Роль командной работы в организации. Понятие и характеристика команды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 07:05, реферат

Описание работы

В конце 80-х -начале 90-х годов XX века в деловой среде США и Западной Европы появился и быстро завоевал популярность такой метод развития организации, как командообразование. Постепенная эволюция совместной деятельности и становление партиципативной организационной культуры определили составляющие новой доктрины управления персоналом – доктрины командного менеджмента, предполагающей участие работников в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, коллективную ответственность за результаты труда, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов.

Файлы: 1 файл

Роль командной работы в организации готово.docx

— 26.58 Кб (Скачать файл)
    1. Понятие команды

В конце 80-х -начале 90-х годов XX века в деловой среде США и Западной Европы появился и быстро завоевал популярность такой метод развития организации, как командообразование. Постепенная эволюция совместной деятельности и становление партиципативной организационной культуры определили составляющие новой доктрины управления персоналом – доктрины командного менеджмента, предполагающей участие работников в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, коллективную ответственность за результаты труда, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов.

В русском языке слово  «команда» имеет два распространенных значения: команда как приказ и  команда как группа людей, организованная для определенной цели. Нас интересует второе значение этого слова. Однако и в этом значении термин «команда»  несет разный смысл для разных людей. Одни, услышав это слово, вспоминают только о спорте, о тренировках; другие – о совместной деятельности, связанной  с сотрудничеством и помощью  друг другу; третьи думают, что любая  группа, которая работает вместе –  команда; некоторые полагают, что  любая управленческая группа – команда.

В общем контексте команда  определяется как несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы или деятельности. Другое, более сложное определение  термина «команда» – это группа индивидов, которые распределяют между  собой рабочие операции и ответственность  за получение конкретных результатов. Члены команды взаимозависимы в  работе, т. е. для достижения разделяемых  целей они нуждаются в работе других членов.

В данных определениях подчеркивается три важных момента, характерных  для команд: 
1) Взаимозависимость. Каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие члены команды зависят от работы каждого. В команде все делятся рабочей информацией друг с другом. Члены команды также воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга. 
2) Разделяемая ответственность. Ответственность за командные цели понимается и разделяется всеми.

3) Результат. Ответственность за командные результаты разделяется всеми членами группы и фокусирует групповую активность.

Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп  является наличие синергического эффекта, который достигается за счет следующих  факторов: 

  • неограниченной интенсификации труда: для членов команды не существует нормированного рабочего дня; команда нормирует свой рабочий день сама в зависимости от темпов достижения поставленной цели;
  • сокращения потерь рабочего времени путем достижения высокой степени организации труда внутри команды: взаимозаменяемость, повышенная личная инициатива, конструктивная коммуникация, рациональное распределение ролей, работа на опережение;
  • использования корпоративных форм принятия решений, что еще более повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды.

В основе синергетического эффекта команды лежит высокая  мотивация ее членов работать вместе на общий результат. Мотивационный  фон должен достигать такого уровня, который в состоянии «перекрыть»  повышенные требования к исполнительской  дисциплине и инициировать личную инициативу и самоотдачу всех членов команды.

Сам метод командообразования ведет свое начало из двух подходов: 

  • Подход вовлечения персонала – служащих нижнего звена – в процесс решения проблем, получения от них предложений по улучшению производственного процесса, и вообще обратной связи на решения руководства.
  • Менеджмент качества, который допускает непосредственную работу персонала с потребителем и создание команд по улучшению процесса работы.

Предполагается, что метод  команды позволяет в большей  степени уполномочивать персонал на возможность самостоятельного принятия решений и несения ответственности  за свою работу.

    1. «Плюсы» организации команды

 

«Плюс»

Показатель

Содержание

Профессиональный

Время

Команда профессионалов способна быстро и эффективно решить задачу, на которую обычно уходит значительное время.

Креативность

Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая «копилку решений».

Качество

«Кодекс чести» профессионала  не позволит сделать работу некачественно.

Коммуникативный

Стиль

В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки

Координация

В команде не требуется  специальный менеджер, координирующий работу членов команды. Каждый из членов гибко участвует в координации  работ.

Социальный

Имидж

Наличие команды создает  фирме выгодный имидж, вызывая у  клиентов доверие.

Перспектива

При наличии команды фирма  имеет преимущества в получении  выгодных заказов.

Духовный

Ценности

Работа в команде формирует  созидательную систему ценностей  у каждого члена команды.

Рост

Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному  росту членов команды, а значит и  повышает эффективность команды  в целом.


 

    1. «Минусы» организации команды

Создавая команду, важно  помнить и о ее «минусах», их также  немало:

  • Время: процесс командообразования «времяемкий». Чтобы рабочая группа стала командой, требуется немало времени.
  • Деньги: чтобы члены группы стали командой, требуются деньги на дополнительные тренинговые занятия (необходимо сформировать «командный дух»); возможно, потребуются деньги на дополнительное обучение членов команды.
  • «Человеческий фактор»: в команде резко возрастает ценность человека, руководителю и члену команды нужно быть к этому психологически готовыми.
  • Недирективность: административно-командный стиль для управления командой не подходит.
  • «Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью.
  • Хрупкость: в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития. Это категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения.

Т.о. можно сделать вывод  о том, что команда – это группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов. В настоящей команде высоко ценится и играет важную роль каждый ее член, как ни в одной другой модели группы.

4. Эффективность команды.

Невозможно придумать  набор правил, следование которым  обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успеха команды гораздо сложнее, и они  не могут быть сведены только к  выполнению набора предписаний.

К основным элементам эффективности  работы команды относятся:

  • удовлетворение личных интересов членов команды;
  • успешное взаимодействие в команде;
  • решение поставленных перед командой задач.

Эти элементы очень сильно взаимозависимы. Например, личное удовлетворение зависит не только от успешного решения  задач, но и от качества взаимоотношений  в команде, а так же от преимуществ  коллективной формы выполнения командной  работы. Бизнесмены-одиночки, сочетающие в одном лице и владельца и  менеджера, лишены возможности обмениваться идеями со своими коллегами. Работа в  одиночестве может со временем снизить  производительность их труда.

Эффективность команды зависит  так же от следующего шага – от того, что произойдет после достижения поставленных целей. Наблюдения за работой  команд в организациях показывают, что большая часть энергии, если не вся, направляется на решение внешней  задачи (на то, что необходимо получить, когда, с какими средствами и ресурсами).

Естественно, это важно, но нельзя забывать о процессе (каким  образом команда будет работать) и о том, что не исключены конфликты. Например, даже команда, достигшая своих  целей, едва ли может считаться эффективной, если ее члены имеют противоречивые –взгляды и разочарованны в своей организации на столько, что намерены искать другую работу.

Поэтому в качестве дополнительных показателей эффективности команды  можно рассматривать степень  готовности ее членов к выполнению новых задач и наличие у  них желания продолжать совместную работу.

Подводя итог сказанному, можно  отметить, что благодаря хорошо организованной работе команды могут быть достигнуты следующие результаты:

  • Для команды и индивидуальных участников устанавливаются реалистичные, достижимые цели, потому что те, кто являются ответственными за выполнение работы, содействуют их построению.
  • Члены команды и лидеры стремятся поддержать друг друга для того, чтобы сделать работу команды успешной.
  • Члены команды понимают приоритеты друг друга и помогают или поддерживают, когда возникают трудности.
  • Общение открытое. Приветствуются новые идеи, новые методы улучшения работы, постановка новых проблем и т.д.
  • Решение проблем является более эффективным, так как используется опыт всех членов команды.
  • Отдача в работе более значительна, так как члены команды понимают, чего от них ждут, и могут самостоятельно контролировать свою деятельность помимо ожиданий.
  • Конфликт понимается как нормальное событие и рассматривается как возможность решить проблемы. Проблемы, если они вынесены на открытое обсуждение, могут быть решены до того, как станут разрушительными.
  • Команда в целом и индивидуальные участники поощряются за выдающиеся результаты и старание.
  • Приветствуется, когда участники пробуют свои возможности и идеи. Это становится заразительным и стимулирует отдельных личностей к повышению эффективности.
  • Участники команды осознают важность дисциплинированной работы и стараются вести себя в соответствии со стандартами команды.

Обучение эффективной  работе в качестве команды в одной  организации является хорошей подготовкой  для командной работы с другими  организациями.

  В современных условиях главным ресурсом эффективного хозяйствования является корпус специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих процесс управления. От квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы людей и перспективы развития организации. Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Собственно наличие команды является одним из признаков высокоэффективных организаций. Сегодня, в эпоху сильнейшей мировой конкуренции и появления новейших технологий именно командная работа играет ведущую роль в достижении ощутимых организационных результатов, способствует поддержанию конкурентных преимуществ компаний, является инструментом снижения уровня враждебности и ненависти между людьми. Все говорит о том, что работа в команде имеет большие организационные ресурсы как в коммерческой, так и некоммерческой сфере.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОУ ОМСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

 
 

 

 

Реферат

по дисциплине     «Менеджмент»

на тему «Роль командной  работы в организации.

Понятие и характеристика команды»

 

 

 

 

                           Выполнила: Ковтун Е.Г.,

                                  группа УП-31

                           Руководитель: Селиверстова Е.В.

 

 

 

2013г


Информация о работе Роль командной работы в организации. Понятие и характеристика команды