иначе. Они уверены в том, что могут дать своему бизнесу огромные преимущества в конкуренции. Но они не мечтатели, витающие в облаках. Они строго следуют логике бизнеса и нуждам своих организаций. Они расскажут вам, насколько непосредственно то, что они делают, связано с целями их организации. Они расскажут о доходах, они могут привести цифры, а иногда — примеры.
Директор по управлению знаниями
- Директор по управлению знаниями (chief knowledge officer) - это должностное лицо высшего ранга, роль которого состоит в усилении действия знаний, обычно благодаря программе управления знаниями. Иногда на эту должность кто-то назначается исполнительным директором. Уровень директора по управ-т лению знаниями соответствует уровню директора по информационным технологиям, главе отдела кадров и другим подобным должностям.
Кто-то должен
делать это
- Некоторые директора по управлению знаниями (chief knowledge officers, CKO) — самоучки. Джеймс Маклин (James МсКееп) и Сэнди Стэплз (Sandy Staples) из Centre for Knowledge-Based Enterprises (Центра информационных предприятий) в Queen's University (Королевском университете) Канады выяснили, что 25% изученных ими СКО создали свою работу самостоятельно. Эти СКО часто даже сами пишут свои должностные инструкции, хотя у большинства из них таких инструкций нет вовсе. Однако оставшаяся часть — это позиции директоров по управлению знаниями, которые были созданы исполнительными директорами (Chief Executive Officer, CEO).
- Вы также можете встретить термин «директор по управлению обучением» (chief learning officer, CLO). Директор по управлению обучением также является одним из первых руководителей корпорации. В отличие от директора по управлению знаниями, его роль обычно предполагает большую сосредоточенность на применении обучения, на образовании и тренинге. Например, бывший директор по управлению обучением компании General Electric Стив Керр (Steve Kerr) был главой образовательного центра GE
- Такие исполнительные директора измучены внутренними проблемами. Знания не сохраняются или не распространяются по корпорации в должном объеме. Лью Платт (Lew Platt), сначала занимавший пост исполнительного директора в компании Hewlett-Packard, жаловался на то, что его организация не знает, какими знаниями она обладает. Или же корпорация, возможно, прошла процесс реорганизации, слияния или приобретения. Люди, которых можно найти после того, как уляжется пыль, не знают, какими знаниями организация все еще обладает и как выяснить, какими именно.
В поисках
директора по управлению знаниями
- Вспомнив несколько своих знакомых, которые раньше работали директорами по управлению знаниями или продолжают работать в такой должности и сейчас, я составила следующий список их прежних занятий.
- - Антрополог.
- - Специалист по криптографии.
- - Химик.
- - Декан.
- - Директор по информационным технологиям.
- - Разработчик вычислительной техники.
- - Независимый консультант.
- - Собственник небольшого бизнеса.
Директора по управлению знаниями - это
миссионеры
- Директора по управлению знаниями без устали трудятся над распространением своего слова по всем закоулкам организации — среди высшего руководства, среднего и среди всех интеллектуальных работников. Также они стремятся очаровать и завербовать своих друзей, странствующих проповедников. Но этого недостаточно для того, чтобы вы поверили. Вы должны сами присоединиться к их движению. Они хотят иметь последователей, союзников, партнеров и спонсоров.
Директора по управлению знаниями - это
предприниматели
- Будучи самоучками, директора по управлению знаниями стремятся создать что-то новое. Поскольку их область все еще представляется белым пятном, они сами становятся провидцами. Они преобразуют чересчур размытые общие пожелания, высказываемые исполнительным директором, в концепцию, основанную на реальной ситуации. Они определяют, что такое управление знаниями, и создают конкретные программы.
- Директора по управлению знаниями стремятся к риску. Они играют по-крупному, делая ставки в следующих областях:
- - создание новых возможностей;
- - доказательство ценности неизвестных подходов;
- - изменение мышления людей;
- - изменение их практики.
- Свои идеи они черпают из любого источника знаний. Они могут и сами придумать множество новых идей. Они могут присмотреться к другим членам организации, выслушать их и собрать их идеи.
Директора по управлению знаниями - мастера
убеждать
- Директора по управлению знаниями ничего не приказывают. Они используют искусство убеждения, подразумевающее взаимность, обязательства, постоянство и уважительность. Они создают связи, охватывающие всю организацию. Один из способов создать такие связи — завоевать репутацию человека, который всегда готов выслушать все, что вы можете сказать о своих бедах и несчастьях. В разговоре с вами директор по управлению знаниями будет слушать, а не повелевать. Директора по управлению знаниями открыты идеям других людей, но они приносят и свои собственные идеи.
Директора по управлению знаниями -это
специалисты по коммуникации
- Они — мастера разговаривать в лифте. Подумайте о том, сколько времени обычно у вас есть на то, чтобы что-то кому-то объяснить в лифте. Что-то около 30 секунд. За это время вы должны объяснить, что вы собираетесь сделать, как именно вы собираетесь это сделать и какой должен получиться результат. Здесь у вас нет времени даже на то, чтобы перевести дыхание. Директора по управлению знаниями умеют вести такие разговоры не хуже опытных распространителей товаров.
- Также они понимают, насколько важно создать стратегию коммуникаций. Они ищут всевозможные средства коммуникации, стремясь заполучить все доступные. Они выступают на внутренних собраниях. Они публикуются в корпоративных бюллетенях. Они уже создали: множество web-сайтов. Они ищут всевозможные способы распространить свое послание.
Директора по управлению знаниямиразбираются
в ИТ
- Хотя директора по управлению знаниями не обладают техническими знаниями и.опытом директора по информационным технологиям, они понимают возможности ИТ. Они могут определить просчеты в существующей инфраструктуре. Затем они могут дать определенные рекомендации по изменениям, необходимым для осуществления их про грамм. Они также могут обнаружить новые возможности, если таковые нужны. Возможно, им придется даже сначала иметь дело с вопросами ИТ, а уж затем открывать ту или иную программу управлениями знаниями.
Но что же они делают?
- Краткий ответ — много чего. Если говорить более точно, большинство директоров по управлению знаниями заняты созданием программ. Давайте проанализируем работу директора по управления знаниями, рассмотрев типы действий, необходимых для созданий программ:
- - определение недостатков возможностей и производительности;
- - бенчмаркинг (benchmark) новых идей и стандартов производства;
- - интегрирование потребностей различных отделов организации;
- - выравнивание ресурсов — таких как работники, ИТ и деньги;
- - гарантирование того, что информационно-технологическая инфраструктура обеспечивает создание, распределение, сохранение и применение знаний;
- - развитие новых стратегий, подходов, инструментов;
- - выполнение экспериментальных проектов и подходов;
- - создание широкой поддерживающей платформы на всех уровнях управления;
- - сотрудничество с ключевыми фигурами, в том числе с директором по информационным технологиям и главой отдела кадров;
- - использование сильных составляющих культуры, нацеленное на то, чтобы хитрым приемом победить слабость;
- - создание атмосферы, благоприятной для создания и распространения знаний;
- - управление практическими изменениями;
- - демонстрация результатов;
- - закрепление успеха.