Роль и место менеджера в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Менеджер-это одна из самых популярных и высокооплачиваемых профессий нынешнего века. Причем неважно, какой специализации он может быть. Это может быть и заведующая детского сада, и менеджер по рекламе, и управляющий персоналом. Даже Президент тоже является менеджером. Исходя из этого, наука управления приобретает всё большую популярность. Некоторые скажут: «Зачем этому учится? Лидерство закладывается природой!» Но на самом деле это не совсем так. В древнем мире лидерами были самые старые, чуть позже – рожденные в богатых семьях голубых кровей, а теперь – те, кто хочет, может и умеет управлять, двигать прогресс и бизнес вперед. Именно для таких людей современного мира создаются школы бизнеса, где их обучат не просто управлять, а качественно управлять.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Сущность деятельности менеджера……………………………..…5
Сущность понятия менеджер………...……………………………................5
Концепция менеджера………………………………………….…………….8
Управленческий труд………………………………………..………………11
Глава 2. Роль и место менеджера в организации…………………………..15
2.1 Роль и место менеджера в системе управления: управленческие роли менеджера……………………...…………………………………………………15
2.2 Оценка эффективности работы менеджера………………………………..19
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности менеджера на предприятии…………………………………………………...25
3.1 Управление персоналом, профессиональная компетенция и роль менеджера на предприятии……………………………………………………...25
3.2 Основные требования, предъявляемые к менеджеру на предприятии…..29
Заключение……………………………………………………………………...31
Приложение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………..36

Файлы: 1 файл

менеджмент КУРСОВАЯ.docx

— 73.72 Кб (Скачать файл)

Прямые отношения с людьми в межличностных ролях ставят менеджера в уникальную позицию, которая дает возможность получать информацию. Таким образом, три информационные роли, также, характеризуются информационными аспектами менеджерской работы. В роли наблюдателя и контролера менеджер получает и собирает информацию. В роли распространителя менеджер транслирует специальную информацию внутрь организации. Менеджер топ-уровня получает и передает больше информации от людей вне организации, чем менеджер линейного уровня. В роли представителя организации менеджер направляет информацию организации в ее окружение. При этом, топ-менеджера можно считать экспертом производства, тогда как линейный менеджер-эксперт в рамках своего отдела, элемент организации.

 

 

 

3.2 Основные требования, предъявляемые  к менеджеру на предприятии  

К менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена - устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена - постановкой общих целей. Требования можно разделить на 6 основных блоков:

  • Знание специальности: знание технологии производственного процесса и его функционирования; знание теории менеджмента, основных законов и приемов; знание общей экономической теории; знание теории маркетинга; знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
  • Личные качества: умение быть в форме; выносливость в состоянии неопределенности и стресса; выдержка в любой конфликтной ситуации; коммуникативность; умение слушать; интуиция; приспособляемость к ситуации; уверенность в себе; стремление к успеху и готовность работать для этого;
  • Личные способности: умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма); умение распределять обязанности и давать четкие указания; умение стимулировать и мотивировать работников;
  • Интеллектуальные способности: ум и рассудительность; творческий потенциал; умение принять нужное решение; логическое, структурное, системное мышление; интуиция;
  • Рабочие приемы: рациональность и системность в работе; умение максимально концентрироваться; умение принятия решений и снятия проблем; самоменеджмент;

Важной проблемой является отбор и аттестация руководящих кадров. Задачи изучения свойств личности руководителей, их психологической пригодности к выполнению сложных функций управления людьми приобретают особую значимость в современных условиях выделения социальной теории управления (менеджмента) как особой прикладной области психологии. Наиболее обоснованные пути оценки личности руководителя состоят в использовании комплекса методов, среди которых следует выделить:

  • наблюдение и анализ конкретной деятельности руководителя;
  • опрос - анкетирование для выявления самооценки менеджера и его оценки группой;
  • естественный эксперимент (деловые, ролевые игры);
  • экспертные оценки специалистов по управлению;
  • психологическое тестирование с использованием интеллектуальных личностных и профессиональных тестов;
  • социометрия с целью установления престижа в группе и психологической совместимости.

Менеджер должен служить своей организации в полную меру своих способностей, если он стремится добиться личного успеха на руководящей должности. Если есть желание хорошо служить своей организации, менеджер обязан считаться с сослуживцами. Требовательность к себе необходима с точки зрения отношения к делу и к правам других людей. Это как раз то, что требует инициативы, определения личной цели и решимости в ее достижении. Если другие стремятся к этой же цели, то менеджер должен проявить большее упорство и настойчивость в ее достижении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В нашей стране профессия «менеджер» по-прежнему остается одной из самых популярных и, что даже более важно, одной из наиболее востребованных. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются  только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средств.

Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения.

В процессе работы менеджеру приходится выполнять множество функций:

  • Оценка результатов работы;
  • Организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; 
  • Ознакомление с новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
  • Ведение переговоров.

Менеджеры самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно в одночасье. Растут вложения в менеджеров и требования предприятий к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.

Быть менеджером – значить разделять ответственность и за успехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности - не менеджер [16 c.33].

Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведения человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.  

Менеджер должен стремиться к тому, чтобы обладать как можно большим набором качеств, которые помогали бы ему в работе. Без постоянного стремления к самосовершенствованию еще никто не добился заметных результатов.

Именно менеджер способен сделать то, на что неспособны другие: донести до подчиненных сущность стоящих перед ними целей и раскрыть пути их достижения. Таким образом, эта образовательная функция и моральная ответственность и служат, в конечном счете, исчерпывающим определением менеджера.

В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.

Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам. Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

Таблица 1. - Характерные типы менеджеров http://www.viktorova-ts.ru

Тип 

менеджера

Основной принцип деятельности

Характерные черты

1

2

3

Менеджер-патерналист

Быть справедливым, но твердым

Играя роль «главы семьи» по-отечески относится к работникам. При положительной реакции большинства работников это приводит к повышению производительности труда

Менеджер-маклер

Делать все возможное, чтобы смягчить недовольство работников

При условиях кризиса, когда предприятия страдают от перепроизводства товаров, менеджеры умеющие сбывать продукцию обеспечивают движение производства.

Менеджер-организатор

Чтобы принимать решения, необходимо учитывать мнение большого круга людей

Крупное предприятие делает невозможным единоличное управление производством. Возникает необходимость управленческих советов. Руководителем зачастую становится не основатель производства, а специалист со стороны

Менеджер-дипломат

Основная часть рабочего времени используется для установления и развития человеческих контактов

Велика роль менеджеров в посреднической деятельности. Большую часть времени менеджеры посвящают углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношении с властями. Все это требует от менеджера дипломатических способностей

Менеджер-лидер

Чтобы эффективно управлять, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером

Лидерские функции менеджера складываются из двух компонентов - профессионально-технократических и эмоционально-личностных

Менеджер-воспитатель

Степень воспитанности, высокая нравственность работников является  одним из решающих условий роста экономического прогресса

По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Возрастает потребность в повышении технологической эрудиции работников, совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Обладание этими воспитательными способностями необходимо для менеджера, претендующего на успех

Менеджер -инноватор

Внедрение инноваций в современных условиях является одним из важнейших условий успеха предприятия на рынке

Значительно быстрее можно повысить производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» и экономить на введение новшеств

Менеджер-человек

Менеджер — не машина, ничто человеческое ему не чуждо

У каждого менеджера свой характер, состоящий из совокупности многих поведенческих черт, не все из которых способствуют выполнению менеджерских функций. Менеджер должен обладать умом, образованностью, техническими знаниями, силой, тактичностью, энергичностью, решительностью, честностью, рассудительностью и др.

Менеджер-управляющий

В условиях, когда власть не безраздельна, от менеджера требуется проявление, как твердости, так и известной мягкости

Менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога


 

 

 

Источник: http://www.viktorova-ts.ru

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. http://www.citycg.ru.
  2. http://www.viktorova-ts.ru
  3.     Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» 19.09.2013 Статья 'Экономические аспекты управления человеческими ресурсами' из журнала N1'2009
  4.     Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» 26.09.2013 Статья 'Оценка трудового потенциала организации' из журнала N1'2009
  5.     Журнал«Менеджмент в России и за рубежом» Статья "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления". № 4, 2011
  6.     Мазур И.И., Шалиро В.Д., Ольдероги Н.Г. Эффективный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов/ Под общ. ред. И.И.Мазура. – М.: Высшая школа, 2009. – 555с.: ил. – (Современное бизнес образование).
  7.     Менеджмент организации: ведение в специальность: Учебное пособие для вузов/ А.А. Одинцов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 320с.
  8.     Менеджмент. Учебник/Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2009 – 591с
  9.      Менеджмент: Герчикова Н.Н.: Учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАТА, 2009. – 511 с. – (серия «золотой фонд российских учебников»)
  10. Менеджмент: Старцев Ю.Н. Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАТА, 2010. – 410С.
  11. Менеджмент: Учебник для вузов. – под. ред. М. Л. Разу – 2-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2009.-472 с.
  12. Менеджмент: Учебное пособие для студ. учреждений средней проф. образований/ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2011. – 288 с.
  13. Менеджмент: учебно-методический комплекс для подготовки магистров; под общ. ред. А.Л. Гапоненко – В 2 ч.: часть1: учебник – М.: Изд. РАГС, Издательский Дом «ИНФРА-М»,2010. – 480 с.
  14. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 446с.
  15. Российский журнал менеджмента Т.11, №1, 2013 г.  
    Новые исследования С. А. Солнцев. «Изменения на российском рынке труда топ-менеджеров в период кризиса: свидетельства эмпирического исследования»
  16. Российский журнал менеджмента Т.7, №2, 2009 г.  
    Г. В. Широкова, А. И. Шаталов, Д. М. Кнатько. «Факторы передачи управления наемному менеджеру:  
    опыт стран СНГ и Центральной и Восточной Европы»
  17. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зеркало», 2001. – 448с.

Информация о работе Роль и место менеджера в организации