Роль решений в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Разработка решений для руководителей включена в их функциональные обязанности, в рамках которых они имеют набор прав и ответственности. В последнее время большое внимание уделяется социальной и экологической ответственности руководителя за результаты принятого им управленческого решения перед своими подчиненными и обществом в целом. Управленческое решение должно поддерживать общемировую стратегию устойчивого развития общества. Кроме того, решения должны учитывать постоянные изменения параметров внешней среды и поэтому требуется постоянное регулирование деятельности организации со стороны руководителя. Оно достигается за счет разработки и реализации многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................
1 Понятие решений, роль и место решений в управлении............................
1.1 Понятие и сущность управленческих решений........................................
1.2 Роль и место решений в управлении..........................................................
2 Классификация управленческих решений....................................................
3Требования, предъявляемые к управленческим решениям.........................
Заключение........................................................................................................
Список литературы............................................................................................

Файлы: 1 файл

реферат управленческие решения.docx

— 61.93 Кб (Скачать файл)

Вышесказанное не означает, что при принятии управленческих решений не принимаются в расчет финансовые, экономические, производственные и другие факторы. Важное значение функции принятия решений для деятельности человека и ее особая роль в процессе управления определяют необходимость рассмотрения всех аспектов этой функции. При научном подходе к функции принятия решений все перечисленные аспекты должны рассматриваться в комплексе.

Комплексный подход обеспечивает полноту изучения этой функции и способствует более глубокому пониманию закономерностей процесса принятия решений.

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность  может быть положена в основу определения  процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.

Процесс управления состоит  из циклически повторяющейся во времени  последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматривается планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 1).  

Рис.1. Процесс управления (макро- и микроциклы управления)

 
          Планирование включает проведение предпланового анализа и разработку планов разной длительности и направленности. Выходом (конечным результатом) планирования является утвержденный план той или иной длительности и содержания.

Организация предполагает адаптацию существующей оргструктуры управления под новые цели и задачи, сформулированные в плане, рационализацию распределения задач, ответственности и прав, решение кадровых вопросов, отслеживание хода выполнения плана и принятие надлежащих мер организационного плана в случает отклонения от него, то есть организационное обеспечение выполнения плана.

Мотивация направлена на стимулирование эффективного труда как руководителей, так и сотрудников организации. Здесь используется весь арсенал современных методов: экономических, социально-психологических, факторов корпоративной культуры. Таким образом, обеспечивается мотивационная поддержка выполнения плановых заданий. Функции организации и мотивации - это функции обеспечения выполнения принятого плана.  
           Иногда между функциями организации и контроля помещают функции координации и регулирования, которые обеспечивают функционирование управляемых процессов в рамках параметров, заданных планом. Они направлены на обеспечение постоянного оперативного руководства подчиненными. Реализация этих функций обеспечивает ритмичную работу организации, быструю расшивку узких мест, оперативное перераспределение ресурсов, предупреждение возможных отклонений, установление нормальных деловых отношений с вышестоящими организациями и смежниками. В основе данных функций - информация о деятельности объекта управления, поступающая по каналам обратной связи.

Данные функции можно  рассматривать отдельно, а можно  их составные подфункции разнести по функциям планирования, организации, мотивации  и контроля. Так, если в ходе реализации плана были выявлены отклонения, то меры по их устранению реализуются при выполнении указанных выше функций, вплоть до изменения плановых заданий.  
Контроль, а мы здесь рассматриваем заключительный контроль, в своей аналитической составляющей направлен на оценку уровня выполнения плановых заданий. Данные контроля, наряду с информацией о состоянии внешней среды, являются необходимыми для разработки плана на следующий плановый период .

Более того, в каждую обобщенную функцию управления можно «встроить» эти же четыре обобщенные функции управления, как это сделано на рисунке 1. для функции планирования. Это означает, что необходимо планировать, организовывать, мотивировать и контролировать плановую деятельность. То же можно сказать и про остальные функции управления.  
Каждая из этих функций в свою очередь может быть представлена совокупностью более частных функций, при выполнении которых принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции.

Существует несколько  точек зрения на место процесса РПУР в управлении организацией. Из всех подходов можно выделить два наиболее часто встречающихся, которые определяют процесс РПУР как:[2,c.17]

  • связующее звено, важную часть для выполнения всех других функций

 управления (планирование, организация, мотивация, контроль).

  • управление есть совокупность циклических действий по разработке и

 принятию управленческих решений.

В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции (таблица 1);

 

Таблица 1 – Решения, типичные для функции управления

Планирование

1. Выбор миссии.

2. Выработка предложений  о ситуации в будущем.

3. Определение целей.

4. Выбор стратегии по  достижению поставленных целей.

5. Формирование мероприятий  по реализации стратегии.

Организация

1. Адаптация организационной  структуры под новые цели и  задачи.

2. Рационализация распределения  задач, обязанностей и прав.

3. Кадровые решения: найм и увольнение, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации.

Мотивация

1. Разработка системы  оплаты труда и премирования, соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации.

2. Выбор социальных методов  стимулирования эффективности труда.

3. Создание надлежащего  морального климата в организации.

4. Разработка мероприятий по использованию факторов корпоративной культуры.

Контроль

Создание системы контроля: выбор методов учета, анализа  и внесения корректив для всех видов контроля (предварительного, текущего и заключительного).


 

Таким образом, управленческие решения выступают способом постоянного  воздействия управляющей системы  на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей.

РПУР представляет собой  процесс, который начинается с возникновения  проблемной ситуации, либо какой-то возможности, и заканчивается выбором решения – действия по устранению проблемной ситуации либо снижением ее остроты или использованием возможности.

Решение – это выбор  альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть  любой функции менеджмента.

Принятие решений в  организациях ( т.е. управленческих решений) имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом. Разработка, принятие и реализация решений является концентрированным выражением самой сущности управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классификация управленческих решений

 

Классификация УР необходима для определения общих и конкретно-специфических  подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие  в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает  решение, форма представления и  передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные  признаки управленческих решений.

Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.[7, c.76]

  1. По продолжительности действия:
  • оперативные;
  • тактические;
  • стратегические.
  1. По числу альтернатив:
  • бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или

 «нет»);

  • малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);
  • многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число

 альтернатив);

  • непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний

 непрерывно изменяющихся управляемых величин).

  1. По субъекту, принимающему решения:
  • индивидуальные;
  • групповые.
  1. По сфере действия (технические, экономические, социальные,

 политические и др.).

  1. По степени неопределенности (полноты информации):
  • решения в условиях определенности;
  • решения в условиях риска (вероятностной определенности);
  • решения в условиях неопределенности.
  1. По степени сложности подготовки управленческого решения:
  • стандартные или программируемые;
  • нестандартные или непрограммируемые.
  1. По степени уникальности:
  • новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это когда

 требуется предпринять  действие, но нет приемлемых альтернатив,  и их приходится впервые разрабатывать;

  • рутинные.
  1. По подходу к принятию решения:
  • интуитивные;
  • основанные на суждении;
  • основанные на рациональности.
  1. По форме отражения (план, программа, приказ, указание).
  1. По типу личности менеджера, принимающего решения:
  • импульсивные – авторы этих решений легко генерируют самые

 разнообразные идеи  в неограниченном количестве, но  не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока», «рывками»;

  • рискованные – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не

 нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей; инертные – становятся результатом осторожного поиска.

  • осторожные – характеризуются тщательностью оценки менеджером

 всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;

  • уравновешенные – принимают менеджеры, внимательно и критически

 относящиеся к своим  действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке.

  1. По степени достижения целей:
  • допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограничениям:

 ресурсным, правовым, морально-этическим;

  • оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум

 (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации; эффективное – характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

Фатхутдинов Р. А. предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам[8]:

  • стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);
  • подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);
  • сфера действия (технические, экономические, политические);
  • цель (коммерческие, некоммерческие);
  • ранг управления (верхний, средний, нижний);
  • масштабность (комплексные, частные);
  • организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и

 групповое);

  • продолжительность действия (стратегические, тактические,

 оперативные);

  • объект воздействия (внешние и внутренние);
  • методы формализации (текстовые, графические, математические);
  • повторяемость (разовые и повторяющиеся);
  • формы отражения (план, программа, приказ, указание);
  • сложность (стандартные и нестандартные);
  • способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Информация о работе Роль решений в процессе управления