Российская модель управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:56, реферат

Описание работы

Российская модель управления базируется на системе ценностных ориентиров народа, вытекающих из его духовности, традиций, культуры и языка. Многонациональный народ России в основе своей имеет общие ценностные ориентиры. Следовательно, философия построения и организации функционирования систем управления обязательно должна исходить из такого фундаментального принципа, как единение и сохранение народа. В основе такого единения лежат духовность, традиции, язык и культура многонационального российского народа.

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 24.63 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Российская  модель  управления  базируется  на  системе  ценностных ориентиров  народа,  вытекающих  из  его  духовности,  традиций,  культуры  и языка.  Многонациональный  народ  России  в  основе  своей  имеет  общие ценностные  ориентиры.  Следовательно,  философия  построения  и организации  функционирования  систем  управления  обязательно  должна исходить  из  такого  фундаментального  принципа,  как  единение  и  сохранение народа.  В  основе  такого  единения  лежат  духовность,  традиции,  язык  и культура многонационального российского народа.  Историю  российского  менеджмента  можно  представить  в  виде  таблицы:

История российского менеджмента

Этап

Основные положения

Ранний период развития

(с1984 по 1992 г.)

 

Появление менеджеров-антрепренеров. Хозяйствующие

субъекты назывались кооперативами  и позволили их

менеджерам-владельцам приобрести необходимые навыки и

опыт  управления коллективами, освоения новых производств и

рынков, взаимодействия с  контактными аудиториями, включая

органы государственной  власти.

Второй этап (примерно

с1992 по 1998 г.)

Создание нового типа  управленцев для сложившейся

отраслевой и территориальной  производственной структуры

российской экономики.  Производственно-хозяйственные связи  с

предприятиями, расположенными в республиках бывшего СССР

были разрушены, требовались  поиски других источников сырья,

комплектующих, а также  рынков сбыта. На втором этапе

произошло более четкое разделение менеджеров на три типа— 

хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.

Третий этап начался в 1998 г.

Более быстрые темпы возникновения  группы

профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях

и сферах(консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на

таких рынках, как, например, фондовый, потребителей

фармацевтической продукции, бытовой  электроники и электротехники.

Четвертый этап

(будущий период)

По прогнозам экспертов  будет  характеризоваться увеличением

доли профессиональных менеджеров, работающих по найму

практически во всех отраслях и сферах производства и

обслуживания.


 

Система  управления  обеспечивает  функционирование предпринимательства.  Она  должна  быть  ориентирована  на  возрождение хозяина-предпринимателя,  так  как  современная  экономическая  доктрина пока  нацелена  на  предпринимателя,  стремящегося  лишь  получить  как  можно больше  прибыли  или  дохода.  Истинный  хозяин-предприниматель  кроме побудительных  мотивов  получения  прибыли  или  дохода  обладает стремлением  сохранить,  укрепить,  расширить  полноту  функционирования  и развития  той  целостной  одухотворенной  системы  людей  и  процессов,  которую  он  воспринимает  как  свое  хозяйство.  Получение  большего  дохода он  рассматривает  как  одно  из  направлений  в  ряду  прочих,  нацеленных  на функционирование и развитие осваиваемого им пространства.

Основы  философии  управления  в  значительной  степени  фокусируются и  формализуются  в  категориях  базовых  институтов  и  в  институциональных  матрицах организации жизнедеятельности  государства.

Институциональная  матрица-  это  устойчивая,  исторически  сложившаяся  система  базовых  институтов,  регулирующих  взаимосвязанное функционирование  основных  общественных  сфер,  включая  экономику,  политику,  идеологию.  Институциональная  матрица  обладает  одним существенным  свойством—  она  постоянно  воспроизводится  и  составляет базис меняющихся эмпирических состояний конкретного общества. 

В  настоящее  время  выделяются  два  основных  типа  институциональных матриц— «восточная»  и«западная».  В  основе  их  различия  лежит дифференциация  общественных  свойств  материально-технологической  среды.  Для«восточного»  типа,  к  которому  относится  Россия,  характерна,  например,  коммунальность,  а  для«западного»,  к  которому  можно  отнести, например США, - некоммунальность.

Коммунальность  материально-технологической  среды  предполагает  ее использование  как  единой  нерасчлененной  системы:  обособление  одной  из частей  грозит  распадом  всей  системы.  Соответственно  некоммунальность означает  технологическую  обособленность  важнейших  элементов  материальной  инфраструктуры  и  связанную  с  этим  возможность  их самостоятельного функционирования и частного использования.

В  русском  управлении  доминирует  идеология  целей  над  ресурсами.  Хочется  за  короткий  промежуток  времени  достигнуть  многого, «догнать  и  перегнать»  конкурента.  Но  ресурсы-  это  своего  рода  ограничители  или лимитаторы  любой  цели  и  задачи.  Чтобы  выполнять  реальные  цели,  нужно считаться  с  имеющимися  ресурсами.  В  свою  очередь,  чтобы  ресурсов становилось  больше,  необходимо  обеспечивать  достижение  реальных  целей.  То  есть  это  настолько  взаимосвязанный  процесс,  что  процесс  управления,  по своей  сути,  происходит  относительно  определения  целей(что  нужно  достигнуть,  выполнить)  и  увязки  их  с  ресурсами(что  имеется,  чем располагает система).

Исходя  из  вышесказанного,  можно  выделить  девять  правил,  которые можно  перенять  и  принять -  как руководство к действию  в компаниях,  фирмах и организациях любого рода деятельности в современной России:

1.  Перекрестное  использование   персонала(ведущие  специалисты   становятся на  время  агентами  по  сбыту,  продавцами,  то  есть  периодически обязательно   лично  обслуживают  клиентов).  Цель-  непосредственно ощутить   запросы  потребителей  и   проверить  как  эти  запросы  выполняются; 

2.  Использование  человеческого   фактора(Девиз  подобных  компаний—   «Сначала  мы  делаем  людей,  а  уже  потом-  продукцию!»).  Служащие должны  знать  об  итогах  деятельности  своего  предприятия (подразделения), о своем  личном  вкладе.  Их  допускают   к обсуждению  дел в  компании,  даже  если  приходится  жертвовать  коммерческой  тайной.  Считается:  лучше  допустить  частичную   утечку  информации,  но  зато  вовлечь собственный персонал  в дела фирмы; 

3.  Лаконичность  документов (объем  даже  очень  важных  служебных  записок должен  быть  не  более 1  страницы).  Предельное  сокращение внутрифирменной  отчетности;

4.  Система  временных   оперативных  рабочих  групп   для  решения  конкретных  задач.  Обычно  в  подобные  групп  входит  около 7  человек.  В  них  нередко включаются  руководители  высокого  ранга  (а  не  их  заместители).  Поскольку  эти  люди  очень   занятые,  появляется  еще  один  стимул  работать быстро.  Такие   подразделения  существуют  от  нескольких  дней  до полугода,  в  зависимости  от  поставленной  задачи.  Членство  в  них  добровольное, формальные инструкции  не разрабатывают.  Цель— выдать  решение  проблемы.  Приоритет   отдается  эксперименту  перед   рассуждениями и  умозрительными  прогнозами;

5.  Инициатива  и   предприимчивость.  Решая,  запускать   ли  в  производство  то или   иное  изделие,  руководство   учитывает,  есть  ли  лично   увлеченный поборник  новинки.  Климат  образцовых  компаний  благоприятствует инициативе  и   предприимчивости.  Существует  презумпция  невиновности новатора:  если  кто-то  хочет  забраковать   какой-то  проект,  то  не  автор  должен  доказывать,  что  идей  хороша,  а  тот,  кто  выступает   против,  доказывает ее несостоятельность; 

6.  Терпимое отношение  к неудачам. Даже если поисковая  группа не добилась успеха  и  ее  распустили,  энтузиаста  все  равно  будут  подталкивать  к продолжению  работы,  иногда  вместе  с  помощником.  Если  дело «созревает» - рабочую группу  воссоздают заново;

7.  Личный  контакт   с  каждым  подчиненным.  Хорошие   компании  намеренно стимулируют   неформальное  общение  своих   служащих.  На  заседаниях общение   бывает  очень  раскованное.  Никто  не  боится  высказаться.  Все  это резко  отличается  от  чопорности  и  формальности  заседаний  в  обычных компаниях.  Некоторые  образцовые  компании  вместо  лифтов устанавливают   эскалаторы,  чтобы  работники   чаще  встречались  и общались  друг  с  другом.  Новые   здания  проектируются  так   чтобы  в  них было много  небольших конференц-залов с грифельными  досками; 

8.  Важна  производительность  труда«белых  воротничков».  Особенно  важно за  ней  следить   в  период  становления  компании  или  новой  отрасли промышленности.  В  быстрорастущем  производстве  число «синих воротничков»  растет  пропорционально  объему  производства,  а Численность «белых  воротничков»  должна  увеличиться  в 2  раза медленнее,  иначе  компания  быстро  потеряет  конкурентоспособность.  Потеря  производительности  труда«белых   воротничков» —  первый  и  наиболее достоверный признак  кризиса  роста; 

9.  Никакой  дискриминации   в  отношении  служащих.  Управляющие  зарубежных  компаний  обычно  воздерживаются  от  немотивированных  увольнений,  ущемления  прав  пожилых  людей.  Нередко   используется  так называемый  принцип«естественного  изнашивания».  Его  суть  в  том,  чтобы   не  спешить  заполнять  вакансии,  возникшие  вследствие естественных  причин(отставка,  выход  на  пенсию  и  проч.).  Через некоторое   время  может  обнаружиться,  что  многие  из  этих  вакантных   мест безболезненно  вообще  могут  быть  ликвидированы  за  ненадобностью.  Таким  методом  удается  сократить  не  только  отдельные  должности,  но  и целые уровни  управления.

Признаки  русского  стиля  менеджмента  можно  сгруппировать  в следующую таблицу:

Признаки  русского стиля менеджмента

Признак

Суть

1-й признак

Похож на американский,  характеризующийся  ориентацией на

конечный результат, индивидуализмом  в принятии решений,

использованием разнообразных  средств и методов достижения

поставленных целей.

2-й признак

Заключается в демократизме общения с сотрудниками, умении

использовать социально-психологические  методы активации труда

работников.

3-й признак

Присущий только российскому  менеджменту и отличающий его  от

западного, состоит в осуществлении  функций контроля и

регулирования процессом(циклом) в целом— от поставки всех

видов ресурсов, комплектующих, запасных частей к оборудованию,

производства продукции  и услуг до сбыта и товаропродвижения.

4-й признак

Заключается в горизонтальной интеграции на основе

диверсифицированных стратегий  проникновения на региональные

рынки, участии  в выборах  губернаторов  и мэров городов  с целью

лоббирования интересов  хозяйствующего субъекта на

территориальном рынке

5-й признак

Заключается в направлении  в органы государственной

законодательной ветви власти федерального и субъектного  уровней

менеджеров, представляющих интересы корпорации, для

профессиональной деятельности по совершенствованию

законодательной базы, налоговой, таможенной и судебной систем.

6-й признак 

Состоит в недоверии менеджеров высшего звена своим подчиненным

и не использовании права  делегирования части функций  и

полномочий менеджерам среднего уровня, а также в неумении

стимулировать, определять эффективные экономические механизмы

управления коллективом  менеджеров, выявлять перспективы

карьерного роста.


 

Перспектива российской модели управления

Сохранение российской модели управления в неизменном виде — крайне маловероятен и внутренне противоречив. «Система управления остается наименее эффективной и наименее модернизированной частью общественного организма». Система управления в ее нынешнем состоянии неадекватна тем историческим вызовам, с которыми на рубеже тысячелетий столкнулась Россия  

 Таким образом, наиболее  вероятной перспективой российской  модели управления является ее  дальнейшее развитие. Система изменится  в той мере и в том направлении,  насколько это необходимо для  достижения значимых (по мировым  меркам) результатов при условии  сохранения большинства характерных  для нее управленческих инструментов.


 

 

 


Информация о работе Российская модель управления