Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:56, реферат
Российская модель управления базируется на системе ценностных ориентиров народа, вытекающих из его духовности, традиций, культуры и языка. Многонациональный народ России в основе своей имеет общие ценностные ориентиры. Следовательно, философия построения и организации функционирования систем управления обязательно должна исходить из такого фундаментального принципа, как единение и сохранение народа. В основе такого единения лежат духовность, традиции, язык и культура многонационального российского народа.
РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Российская модель управления базируется на системе ценностных ориентиров народа, вытекающих из его духовности, традиций, культуры и языка. Многонациональный народ России в основе своей имеет общие ценностные ориентиры. Следовательно, философия построения и организации функционирования систем управления обязательно должна исходить из такого фундаментального принципа, как единение и сохранение народа. В основе такого единения лежат духовность, традиции, язык и культура многонационального российского народа. Историю российского менеджмента можно представить в виде таблицы:
История российского менеджмента
Этап |
Основные положения |
Ранний период развития (с1984 по 1992 г.)
|
Появление менеджеров-антрепренеров. Хозяйствующие субъекты назывались кооперативами и позволили их менеджерам-владельцам приобрести необходимые навыки и опыт управления коллективами, освоения новых производств и рынков, взаимодействия с контактными аудиториями, включая органы государственной власти. |
Второй этап (примерно с1992 по 1998 г.) |
Создание нового типа управленцев для сложившейся отраслевой и территориальной производственной структуры российской экономики.
Производственно-хозяйственные предприятиями, расположенными в республиках бывшего СССР были разрушены, требовались поиски других источников сырья, комплектующих, а также рынков сбыта. На втором этапе произошло более четкое разделение менеджеров на три типа— хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал. |
Третий этап начался в 1998 г. |
Более быстрые темпы возникновения группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях и сферах(консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на таких рынках, как, например, фондовый, потребителей фармацевтической продукции, бытовой электроники и электротехники. |
Четвертый этап (будущий период) |
По прогнозам экспертов будет характеризоваться увеличением доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически во всех отраслях и сферах производства и обслуживания. |
Система управления обеспечивает
функционирование предпринимательства.
Она должна быть ориентирована
на возрождение хозяина-
Основы философии управления в значительной степени фокусируются и формализуются в категориях базовых институтов и в институциональных матрицах организации жизнедеятельности государства.
Институциональная матрица- это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер, включая экономику, политику, идеологию. Институциональная матрица обладает одним существенным свойством— она постоянно воспроизводится и составляет базис меняющихся эмпирических состояний конкретного общества.
В настоящее время
выделяются два основных типа
институциональных матриц— «
Коммунальность материально-технологической среды предполагает ее использование как единой нерасчлененной системы: обособление одной из частей грозит распадом всей системы. Соответственно некоммунальность означает технологическую обособленность важнейших элементов материальной инфраструктуры и связанную с этим возможность их самостоятельного функционирования и частного использования.
В русском управлении доминирует идеология целей над ресурсами. Хочется за короткий промежуток времени достигнуть многого, «догнать и перегнать» конкурента. Но ресурсы- это своего рода ограничители или лимитаторы любой цели и задачи. Чтобы выполнять реальные цели, нужно считаться с имеющимися ресурсами. В свою очередь, чтобы ресурсов становилось больше, необходимо обеспечивать достижение реальных целей. То есть это настолько взаимосвязанный процесс, что процесс управления, по своей сути, происходит относительно определения целей(что нужно достигнуть, выполнить) и увязки их с ресурсами(что имеется, чем располагает система).
Исходя из вышесказанного, можно выделить девять правил, которые можно перенять и принять - как руководство к действию в компаниях, фирмах и организациях любого рода деятельности в современной России:
1. Перекрестное использование
персонала(ведущие
2. Использование человеческого фактора(Девиз подобных компаний— «Сначала мы делаем людей, а уже потом- продукцию!»). Служащие должны знать об итогах деятельности своего предприятия (подразделения), о своем личном вкладе. Их допускают к обсуждению дел в компании, даже если приходится жертвовать коммерческой тайной. Считается: лучше допустить частичную утечку информации, но зато вовлечь собственный персонал в дела фирмы;
3. Лаконичность документов (объем даже очень важных служебных записок должен быть не более 1 страницы). Предельное сокращение внутрифирменной отчетности;
4. Система временных
оперативных рабочих групп
для решения конкретных
задач. Обычно в подобные
групп входит около 7 человек.
В них нередко включаются
руководители высокого ранга
(а не их заместители).
Поскольку эти люди очень
занятые, появляется еще один
стимул работать быстро. Такие
подразделения существуют от
нескольких дней до полугода,
в зависимости от поставленной
задачи. Членство в них
добровольное, формальные инструкции
не разрабатывают. Цель— выдать
решение проблемы. Приоритет
отдается эксперименту перед
рассуждениями и
5. Инициатива и
предприимчивость. Решая, запускать
ли в производство то или
иное изделие, руководство
учитывает, есть ли лично
увлеченный поборник новинки.
Климат образцовых компаний
благоприятствует инициативе и
предприимчивости. Существует презумпция
невиновности новатора: если
кто-то хочет забраковать
какой-то проект, то не автор
должен доказывать, что идей
хороша, а тот, кто выступает
против, доказывает ее
6. Терпимое отношение
к неудачам. Даже если поисковая
группа не добилась успеха
и ее распустили, энтузиаста
все равно будут
7. Личный контакт
с каждым подчиненным. Хорошие
компании намеренно стимулируют
неформальное общение своих
служащих. На заседаниях общение
бывает очень раскованное.
Никто не боится высказаться.
Все это резко отличается
от чопорности и формальности
заседаний в обычных
8. Важна производительность
труда«белых воротничков». Особенно
важно за ней следить
в период становления компании
или новой отрасли
9. Никакой дискриминации
в отношении служащих.
Управляющие зарубежных компаний
обычно воздерживаются от немотивированных
увольнений, ущемления прав
пожилых людей. Нередко
используется так называемый
принцип«естественного
Признаки русского стиля менеджмента можно сгруппировать в следующую таблицу:
Признаки русского стиля менеджмента
Признак |
Суть |
1-й признак |
Похож на американский, характеризующийся ориентацией на конечный результат, индивидуализмом в принятии решений, использованием разнообразных средств и методов достижения поставленных целей. |
2-й признак |
Заключается в демократизме общения с сотрудниками, умении использовать социально- работников. |
3-й признак |
Присущий только российскому менеджменту и отличающий его от западного, состоит в осуществлении функций контроля и регулирования процессом(циклом) в целом— от поставки всех видов ресурсов, комплектующих, запасных частей к оборудованию, производства продукции и услуг до сбыта и товаропродвижения. |
4-й признак |
Заключается в горизонтальной интеграции на основе диверсифицированных стратегий проникновения на региональные рынки, участии в выборах губернаторов и мэров городов с целью лоббирования интересов хозяйствующего субъекта на территориальном рынке |
5-й признак |
Заключается в направлении в органы государственной законодательной ветви власти федерального и субъектного уровней менеджеров, представляющих интересы корпорации, для профессиональной деятельности по совершенствованию законодательной базы, налоговой, таможенной и судебной систем. |
6-й признак |
Состоит в недоверии менеджеров
высшего звена своим и не использовании права делегирования части функций и полномочий менеджерам среднего уровня, а также в неумении стимулировать, определять
эффективные экономические управления коллективом менеджеров, выявлять перспективы карьерного роста. |
Перспектива российской модели управления
Сохранение российской модели управления в неизменном виде — крайне маловероятен и внутренне противоречив. «Система управления остается наименее эффективной и наименее модернизированной частью общественного организма». Система управления в ее нынешнем состоянии неадекватна тем историческим вызовам, с которыми на рубеже тысячелетий столкнулась Россия Таким образом, наиболее
вероятной перспективой |