Руководитель организации и лидер: определение, различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

На каждой ступени власти, в любом ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды власти, и везде есть группа ответственных руководителей, составляющих администрацию, или аппарат власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие («лидер» - ведущий или идущий впереди). Но все ли руководители - лидеры? Иначе говоря, кого из них и почему можно так назвать? Не проще ли обойтись привычным понятием «начальник или руководитель», прежде очень распространенным? Найти ответы на данные вопросы – вот основная цель данной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3
1. Лидерство. Концепции лидерства......................................................5
2. Руководитель или лидер? Сравнительный анализ понятий...........9
3. Взаимодействие лидеров и руководителей.......................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................14

Файлы: 1 файл

реферат по МИиМ Руководитель организации и лидер определение, различия..docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Любое предприятие, учреждение может рассматриваться  в двух планах: как формальная и  неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого  типа - должностные, функциональные; отношения  второго типа - психологические, эмоциональные.

Так вот, руководство, менеджмент - феномен, имеющий  место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный  системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена в социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании предприятия ее нет.

Основные  различия между лидером и руководителем  представим в виде таблицы 1.

Таблица 1. Отличия менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План - основа действий

Видение - основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


 

3. Взаимодействие  лидеров и руководителей

Итак, мы определили, что руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический. И в этом - основное различие между  ними, хотя в то же время имеется  и немало общего.

Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации  отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как  уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а другой - в системе отношений неформальных, неофициальных.

Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) - по неофициальным.

В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной  субординации отношений. Причем в руководстве  он выступает достаточно отчетливо  и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие  гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.

И вовсе  не случайно поэтому, что нередко  лидерство способно переходить в  руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и  настоящем великое множество. В  наше же время хороший руководитель организации - это человек, который  одновременно является лидером и  эффективно управляет своими подчиненными.

Соединение  руководства и лидерства реализуется  по двум направлениям. Во-первых, руководитель должен стремиться к тому, чтобы  стать лидером. Он обязан уметь завоевывать  авторитет среди своих подчиненных, в управлении ему необходимо использовать как официальную власть, так и  личное влияние. Во-вторых, необходимо конструктивное сотрудничество, а лучше  дружба между руководителем и  неформальными лидерами в коллективе. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, необходимо еще раз сказать, что  отличие понятия лидера от руководителя достаточно велико. Лидер не обязан быть руководителем. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных: чего нельзя сказать о менеджменте.

На сегодняшний  день проведено более десяти тысяч  различного рода исследований вопросов лидерства, выделено три традиционные и три современные концепции  лидерства.

Мы выяснили, что лидерство – это влияние  людей, обладающих личным авторитетом, независимо от наличия либо отсутствия у них официальных властных полномочий.

Сегодня активно изучается разница между  менеджером и лидером. Первый управляет  с помощью официальных полномочий, второй влияет на людей своим личным авторитетом.

При рассмотрении разницы между руководителем  и лидером невольно напрашивается  мысль о желательности их соединения в одном лице. Тогда можно использовать преимущества и того, и другого. Именно к этому должен стремиться каждый руководитель. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» - 2001 г.

2 Володько В.Ф. Основы менеджмента, Мн. – 2008

3 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн: БГЭУ, 1996

4 Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. М. –1999.

 


Информация о работе Руководитель организации и лидер: определение, различия