Роль организационной структуры управления предприятием в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 03:33, контрольная работа

Описание работы

Мною была избрана тема «Роль организационной структуры управления предприятием в рыночных условиях», поскольку именно структура организации должна обеспечить реализацию ее стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное решение основных задач организации. И в широком понимании задача менеджеров при этом заключается в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на нее.

Содержание работы

Введение
1 Понятие организационной структуры

2. Содержание и типы организационных структур управления

3. Проектирование организационной структуры управления

4. Преобразование организационной структуры

Файлы: 1 файл

менеджмент Тезекбаева Айнура БДз1.docx

— 29.23 Кб (Скачать файл)

Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики

 

 

 

 

 

                                 СРС

По дисциплине: Менеджмент

На тему: Роль организационной структуры управления предприятием в рыночных условиях

 

                            

                                Выполнила :Тезекбаева Айнура

                                         Группа: БДз1-11

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек-2013

                                        Содержание

 

Введение

1 Понятие организационной  структуры

 

2. Содержание и типы  организационных структур управления

 

3. Проектирование организационной  структуры управления

 

4. Преобразование организационной  структуры

 

                                     Введение

Мною была избрана тема «Роль организационной структуры управления предприятием в рыночных условиях», поскольку именно структура организации должна обеспечить реализацию ее стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное решение основных задач организации. И в широком понимании задача менеджеров при этом заключается в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на нее.

"Наилучшая" структура  - это та, которая наилучшим образом  разрешает организации эффективно  взаимодействовать с внешней  средой, продуктивно и целеустремленно  распределять и направлять усилие  своих сотрудников, и таким  образом, удовлетворять нужды  клиентов и достигать своих  целей с высокой эффективностью

Данная тема есть актуальной для каждой организации. Существовали организационные структуры бюрократического типа с жесткими иерархическими связями, высокой степенью формализации, централизованным принятием решений. Данная структура  считалась идеальной и эффективной. В тот же время, совсем не брались  ко вниманию, какие организационные структуры и ее управление не могут быть стабильными, они постоянно изменяются и усовершенствуются в соответствии с условиями, которые постоянно изменяются.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     

 

Тема 26. Роль организационной  структуры управления предприятием в рыночных условиях

1. Понятие организационной структуры

2. Содержание и типы организационных  структур управления

3. Проектирование организационной  структуры управления

4. Преобразование организационной  структуры

 

Мною была избрана тема «Роль организационной структуры управления предприятием в рыночных условиях», поскольку именно структура организации должна обеспечить реализацию ее стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное решение основных задач организации. И в широком понимании задача менеджеров при этом заключается в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на нее.

1. Понятие организационной  структуры

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой  в постоянных отношениях, которые  обеспечивают их функционирование и  развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные рабочие, службы и другие звенья аппарата управления, а отношение между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято  разделять на горизонтальные' и вертикальные.

 Горизонтальные связи носят характер согласования и есть, как правило, одноуровневыми.

Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е.. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи отображают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, которые полностью отвечают за деятельность организации или ее структурных подразделов, функциональные связи должны отвечать линии движения информации и управленческим решением тем или другим функциям управления.

Создание структуры является важным элементом в организационной  деятельности фирмы. Выбор эффективной  методики департамента и формирование всего комплекса организационных  структур - также жизненно важный элемент  в деятельности менеджерского корпуса. Как правило, в таких корпорациях  при признаках недостатков в  функционировании высшего звена  менеджмент решает вопрос о необходимости  реорганизации в управленческой структуре.

Таким образом, давая общую характеристику организационной структуры, можно  выделить несколько положений, которые  определяют ее значимость:

- организационная структура фирмы  обеспечивает координацию всех  функций менеджмента;

- структура организации определяет  права и обязанности (полномочие  и ответственность) на управленческих  уровнях;

- от организационной структуры  зависит эффективная деятельность  фирмы, ее выживание и процветание;

- структура, принятая в данной  конкретной фирме, определяет  организационное поведение ее  сотрудников, т.е. стиль менеджмента  и качество работы коллектива.

 

2. Содержание и типы  организационных структур управления

 

Организационные структуры  управления выделяют два типа это-Иерархический и Органический тип структур управления

Иерархический тип структур управления

На протяжении многих десятилетий  организации создавали такие  организационные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических.

Концепция иерархической структуры  была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, который разработал нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования  квалифицированных специалистов на каждой должности; иерархичность управления, при которой низший уровень подчиняется  и контролируется вышестоящими органами. Наличие формальных правил и норм, которые обеспечивают однородность выполнение менеджерами своих задач  и обязанностей; дух формальной безличности, с которыми официальные лица исполняют  свои обязанности; осуществление найма  на работу в соответствии из квалификационных требований к данной должности

Иерархический тип структуры имеет  много разновидностей, но самой распространенной есть линейно-функциональная организация  управления, до сих пор широко еще  используется организациями во всем мире. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация  управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследование и разработки, финансы, персонал и др.). По каждой из них формируется иерархия служб. Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются  показателями, которые характеризуют  выполнение ими своих цели и задач

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они  наиболее эффективные там, где аппарат  управления выполняет рутинные, которые  чаще повторяется и редко изменяются задачи и функции. При такой организации  управления производством предприятие  может успешно функционировать  лишь тогда, когда изменения по всем структурным подразделениям происходят равномерно. Но в реальных условиях этого нет, возникает неадекватность реакции системы управления на требование внешней среды   

Недостаток линейно-функциональной структуры управления на практике усиливаются  за счет таких условий хозяйствования, при которых допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями, у руководителей разных уровней и подразделений, превышаются нормы управления, особенно у директоров и их заместителей; формируются нерациональные информационные потоки, чрезмерно централизуется оперативное управление производством, не учитывается специфика работы разнообразных подразделений, будут отсутствовать необходимые при этом типе структуры нормативные документы, что это регламентируют.

Аналогичные характеристики имеют  и так называемая линейно-штабная  структура управления, которая также  предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных  службах разных уровней. Главная  задача линейных руководителей здесь - координация действий функциональных служб (звеньев) и направление их в русло общих интересов организации.

Разновидностью иерархического типа организации управления есть так  называемая дивизионная структура, первые разработки которой относятся  к 20-х лет, а практическое использование  до 60 - 70-х лет. Этот тип структуры  нередко характеризуют как объединение  централизованной координации с  децентрализованным управлением (децентрализация  при сохранении координации и  контроля).

Органический тип структур управления

Главным свойством структур, известных  в практике управления как гибкие, адаптивные, или органические, есть присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться  к новым условиям, органически  вписываться в систему управления.

Разновидностями этого типа структур есть проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации  управления.

Проектные структуры формируются  при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его  цели, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей

Одной из форм проектного управления есть формирования специального подраздела - проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав обычно включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется так  называемыми проектными полномочиями.

Матричная структура напоминает собой  решеточную организацию, построенную  на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному  руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, со второй - руководителю проекта (целевой программы), что наделенный необходимыми полномочиями для осуществления  процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами  и качеством.

При бригадном типе структуры существенным образом изменяются требования к  квалификации работающих: преимущество отдается людям с универсальными знаниями и навыками, так как только они могут обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при изменении группой  задач, которые выполняются

 

 

 

 

3. Проектирование организационной  структуры управления

 

Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая  структура уже неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

 

Проектирование  организационных структур управления осуществляется на основе взаимодополняющих методов, таких, как метод аналогий, экспертно-аналитический, структуризации целей, организационного моделирование, осуществляется при создании новой организации, проведении различных реорганизационных мероприятий в организации, реструктурировании целевых установок организации, смене ее стратегических ориентиров, различается по масштабам охвата и интервалам времени. Проектирование может осуществляться на основе выработки как индивидуальных, так и типовых управленческих решений.

4. Преобразование  организационной структуры

Любая организация для  того чтобы выжить, вынуждена периодически проводить те или иные организационные  изменения – от небольших частных  нововведений до коренных преобразований.

 

Эти преобразования могут  быть связаны с: 
• изменением основных направлений деятельности, 
• изменением масштабов организации, 
• изменением технологии производства, 
• изменением рынка сбыта, 
• изменением законодательства, 
• необходимостью повышения эффективности деятельности. 
Организационные преобразования классифицируются по следующим признакам: 
• по степени интенсивности – эволюционные и революционные, 
• по целям преобразования – стратегические и тактические, 
• по объему преобразований – охват организации в целом, охват отдельных подразделений, 
• по методам преобразований – административные (путем угрозы дисциплинарных взысканий), экономические (через создание материальной заинтересованности). 
Успех или неуспех организационных преобразований определяется наличием социально-психологических, организационных и информационных предпосылок. Главными условиями удачных преобразований являются: 
• вовлеченность в преобразования максимального числа членов организации, которые разделяют цели преобразований, 
• наличие сильного и мудрого руководителя способного организовать преобразования. 
Объектами организационных преобразований чаще всего являются: 
• структура организации (реструктуризация) - изменение структуры собственности, изменение источников и распределения финансовых ресурсов, изменение организационной структуры (количество уровней иерархии, количество функциональных блоков, количество подразделений, подчиненность подразделений),

Информация о работе Роль организационной структуры управления предприятием в рыночных условиях