РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Управление персоналом»
на тему: «Роль непостоянной занятости
в кризисной экономике»
Выполнила: студентка
Проверила: к.э.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие занятости……………………………………………….……………4
2. Государственное регулирование
занятости…………………………………7
3. Непостоянная занятость:
тенденции развития……………………..……...15
4. Непостоянная занятость: российский
вариант………………………..……18
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованных источников…………………………………………..25
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования,
обусловленные началом экономического
роста в России, поставили перед экономической
наукой и практикой много сложных и принципиально
новых проблем, требующих своего осмысления
и решения.
К числу таких проблем надо
отнести проблему занятости населения,
которая является многоаспектной проблемой
рыночного хозяйства. Исходя из важности
системного характера процессов становления
рыночной экономики, занятость населения
представляет собой не только важный производственный
ресурс общества, эффективное использование
которого является необходимым фактором
ускорения экономического роста, но и
в значительной степени основу для социальной
стабильности в обществе и гармоничного
общественного развития в целом.
В современный период развития
рынка очевидна потребность во всестороннем
анализе и глубокой проработке теоретических
и методологических аспектов государственного
регулирования занятости в целях достижения
наиболее полного использования трудовых
ресурсов общества.
Целью
данного реферата является формирование
понятия о занятости и аспектах
ее регулирования.
Для
достижения цели в реферате
поставлены и решены следующие
задачи:
- дано понятие занятости,
- изучены аспекты государственного регулирования занятости,
- рассмотрена непостоянная занятость.
Реферат
содержит теоретические и статистические
данные по рассмотренным вопросам.
- ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ
Занятость
- это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных
и общественных потребностей, не противоречащая
законодательству Российской Федерации
и приносящая, как правило, им заработок,
трудовой доход (заработок).
Занятыми
считаются граждане:
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Численность экономически активного
населения в РФ к концу октября 2008 г. составила76,2
млн.человек, или более 53% от общей численности
населения страны.
В конце октября 2008 г. 4,6 млн.человек, или
6,1% экономически активного населения,
классифицировались как безработные (в
соответствии с методологией Международной
Организации Труда). В государственных
учреждениях службы занятости населения
в качестве безработных было зарегистрировано
1,2 млн.человек, в том числе 1,0 млн.человек
получают пособие по безработице.
Преобладающая часть занятого населения
сосредоточена в организациях, не относящихся
к субъектам малого предпринимательства.
В сентябре 2008г. в них работало 37,4 млн.человек,
или 52,0% общей численности занятых. Кроме
того, в организациях, не относящихся к
субъектам малого предпринимательства,
привлекалось на условиях совместительства
и по договорам гражданско-правового характера
1,9 млн.человек (в эквиваленте полной занятости).
Данные
о динамике числа замещенных
рабочих мест представлены в
таблице1. [5]
Таблица 1 - Динамика числа замещенных
рабочих мест в организациях (без субъектов
малого предпринимательства)
|
Сентябрь
2008г.,
млн. |
В % к |
Январь-
сентябрь
2008г.
в % к
январю-
сентябрю
2007г. |
Справочно |
сентябрю
2007г. |
августу
2008г. |
сентябрь 2007г.
в % к |
январь-
сентябрь
2007г.
в % к
январю-
сентябрю
2006г. |
сентябрю
2006г. |
августу
2007г. |
Всего замещенных
рабочих мест |
39,3 |
100,6 |
100,1 |
101,2 |
101,3 |
100,0 |
101,4 |
в том числе:
работниками списочного состава (без внешних
совместителей) |
37,4 |
100,6 |
99,8 |
101,0 |
101,2 |
99,7 |
101,3 |
внешними совместителями |
0,9 |
101,3 |
111,9 |
101,5 |
103,2 |
111,0 |
103,0 |
работниками, выполнявшими
работы по договорам гражданско-правового
характера |
1,0 |
101,5 |
102,8 |
106,8 |
104,9 |
102,9 |
102,3 |
Общее число замещенных рабочих мест
для полной занятости работников в этих
организациях, определенное как суммарное
количество работников списочного состава,
совместителей и работников, выполнявших
работы по договорам гражданско-правового
характера, в сентябре 2008г. составило 39,3
млн. и было больше, чем в сентябре 2007г.
на 0,2 млн.человек, или на 0,6%.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
Государство
проводит политику содействия
реализации прав граждан на
полную, продуктивную и свободно
избранную занятость.
Государственная политика в области содействия
занятости населения направлена на:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно - структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм. [1]
В
целях содействия полной, продуктивной
и свободно избранной занятости
населения государство осуществляет:
- разработку планов и программ социально-экономического развития, мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
- разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
- создание государственной службы занятости населения;
- внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
- оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Работодатели
содействуют проведению государственной
политики занятости населения
на основе:
- соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
- оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
- создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств<span class="dash