Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:28, реферат
Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования в 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе, а начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа.
Введение.......................................................................................2
1.Основная часть..........................................................................5
1.1 Личность в системе управления...........................................5
1.2 Коллектив и его психологические характеристики...........16
1.3 Власть и способы ее реализации.........................................18
2. Стиль управления и его основы.............................................26
Заключение...................................................................................34
Список литературы......................................................................37
обязанностей оказывается для них привлекательно, а успех служит вознаграждением.
Демократический стиль руководства апеллирует к высшим уровням
потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать
обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу
формулировать собственные
руководство характеризуется
Как у авторитарного, у демократического
стиля руководства выделяют две формы: «консультативную» и «
«Партисипативная» форма демократического руководства предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах (и
тогда они ответят тем же), всегда их выслушивают и используют все
конструктивные предложения, привлекают их к постановке целей и контролю, что дает возможность им не ощущать себя пешками. Все это сплачивает коллектив.
Обычно демократический стиль
в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.
Исследования показали, что в условиях авторитарного
стиля руководства можно
Там же, где речь
идет о необходимости стимулирования творческого подхода
исполнителей к решению поставленных задач,
наиболее предпочтителен либеральный стиль управления.
Его суть состоит в том, что руководитель
ставит перед исполнителями проблему,
создает необходимые организационные
Либерал дает подчиненным свободу в
собственные решения. Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует
благоприятный морально психологический климат в коллективе.
Он порождает доверие между
принятию на себя дополнительных полномочий и ответственности.
Руководитель
же обеспечивает сотрудников информацией,
осуществляет оценку их деятельности,
поощрение, обучение, оказывает помощь
и поддержку, поддерживает благоприятный
морально-психологический
Применение этого стиля находит все
разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и пр.
В передовых фирмах принуждение уступаем место убеждению, строгий контроль — доверию, подчинение — сотрудничеству, кооперации. Подобное «мягкое управление», нацеленное на создание «управляемой автономии» отдельных структурных единиц, облегчает применение описанных методов руководства, что особенно это важно при создании новшеств.
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки «выдвиженцев». Последние от его имени
управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников.
Для оценки эффективности каждого из стилей управления американский ученый Р. Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение, определяемых на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении
руководителя. По его мнению,
в современных условиях оптимальная величина
этого коэффициента составляет 1,9. Иными словами,
сегодня для получения
Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном
случае между авторитарным, демократическим
и либеральным стилями
Стиль,
при котором руководитель ориентируется
на решение поставленной перед ним задачи
(распределяет задания среди подчиненных,
планирует, составляет графики работ,
разрабатывает подходы к их выполнению,
обеспечивает всем необходимым и т.п. )
получил на Западе название инструментального,
или ориентированного на задачу, а стиль,
когда руководитель создает благоприятный
организует совместную работу,
взаимопомощь, позволяет исполнителям
максимально участвовать в
Ориентированный на подчиненных стиль руководства, близкий
к демократическому, способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству людей, улучшает их удовлетворенность
работой, привлекателен. Его применение снижает текучесть, прогулы, травмы, создает более высокий моральный настрой, улучшает атмосферу в коллективе и отношение подчиненных к руководителю, поскольку тот беспокоится об их потребностях, прислушивается к мнениям, создает комфортную обстановку.
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во многом аналогичного авторитарному, состоят в быстроте принятия решений и действий, обеспечения единства целей и строгого контроля за работой подчиненных. Руководитель здесь в основном информирует
подчиненных об их обязанностях,
задачах, определяет, как их нужно решать,
распределяет обязанности, утверждает
планы, устанавливает нормы, контролирует.
Однако такой стиль управления ставит исполнителей
в положение зависимости,
Обычно руководители используют либо демократический, ориентированный на человеческие отношения и автократический, ориентированный на работу стили.
Заключение
Не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства, в управлении группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может быть назван администрированием, и психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то, что по своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов. Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения. Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для которых будет эффективно слияние в одном лице руководителя и интеллектуального лидера. Речь идет, прежде всего, о научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы. В-третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь близок он бы ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой в основном на властные функции и свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов. Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее в целом, так и на ее лидера (например, староста у студентов), что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.
Несмотря на уже рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, 1991) о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором - заранее не предусмотрены.
Формирование социально-психологической структуры коллектива связано с выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторим, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.
Всякая социальная роль, в данном случае – руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании морально-психологического климата в коллективе.
1. Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы руководителя в первую очередь – общение с людьми.
2. Прежде чем приступить к
подбору, расстановке и обучению
персонала, необходимо изучить характер
и особенности предстоящей
3. Существует объективная
Иначе говоря, какими бы иными качествами не обладал человек, отсутствие качеств ролевого перечня обрекает его на неуспешность в данной социальной роли, хотя и их наличие не гарантирует будущий стопроцентный успех.
4. Создание условий для
5. Характер психологического
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социаль1. Абчук В. А. Лекции по менеджменту: Решение.
Предвидение. Риск. - СПб., 1999
2. Албастова Л. Н. Технология Эффективного менеджмента. - М., 2000
ная психология – М.: Аспект пресс 2001. 217 с.
3. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. - М., 2001
4. Бреддик У. Менеджмент в организации. - М, 1999.
5. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2002
6. Википедия - свободная энциклопедия.
7. Дизель Пол М., Мак Кинли Уильям Р. Поведение человека в организации. М. 2000
8. Друкер П. Эффективный управляющий. М., 2001
9. Кешаван Наир «Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Галди». - М.: 2001. - 160 с.
10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2002.