Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:01, доклад
Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью.Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью.Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Формы власти можно классифицировать так: 1) власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного; 2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя; 3) экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность; 4) эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать; 5) законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться.
Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Вместе с тем
в любой организации
Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.
Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).
Достоинства
делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность менеджеру заняться более
важной работой (например, стратегическими
решениями);
– возможность более глубокой оценки потенциала
подчиненных;
– мотивация тех, кому осуществляется
делегирование;
– средство развития искусств и навыков
сотрудников;
– работа с кадровым резервом.
Недостатки
делегирования:
– организация делегирования требует
определенной затраты времени и усилий
менеджера;
– имеется определенный риск;
– в организации может просто не быть людей
с достаточными ресурсом времени и компетенцией.
Список
действий при делегировании:
1. Выделить существенное во всем многообразии
активностей.
2. Определить активности, подлежащие делегированию.
3. Оценить выгоды делегирования.
4. Идентифицировать личности, пригодные
для делегирования.
5. Обсудить передаваемые активности.
6. Определить временные рамки и обеспечение
делегирования.
7. Определить уровни ответственности при
делегировании.
8. Обзор и оценка результатов делегирования.
Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.
Надо: планировать
делегирование; обсуждать планируемое
делегирование с
Не надо: оставлять людей в состоянии сомнения; включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования; делегировать все активности одним и тем же сотрудникам; применять методы кредитования при делегировании («потом посмотрим»).
Влияние -
поведение одного лица,
которое вносит изменения
в поведение другого.
Лидерство -
способность оказывать
влияние на отдельные
личности, группы, направляя
их усилия на достижение
целей организации.
Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:
В
соответствии с этим
сотрудники строят свое
отношение к лидеру,
позволяя ему распространять
свое влияние на коллектив
и на каждого в
отдельности.
Существует
два психологических
типа лидеров: «игроки»
и «открытые».
«Игроки»
внешне выглядят эффектными,
надежными, гибкими.
Они умеют «пускать
пыль в глаза», а поэтому
и быстро меняют позиции,
следуя, исключительно
своим интересам. На
деле они не умеют работать
с полной отдачей, плохо
справляются с проблемами.
Это - политиканы, стремящиеся
правдами, а больше неправдами
захватить власть и
как можно дольше при
ней удержаться. Но в
итоге они оказываются
«калифами на час».
«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время.
Они
тоже гибки и действуют
с учетом обстоятельств,
но живут не сегодняшним
днем, пытаясь получить
от него как можно
больше, а устремлены
в будущее. Власть
в их руки попадает
всерьез и надолго.
Именно они являются
истинными лидерами,
обладающие авторитетом
у своих подчиненных.
Под авторитетом понимается
общепризнанная влиятельность
руководителя, основанная,
с одной стороны, на
его формальном статусе,
а с другой - на завоеванном
престиже, которые дополняют
друг друга. Авторитет
завоевывается долго,
а теряется быстро. Главные
причины возможной потери
авторитета руководителя -
бездеятельность и перестраховка.
Ошибки же на авторитет
практически не влияют, -
от них никто не застрахован,
а исправить их при желании
не трудно.
Обычно
авторитетный лидер -
руководитель от природы.
Но что же делать,
если его нет? Можно,
пусть на время, поставить
во главе дела просто
умного, хорошо обученного
специалиста. А для
того, чтобы такого
безошибочно подобрать (лидеры
появляются сами!), нужно
знать качества, которые
в обязательном порядке
должны быть ему присущи.
Эффективный руководитель (менеджер) обязательно является эффективным лидером.
Власть - возможность
влиять на поведение
других лиц.
1. Власть, основанная на принуждении.
2. Власть, основанная на вознаграждении.
3. Законная (традиционная) власть.
4. Харизматическая власть.
5. Власть эксперта.