Роль руководителя в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – теоретическое обоснование руководителя в роли управления конкретной организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ АСПЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Анализ понятий управления, систем управлений
1.2 Сущность, принцип, функции управления
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1 Роль руководителя в системе управления
2.2 Особенности руководителя
ГЛАВА 3. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «СТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ»
3.1 Анализ руководителя в системе управления ЗАО «Строймеханизация»
3.2. Рекомендации по совершенствованию руководителя в системе управления ЗАО «Строймеханизация»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая работа С ФОРМАТИРОВАНИЕМ.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление, в  широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда включается в систему управления, занимая в ней определенное место. Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге – и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей. Вполне закономерно поэтому, что большое внимание уделяется в настоящее время именно вопросам управления.

Каждый специалист в области управления обязан владеть  теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые  для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Целю курсовой работы – теоретическое обоснование руководителя в роли управления конкретной организации.

Задачи курсовой работы :

  • Провести понятийный анализ управления, определить понятия
  • Определить сущность, принципы и функции руководитель.
  • Рассмотреть роли руководителя в системе управления.
  • Выявить основные характеристики руководитель.
  • Провести анализ руководителя в системе управления конкретного предприятия.
  • Предоставить рекомендации по совершенствованию руководителя в системе управления конкретной организации.

Объект исследования – система управления ЗАО «Строймеханизации». Предмет исследования – руководитель в системе управления.

В первой части курсовой работы изложены теоретические аспекты понятие управления. Определены, сущность и принципы организации управления.

Вторая часть посвящена  рассмотрению характеристик руководителя, его особенностям и роли в системе управления.

В третьей части курсовой приведён анализ руководителя в системе управления ЗАО «Строймеханизация», даны рекомендации по совершенствованию.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ АСПЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Анализ понятий управления, систем управлений.

В настоящее  время вряд ли можно получить однозначный  ответ на вопрос, что такое управление? Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.

1. С позиции классического  менеджмента, управление - это процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и реализовать  цель (цели) организации.

2. С позиции системного анализа, управление - это наука и искусство принятия решений. Процесс управления - это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения.

З. С позиции кибернетики, управление это процесс организации  такого целенаправленного воздействия  на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.

4. С позиции правоведения, управление - это государственное правовое регулирование с помощью законов.

5. С позиции  политологии, управление - это управление  обществом, страной, государством: недаром слово «политика» означало  в древнегреческом языке искусство  управлять гражданами, государством.[17]

Управление — функция организованных систем  (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их  структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. [16]

Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. [20]

Оно обусловлено системной природой общества, общественным характером труда, необходимостью общения людей в их жизнедеятельности, в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности.

Управление как общественное явление, отработанное и приспособленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении как субъектом, так и объектом управляющего воздействия выступает человек — сложнейшее биосоциальное создание природы и общества. Влияет и то, что управление органично включено в механизмы взаимодействия природы, человека, общества.

Комплексный и многогранный  характер  управления  порождает теоретические посылки, которые необходимо учитывать при исследовании и научном описании различных его элементов, сторон, их взаимосвязей и проявлений.

Во-первых, каждый подход (взгляд, ракурс) к управлению несет в себе познавательный смысл, "схватывает" и высвечивает какую-то особую грань, сторону этого сложного общественного явления.

Во-вторых, каждый аспект исследования выполняет свою познавательную функцию и их не следует противопоставлять друг другу, выпячивать один и принижать другой, считать один справедливым, а другой ошибочным. Только равноправие и глубина различных аспектов исследования способны приближать к истине.

В-третьих, единство сущности управления предполагает всё же, что различные аспекты исследования управления, выявленные ими различные его элементы, стороны, грани и т. д. должны быть между собой логически согласованы, соотноситься с  сущностью  управления,  отражать и характеризовать именно управление, а не что-то иное, близкое к нему или похожее на него. Это особенно актуально для практики управления, в которой управление проявляет себя как сложная целостность во всем богатстве своих элементов и их свойств. Здесь уже ничего мысленно не выделишь, а надо обо всем знать, все учитывать и использовать. Не случайно самые большие трудности управление вызывает не в познании, а в применении.

Существует немало других подходов, отражающих разнообразие отношения  к управлению. К примеру, Ф.Тейлор - основатель школы научного управления - определял управление как искусство знать точно, что предстоит, сделать и как сделать, это самым лучшим и дешевым способом.

П. Друкер считает, что управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. [19]

По мнению В.Н.Иванова, управление - это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой  средство поддержания целостности  любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития. [8].

В.И. Куценко определяет управление как процесс осознания и организации  решения назревших проблем. Он считает, что к функциям управления должны быть отнесены такие, как усмотрение, осознание, осмысление назревшей проблемы, оценка сложившейся проблемной ситуации.[18]

В английском языке  вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять  армией, предприятием, производством - control (direction); управлять страной - rule; управлять делами - manage; управлять машиной - operate, run; управлять автомобилем - drive; управлять оркестром - conduct; руководить - govern и т.д. В отличие от менеджмента (management), связанного с управлением фирмой, социальное управление (social administration, public administration) обычно связывают с управлением социальной системой, под которой понимается сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

Итак, управление - это процесс непрерывного и целенаправленного  воздействия на объект с целью  достижения необходимых результатов.

По мнению доктора  экономических наук Ирины Ромашивой 
управление включает три аспекта:

а) институциональный - «кто» «кем» управляет;

б) функциональный - «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых;

в) институциональный - «чем» осуществляется управление.[14]

Как соотносятся  понятия «управление» и «менеджмент» чаще всего определяют как целенаправленный процесс планирования и организации предприятия или учреждения в целях координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для достижения конкретных задач. Это понятие характеризует основы управления фирмой, производственным коллективом и т.п. с точки зрения искусства современного управления и, соответственно, менеджмент является одним из направлений науки управления, наряду с государственным, социальным, муниципальным, экономическим, политическим управлением. Следовательно, понятие управления по своему смыслу шире понятия «менеджмент» и они соотносятся как часть и целое.

Менеджеры - это  управленцы, действующие в сферах частного предпринимательства, государственного администрирования, организации науки и культуры и т.п. Главная обязанность менеджера состоит в создании среды и условий, в которых его подчиненные смогут выполнять свою работу настолько эффективно, насколько позволяют их способности. А сам менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь, и мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.

Многие ученые такие как: В.И. Куценко, В.Н.Иванова, П. Друкер, Ф.Тейлор, рассматривают менеджмент через призму процесса принятия решений, считая его основой теории менеджмента. Действительно, принятие решений - важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит и воздействие принимающих решения на тех, кто их реализует.

Таким образом, в науке «менеджмент» существует много определений управления, но точного и конкретного определения управления на сегодняшний день нет . Так как существует немало различных подходов, со стороны различных учёных, отражающих разнообразие их отношения к управлению.

1.2 Сущность, принцип, функции управления.

Особенностью  современного управления является его  направленность на эффективное ведение  хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий (сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений).

Под управляющим  воздействием понимается воздействие  на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

 Прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления — его принципы.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены :

1) Принцип научности требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно).

2) Принцип системности и комплексности требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали.

Информация о работе Роль руководителя в системе управления