Руководство и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Основным элемент

Содержание работы

Введение
1. Руководитель и руководство предприятием
2. Типы руководителей, уровни и стили руководства
3. Понятие и виды власти
4. Понятие и типы партнерства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Руководство.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Руководство и власть

Содержание 

Введение

1. Руководитель  и руководство предприятием

2. Типы руководителей,  уровни и стили руководства

3. Понятие и  виды власти

4. Понятие и  типы партнерства

Заключение

Список использованной литературы 

Введение 

Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Основным элементом  организации, определяющим ее характер, основные цели, направленность развития является коллектив. Организация –  это всегда прежде всего совокупность людей, а не вещей.

Но для того, чтобы люди эффективно работали во благо организации ими необходимо руководить, т.е. оказывать влияние  на отдельных лиц или на группы, побуждая их работать на достижение целей  организации.

Эффективность и качество работы людей в организации зависит непосредственно не только от самих исполнителей работ (т.е. от персонала организации), но и не менее важным является качество руководства персоналом и организацией в целом. От того, кто, как и каким образом руководит организацией зависят конечные результаты деятельности исполнителей, а следовательно и общий результат функционирования организации.

Поэтому к руководителям  предъявляются весьма жесткие требования, в числе которых обязательно  должны присутствовать такие, как: наличие определенных знаний, квалификации, опыт работы в конкретной сфере деятельности, знание деловой этики, умение вести переговоры, умение работать с людьми, принимать решения и т.д.

От решений, принимаемых  руководителем и воплощаемых  исполнителями в жизнь во многом зависит судьба организации. 

1. Руководитель  и руководство предприятием 

Руководство –  это система непосредственного  воздействия на поведение индивидов  и коллектива предприятия для  получения желаемых результатов. Руководство  включает различные частные методы и аспекты – мотивацию, разрешение конфликтов, социальный контроль, использование власти и т.п. В более широком плане к руководству относят также планирование, организацию и контроль над деятельностью предприятия.

Руководитель  – это лицо, отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющее в своем подчинении коллектив работников управления и наделенное правами и полномочиями по принятию и руководству реализацией управленческих решений, касающихся объекта руководства и подчиненного коллектива работников.

В составе руководителей  обычно выделяют два основных типа: линейные и функциональные. Линейные руководят структурными звеньями производства, функциональные – теми или иными  участками в самом аппарате управления.

Руководитель  – это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые  в обязательном порядке должны ему  подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его  требования. Сам руководитель может  брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы.

Сегодня главная  задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую  работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается.

Работа руководителя интересна. В крупной организации  ему приходится выполнять в течение  рабочего дня самую разнообразную  деятельность. Он часто бывает в  других городах и странах, общается с самыми разными людьми – подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и т.п. И к каждому из них необходимо подобрать свой "ключик".

Современный руководитель в системе управления выполняет  следующие основные функции:

- стратегическую, заключающуюся в постановке целей  организации и руководстве процессом  планирования. В обычных условиях  она считается главной.

- экспертно-инновационную,  тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель  направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для необходимых организационных преобразований, консультирует подчиненных.

- административную, объединяющую целый ряд подфункций. К ним относятся: контрольная  (оценка результатов деятельности, проведение необходимой корректировки); организационная (распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и пр.); направляющая (координация непосредственной работы людей); кадровая (подбор, ориентация, обучение, развитие персонала); стимулирующая (убеждение и вдохновение исполнителей, поощрение за успешную работу, наказание за провинности).

- коммуникационную, которая сводится к проведению  совещаний, приему посетителей,  ответам на письма и телефонные  звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству.

- социальную, обусловленную  увеличением роли человека в  достижении цели организации.  Реализуя ее, руководитель создает  в организации благоприятный  морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает традиции и нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту. 

2. Типы руководителей,  уровни и стили руководства 

Существует три  основных уровня руководства, а следовательно  и руководители бывают трех уровней:

- Руководители высшего звена;

- Руководители  среднего звена;

- Руководители  низового звена;

В организациях, кроме самых маленьких, можно  выделить три уровня руководителей: высшего, среднего и низшего звена. Они отличаются друг от друга набором  и удельным весом основных функций, диапазоном и формой контактов, объемом прав и обязанностей.

К высшим руководителям  относятся члены совета директоров, президенты, вицепрезиденты и некоторые  другие категории менеджеров. Их работа отличается масштабностью и требует  большого опыта.

Высшие руководители организации определяют ее миссию, цели и политику, основные стандарты  деятельности, структуру и систему  управления, представительствуют на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

Решаемые ими  задачи чрезвычайно сложны, разноплановы. Они требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора. В одном лице такие задатки практически никогда не совмещаются.

В крупной организации  первый руководитель единолично уже не может принимать все решения, поэтому он переходит к управлению процессом их выработки в составе команды, где является уже не "боссом", а первым среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.

Первый руководитель занимает свою должность на основании  контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), является его  доверенным лицом и несет перед  ним полную ответственность за состояние  и результаты работы организации.

В обязанности  первого руководителя входит организация  работы фирмы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими  документами; распоряжение имуществом и средствами без специальной  доверенности; заключение и расторжение  хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.

Руководители  среднего звена (основных подразделений) назначаются и освобождаются  от должности первым лицом или  его заместителями. Они несут  ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений.

Через подчиненных  руководителей низового уровня они  управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, контролируют их выполнение, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. Им предоставлено право решать некоторые кадровые вопросы, поощрять или наказывать своих подчиненных.

Работа руководителей  среднего звена в большей степени  зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач. Они  готовят информацию для решений, принимаемых "наверху", и передают эти решения низовым руководителям (начальникам цехов, участков, групп, бригадирам).

Руководители  низового звена управляют в основном технологическими процессами и исполнителями (рабочими и другими неуправленческими  работниками) и несут полную ответственность  за их действия. Они решают небольшие  по масштабам и часто сменяющие друг друга задачи, распределяют задания, составляют графики работы, организуют и координируют труд исполнителей; обеспечивают условия выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контролируют рациональность использования оборудования, материальных и иных ресурсов, производственную дисциплину, технику безопасности; содействуют рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы. Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них взыскания.

Руководителей можно рассматривать с различных  позиций. Прежде всего речь идет о  том, на что направлена их деятельность и каким образом они достигают  поставленных целей. Направленность здесь  может быть двоякой – на развитие производства, или на формирование сплоченного коллектива, заботу о людях. Считается, что каждому руководителю в той или иной степени присущи элементы каждого типа направленности.

Пять вариантов  сочетаний (минимальной, средней или  максимальной степени выраженности той и другой направленности) рассматриваются как ключевые. Соответственно выделяется пять основных типов руководителей (классификация Р. Блейка и Дж. Моутона)1.

Первый тип: руководитель, сочетающий заботу о производстве с  безразличием к людям. Обычно такой человек является профессионалом, который знает, как достичь поставленной цели и добивается ее любой ценой. Он принимает единоличные решения, требует слепого послушания, не признает чужих точек зрения; навязывает подчиненным свою волю. Подобные руководители эффективны лишь при работе в критических ситуациях.

Второй тип  являет собой руководитель, максимально  заботящийся о людях и минимально о производстве. Он создает все  условия для удовлетворения потребностей работников, помогает им, охотно поощряет, стремится быть на дружеской ноге со всеми, предоставляется возможность высказывать и реализовывать свои идеи. В тоже время он нетребователен, безразличен к реальным результатам.

Третьим типом  является руководитель ни на что не ориентированный. Он просто хочет выжить и подольше сохранить свое место. Поэтому выполняет лишь минимум своих обязанностей, не стремится к активным действиям, уклоняется от принятия самостоятельных решений, ожидая, что все разрешится само собой. Все поступающие сверху указания он переадресовывает исполнителям, оставаясь в стороне. Такой руководитель является балластом для фирмы, поэтому его чаще всего увольняют, или отправляют на пенсию.

Четвертый тип  руководителя по классификации Р. Блейка и Дж. Моутона – промежуточный. Такой руководитель решает проблемы на основе компромисса, стремится к стабильности, избежанию крайностей, к тому, чтобы точно выполнить поручение, произвести хорошее впечатление на окружающих, но не выделяться. Поэтому он в равной мере пытается заботиться о людях и о производстве.

Такой руководитель не командует, а направляет работу подчиненных  путем постановки задач, инструктирования, убеждения, делегирования полномочий, или стремится принимать устраивающие всех решения.

Руководитель  пятого типа осуществляет синтез приоритетов. Он привлекает стратегически мыслящих работников, желающих внести вклад в достижение целей организации, с учетом их личных интересов, помогает раскрыть способности, концентрирует внимание на проблемах, сам находится в процессе постоянного поиска, стремится к согласию и взаимопониманию в коллективе.

По своей ориентированности  на определенный характер действий руководители делятся на пассивных и активных.

Основная цель пассивных руководителей (руководителей  исполнительского типа) состоит в сохранении любой ценой своих позиций в организации. Такие руководители ставят на первое место в своей деятельности собственные интересы.

Активные руководители (руководители инициативного типа) стремятся к росту своего влияния. Им это необходимо как для получения еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага.

Существует множество  различных классификаций стилей руководства, но среди всего их многообразия выделяют три основных стиля:

Информация о работе Руководство и власть