Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 15:30, контрольная работа
Всякая деятельность человека нуждается в управлении. Управление – это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. В понимании управления главную роль играет технология производства, которая лежит в основе организации производства, и, следовательно, управления производством. В этом случае управление определяется через понятие организация и, по существу, оно сводится к организации. Управление – это процесс планирования, организации, средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы.
1.Введение.
2. Роль коммуникации в управлении организацией.
3. Коммуникация: понятие, виды.
4.Заключение.
План.
1.Введение.
2. Роль коммуникации в управлении организацией.
3. Коммуникация: понятие, виды.
4.Заключение.
Всякая деятельность человека нуждается в управлении. Управление – это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. В понимании управления главную роль играет технология производства, которая лежит в основе организации производства, и, следовательно, управления производством. В этом случае управление определяется через понятие организация и, по существу, оно сводится к организации. Управление – это процесс планирования, организации, средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы.
2. Роль коммуникации в управлении организацией.
Коммуникация является и одним из самых важных факторов интеграции управления.
Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это
обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации
невозможно
существование никакой
- это средство, с помощью которого в единое целое объединяется
организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с
помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные
системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется
поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность ,
реализуются цели. Коммуникация стала темой исследований сравнительно
недавно не потому, что древние народы были в неведении о ее важной роли, а
потому что все «знали» о ее необходимости и принимали участие в
распространении информации. Бернанд был одним из первых и по крайней мере
одним из наиболее известных авторов, кто серьезным образом рассматривал
коммуникацию на крупных предприятиях. Он рассматривал ее как средство, с
помощью которого люди объединены в организацию для достижения общей цели.
Это до сих пор остается основной функцией коммуникации. Без коммуникации
невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на
существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой - формирует те
формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и
само управление. Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех
областях управления, она особенно важна для осуществления функции
руководства и лидерства. Согласно исследованиям руководитель от 50 до 90%
своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но
становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы
реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и
процессе принятия решений, не говоря об управленческих функциях
планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен
информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно
назвать коммуникации связующим процессом. Поскольку руководитель исполняет
три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы
сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией
может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для
успеха индивида и организаций необходимы эффективные коммуникации.
Неэффективные коммуникации - одна из сфер возникновения проблем менеджера.
Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в
коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают
хорошо развитым умением устного
и письменного общения и
влияет на обмен информацией. В своей работе я попытаюсь выявить, какие
функции выполняют коммуникации, какие виды коммуникаций встречаются в
менеджменте и какими способами можно сделать коммуникации эффективными.
Согласно ряду опросов, проведенных американскими исследователями организаций, около 250 тыс. рядовых работников 2000 различных компаний, а также 73% руководителей американских, 63% английских и 85% японских компаний считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности их организаций
Действительно, обмен информацией включен как важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации. Это объясняется рядом причин:
руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку; происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников; в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.
В связи с этим одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.
3. Коммуникация: понятие, виды
Сам термин “коммуникация” (от лат. — communicatio — делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX в. (хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория).Термин “коммуникация” быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только развитие различных концепций организаций придало актуальность проблемам, связанным с построением и функционированием коммуникационных сетей.
В практическом плане – это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Основной целью коммуникации является обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления, а также создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
Одним из важнейших инструментов управления в руках руководителя является находящаяся в его руках информация. Используя и передавая эту информацию, а, также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
Существует две основные функции коммуникации: информационная и личностная. Первая осуществляет процесс движения информации, вторая – взаимодействие личностей. Эти две функции теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным её оценкам и индивидуальным интерпретациям.
Коммуникации можно квалифицировать по множеству различных показателей. По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно её открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия фирмы с другими объектами.
Основную
роль в организации играют коммуникации
между уровнями и подразделениями. Информация
перемещается с уровня на уровень в рамках
вертикальных коммуникаций. Она может
передаваться по нисходящей, т.е. с высших
уровней на низшие. Таким путем подчинённым
уровням сообщается о текущих задачах,
рекомендуемых процедурах и т.д. Помимо
обмена по нисходящей, организация нуждается
в коммуникациях по восходящей. Передача
информации с низшего уровня на высший
может существенно влиять на производительность.
В одном реальном примере инженер разработал
более эффективный способ раскроя листового
металла для крыльев самолета, и сообщает
о своей идее непосредственному начальнику.
Если он врывается в его кабинет примерно
с такими словами: "Как хотите, но вы
должны внедрить этот новый способ раскроя",
- руководитель может отреагировать отрицательно.
Но если руководитель решил поддержать
предложение инженера, он сообщит о нем
на следующий, более высокий уровень управления.
Изменение требует одобрения со стороны
управляющего заводом или управляющего
производственными операциями на более
высоком уровне. Налицо ситуация, в которой
нечто, возникшее на низшем уровне организации,
должно подняться на самый верх, последовательно
пройдя все промежуточные уровни управления.
Этот пример иллюстрирует обмен информацией,
происходящий для повышения конкурентоспособности
организации за счет увеличения производительности.
На любом из перечисленных выше уровней
могло быть принято решение об отклонении
новой идеи. Если предположить, что идея
действительно была хорошей, сообщение
инженеру об отклонении его предложения
фактически проинформировало бы его о
том, что организация не стимулирует его
к поиску новаторских предложений, обеспечивающих
сокращение издержек, и к выработке подобных
предложений в будущем. В результате организация
может лишиться многих серьезных возможностей
повышения производительности и получения
экономии.
Коммуникации по восходящей
Т.е. снизу вверх, также
выполняют функцию оповещения верха о
том, что делается на низших уровнях. Таким
путем руководство узнает о текущих или
назревающих проблемах и предлагает возможные
варианты исправления положения дел. Последняя
управленческая инновация в коммуникациях
по восходящей - это создание групп из
рабочих, которые регулярно, обычно на
1 час в неделю, собираются для обсуждения
и решения проблем в производстве или
обслуживании потребителей. Обмен информацией
по восходящей обычно происходит в форме
отчетов, предложений и объяснительных
записок.
Коммуникации могут быть одноканальные и многоканальные. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводится к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Это часто отражает и определённый стиль управления: управление по ограниченному составу проблем или суженной задачи. Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Он как бы не обращает внимания на другие проблемы, все подчиняя одной из них. В этом случае и все его связи сводятся к одной, ограниченной данной проблемой. Напротив, многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем. Кроме того, характеристики одноканальности и многоканальности коммуникаций определяются и системой информационного обеспечения управления. Множество каналов поступления информации, разнообразие информации создают многоканальные коммуникации.
Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот и другой их вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом – напротив, неустойчивые. Все зависит от того как те или иные коммуникации определяют качество управленческого решения, как они влияют на процесс разработки управленческих решений. Конечно, понятие устойчивости коммуникации имеет условный характер. Но каждый менеджер знает, какие связи ему мешают в работе и какие способствуют, какие устойчиво мешают, а какие могут быть быстро безболезненно исчезнуть.
Коммуникации могут быть формал
Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого общения по различным интересам: житейским, психологическим, ситуационным. Это коммуникации, не зафиксированные ни в каких организационных документах или официальных требованиях. Такие коммуникации существуют в любой организации, они играют важную роль деятельности человека, определяют социально-психологическую атмосферу работы. Главное достоинство таких устных коммуникаций состоит в возможности быстрого и полного обмена информацией.
В ходе обмена
обе стороны играют активную роль.
К примеру, если вы как управляющий
описываете одному из подчиненных, как
нужно изменить работу, это только
начало обмена. Чтобы обмен информацией
стал эффективным, ваш подчиненный должен
сообщить вам, как он понимает задачу и
ваши ожидания в отношении результатов
его деятельности. Обмен информацией происходит
только в том случае, когда одна сторона
"предлагает" информацию, а другая
воспринимает ее. Чтобы было именно так,
следует уделять пристальное внимание
коммуникационному процессу.
Коммуникационный процесс - это обмен
информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного
процесса - обеспечение понимания информации,
являющейся приметой обмена, т.е. сообщений.
Однако сам факт обмена информацией не
гарантирует эффективности общения участвовавших
в обмене людей.
Чтобы лучше понимать процесс обмена
информацией и условия его
эффективности, следует иметь представление
о стадиях процесса, в котором участвуют
двое или большее число людей.
В процессе обмена
информацией можно выделить четыре базовых
элемента.
1. Отправитель лицо, генерирующее идеи
или собирающее информацию и передающее
ее.
2. Сообщение, собственно информация, закодированная
с помощью символов.
3. Канал, средство передачи информации.
4. Получатель, лицо, которому предназначена
информация и которое интерпретирует
ее.
При обмене информацией отправитель и
получатель проходят несколько взаимосвязанных
этапов. Их задача - составить сообщение
и использовать канал для его передачи
таким образом, чтобы обе стороны поняли
и разделили исходную идею. Это трудно,
ибо каждый этап является одновременно
точкой, в которой смысл может быть искажен
или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные
этапы таковы:
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала,
3. Передача,
4. Декодирование.
Зарождение идеи
Обмен информацией начинается
с формулирования идеи или отбора информации.
Отправитель решает, какую значимую идею
или сообщение следует сделать предметом
обмена. К сожалению, многие попытки обмена
информацией обрываются на этом первом
этапе, поскольку отправитель не затрачивает
достаточного времени на обдумывание
идеи.
Важно помнить, что идея еще не трансформирована
в слова или не приобрела другой такой
формы, в которой она послужит обмену информации.
Отправитель решил только, какую именно
концепцию он хочет сделать предметом
обмена информацией. Чтобы осуществить
обмен эффективно, он должен принять в
расчет множество факторов. К примеру,
руководитель, желающий обменяться информацией
об оценке результатов работы, должен
четко понимать, что идея состоит в том,
чтобы сообщить подчиненным конкретную
информацию об их сильных и слабых сторонах
и о том, как можно улучшить результаты
их работы. Идея не может заключать в смутных
общих похвалах или критике поведения
подчиненных.Этот пример показывает также
связь между восприятием и коммуникаций.
У руководителя, который считает подчиненных
способными к развитию и совершенствованию,
а значит, нуждающимися в информации с
оценкой результатов их работы, скорее
всего найдутся дельные позитивные идеи
для обмена информацией на указанную тему
по существу. Управляющий, который воспринимает
подчиненных и детей, ждущих, чтобы: их
поправляли и направляли, скорее всего
заложит в свои идеи критицизм отрицательного
свойства, свойственный такому образу
мышления.
Еще один пример потенциальных
проблем на этапе зарождения идеи дает
нам начальник цеха, только что принявший
сообщение от высшего руководства о том,
что компании нужно на 6 % увеличить производство
видеоигр без увеличения сверхурочных
выплат. Если начальник цеха не сможет
сообразить, каким путем лучше всего обменяться
этой информацией с подчиненными и направит
им это сообщение в точности таким, каким
оно было получено, возможны недоразумения,
поскольку рабочие поймут лишь сам факт
того, что изменения необходимы. Если же
руководитель в самом деле продумает те
идеи, которые требуют передачи, он может
прийти следующим заключениям:
1. Рабочие должны понять, какие именно
нужны изменения - прирост производства
на 6% без дополнительных сверхурочных.
2. Рабочие должны понять, почему нужны
эти изменения, иначе они могут сделать
вывод, что компания пытается выжимать
из них побольше, а платить поменьше, и
взбунтоваться.
3. Рабочие должны понять, каким образом
следует осуществить изменения - качество
продукции и уровень брака не должны измениться
вследствие прироста объема производства,
иначе эффективность может снизиться,
а не возрасти, как того требует в своей
сообщении высшее руководство.
Руководители, неудовлетворительно обменивающиеся
информацией, могут действовать неудачно,
поскольку по отношению к ним именно так
действует высшее руководство. Дело в
том, что руководители высшего звена часто
служат ролевой моделью для поведения
подчиненных. Если наши руководителя склонны
к принуждению или не откровенны в обмене
информацией с нами, мы вполне можем повести
себя подобным образам, обмениваясь информацией
со своими подчиненными. Однако вы взводитесь
в ином положении, чем ваше начальство.
Поэтому вовсе необязательно действовать
в том же стиле, даже если этот стиль эффективен.
Что в действительности необходимо, так
это осознать - какие идеи предназначены
к передаче до того, как вы отправляете
сообщение, и уверенность в адекватности
и ваших идей с учетом конкретной ситуации
и цели.
Кодирование и выбор канала
Прежде чем передать
идею, отправитель должен с помощью символов
закодировать ее, использован для этого
слова, интонации и жесты (язык тела). Такое
кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель должен также выбрать канал
совместимый с типом символов, использованных
для кодирования. К некоторым общеизвестным
каналам относятся передача речи и письменных
материалов, а также электронные средства
связи, включая компьютерные сети, электронную
почту, видеоленты и видеоконференции.
Если канал непригоден для физического
воплощения символов, передача невозможна.
Картина иногда достойна тысячи слов,
но не при передаче сообщения по телефону.
Подобным образом может быть неосуществимым
одновременный разговор со всеми работниками
сразу. Можно разослать памятные записки,
предваряющие собрания небольших групп,
для обеспечения понимания сообщения
и приобщения к проблеме.
Если канал не слишком
соответствует идее, зародившейся на первом
этапе, обмен информацией будет менее
эффективен. Например, руководитель хочет
предупредить подчиненного о недозволенности
допущенных последним серьезных нарушении
мер безопасности, и делает это во время
легкой беседы за чашкой кофе или послав
ему записку по случаю. Однако по этим
каналам, вероятно, не удастся передать
идею серьезности нарушений столь же эффективно,
как официальным письмом или на совещании.
Подобным образом, направление подчиненной
записки об исключительности ее достижений
не передаст идею о том, насколько важен
сделанный ею вклад в работу, и не будет
в той же мере эффективным, как прямой
разговор с последующим официальным письмом
с выражением благодарности, также с премией.
Выбор средства сообщения
не должен ограничиваться единственным
каналом. Часто желательно использовать
два или большее число средств коммуникаций
в сочетании. Процесс усложняется, поскольку
отправителю приходится устанавливать
последовательность использования этих
средств и определять временные интервалы
в последовательности передачи информации.
Тем не менее, исследования показывают,
что одновременное использование средств
обмена устной и письменной информацией
обычно эффективнее, чем, скажем, только
обмен письменной информацией. Ориентация
на оба канала заставляет тщательнее готовиться
и письменно регистрировать параметры
ситуации. Однако никоим образом каждый
информационный обмен не должен быть письменным.
В этом случае потоки бумаг становятся
неуправляемыми.
Второй этап станет более
понятным, если представить его себе как
операцию упаковки. Многие действительно
хорошие продукты не наводят сбыта, пока
не обретут такой упаковки, которую потребитель
сочтет понятной и привлекательной одновременно.
Подобным образом, многие люди с прекрасными
идеями не в состоянии упаковать их с помощью
символов и вложить в каналы, значимые
и притягательные для получателя. Когда
такое происходит, идея, будь она даже
распрекрасной, зачастую не находит "сбыта".
Передача
На третьем этапе отправитель
использует канал для доставки сообщения
(закодированной идеи или совокупности
идей) получателю. Речь идет о физической
передаче сообщения, которую многие люди
по ошибке и принимают за и процесс коммуникаций.
В тоже время, как мы видели, передача является
лишь одним из важнейших этапов, через
которые необходимо пройти, чтобы донести
идеи до другого лица.
Декодирование
После передачи сообщения
отправителем получатель декодирует его.
Декодирование - это перевод символов
отправителя в мысли получателя. Если
символы, выбранные отправителем, имеют
точно такое же значение для получателя,
последний будет знать, что именно имел
в виду отправитель, когда формулировалась
его идея. Если реакции на идею не требуется,
процесс обмена информации на этом должен
завершиться.
Однако по ряду причин, о которых речь
пойдет ниже, получатель может придать
несколько иной, чем в голове отправителя,
смысл сообщению. С точки зрения руководителя,
обмен информацией следует считать эффективным,
если получатель продемонстрировал понимание
идеи, произведя действия, которых ждал
от него отправитель.
Информация о работе Роль коммуникации в управлении организацией