Российский менеджмент в международной системе координат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Однако предприимчивое купечество, не дожидаясь отмены крепостного права, уже в начале XIX в. стало создавать современные капиталистические предприятия, часто вступая в альянс с помещиками, закупать и использовать новую технику, внедрять методы материального стимулирования, нанимая наиболее квалифицированных из крепостных. Известный пример – Александровская хлопкопрядильная мануфактура (С.-Петербург). Которая в начале XIX в. была оснащена современным механическим оборудованием для прядения хлопка и льна, что ознаменовало создание в России первой фабрики, минуя ручное производство, говорит о том, что развитие систем управления хозяйством в России в начале ХХ века в России аграрное население преобладало над индустриальным.

Содержание работы

1.
Российский менеджмент в конце XIX - начале XX в.в.
стр. 3
2.
Этапы развития менеджмента в СССР
стр. 6
3.
Менеджмент в переходной экономике
стр. 8

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Основные изменения  в России включают переход к рынку  и демократии, распад СССР. В результате перехода к рынку российские предприятия получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу выхода на международные рынки. Вместе с тем ужесточилась конкуренция, на отечественном рынке появились зарубежные производители.

Отпущенные цены, свобода  выбора поставщиков и производителей совместно с внешнеэкономической  либерализацией и неконкурентоспособностью отечественной продукции, а также  ряд других факторов привели к  экономическому кризису и стагфляции. Однако кризис в России имеет структурный характер и требует в дополнение к макроэкономическим антикризисных мер структурного характера. Отсутствие последних в сочетании с жесткой фискальной политикой привело к нехватке денег в реальном секторе экономики и, соответственно, к недостатку у предприятий оборотного капитала, взаимным неплатежам. Предприятия были вынуждены прибегнуть к бартерным обменам и построению бартерных цепочек. Деньги перестали быть существенным средством товарооборота.

Приход иностранных  участников принес как новые возможности, так и новые проблемы. Основными возможностями являются привлечение иностранных инвестиций и приобретение технологического и управленческого опыта. Основной проблемой является неконкурентоспособность отечественной продукции вследствие технологического и управленческого отставания.

Демократические преобразования принесли не только свободу слова  и базу для создания правового  государства, но и необходимость  исполнения федерального и местных  бюджетов. Их хронические дефициты вызвали в конечном счете повышение налогового бремени, удушающего экономику. Возникли бартерные цепочки, взаимные задолженности, многомесячные невыплаты заработной платы.

Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка  труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство. В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные трудности, имеющие в основном внутренний характер и связанные с необходимостью реформирования организации.

Основные цели реформирования организации:

  • обеспечение соблюдения законодательства, требований всех видов права (административного, налогового, трудового, гражданского, конкурентного, экологического, международного и др.);
  • разработка системы менеджмента, максимально учитываю щей экономические законы функционирования рынка, законы организации и охраны окружающей природной среды, научные подходы, принципы и современные методы принятия управленческих решений;
  • повышение конкурентоспособности организации и товаров на основе концепций стратегического и тактического маркетинга, стратегического, инновационного, финансового, производственного и других видов менеджмента;
  • повышение эффективности и устойчивости функционирования организации;
  • защита прав работников;
  • обеспечение всех заинтересованных лиц (учредителей, акционеров, инвесторов и др.) достоверной информацией о финансово-экономическом положении организации.

Прежняя парадигма управления в России базировалась на марксистской трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, план выступал как регулятор производства.

Радикальное изменение, парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды. Так возникла настоятельная потребность в разработке новой парадигмы управления (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Основные положения  старой и новой парадигмы управления

Старая парадигма

Новая парадигма

1. Предприятие – «закрытая»  система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны

1.Предприятие – «  открытая» система, рассматриваемая  в единстве факторов внутренней  и внешней среды.

2. Рост масштабов производства  и услуг.

2. Ориентация на качество  продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.

3. Рациональная организация  производства, эффективное использование  всех видов ресурсов и повышение  производительности труда как  главная задача менеджмента.

3. Ситуационный подход  к управлению, признание важности  быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды.

4. Главный источник  прибавочной стоимости – производственный  рабочий и производительность  его труда.

4. Главный источник  прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями и условиями для реализации их потенциала.

5. Система управления, построенная на контроле всех  видов деятельности, нормах, стандартах  исполнения.

5. Система управления, ориентированная на повышение  роли организационной культуры  и нововведений, на мотивацию  работников и стиль руководства.


 

Децентрализация системы  управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного  отказа от государственного регулирования  социально-экономических процессов  на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку является сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство.

Государство должно устанавливать  и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы  вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д. 
Список использованной литературы

 

  1. Виталий Мельянцев. Россия в мировой системе экономических координат: мифы и реальность. «Вестник Европы» 2003, №9.
  2. Записки предпринимателя. Как открыть свой бизнес и управлять людьми – мысли и истории из жизни: http://www.justsoblogger.com/biznes-i-moral-nesovmestimy/, http://www.justsoblogger.com/zakon-dzhunglej-v-biznese/#more-658, http://www.justsoblogger.com/o-bloge-i-avtore/.
  3. М.Грачев Менеджмент в «международной системе координат». "Экономические стратегии", 1999, №2, стр. 19-32. http://cross-cultural.jimdo.com/eaei_globe.php
  4. Н.В. Латова, Ю.В. Латов. Российская экономическая ментальность на мировом фоне. Общественные науки и современность, 2001, № 4.
  5. П. Н. Шихирев. Введение в российскую деловую культуру. – Москва: ОАО «Типография «НОВОСТИ». 2000. 
  6. Пивоваров С. Э., Максимцев И. Л. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)
  7. Рязанова В.С. История менеджмента Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. – 125 с.
  8. Стратегии бизнеса: аналитический справочник// Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. Клейнера.: Москва, «КОНСЭКО»,1998.
  9. Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. Учебное пособие – СПб.: СПбГУЭФ, 2003.

 


Информация о работе Российский менеджмент в международной системе координат