Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:22, реферат
Желание современного руководства России направить страну на инновационный путь развития понятен – в современной высоко конкурентной мировой экономике техническая и технологическая отсталость страны автоматически означает её выбытие из ряда экономически развитых стран, поскольку снижаются как показатели экономической мощи страны, так и показатели благосостояния её граждан. А инерция видения себя как представителей ведущей державы мира свойственно всем россиянам, в том числе и её президентам.
На Востоке говорят так: «сколько не тверди слово «халва» во рту слаще не станет».
Введение
Глава 1. Рынок инноваций
Глава 2. Свойства рынка инноваций
Глава 3.Структуру рынка, его участников и их взаимодействие.
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»
Р Е Ф Е Р А Т
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
на тему
Рынки инноваций
Выполнил:
Студент гр. МУ-222 Чуркин Н.Ю.
«____» ________________ 2013г.
Проверил: преподаватель
Маковецкий М.Ю.
«____» ________________ 2013г.
Омск-2013
Содержание
Введение
Глава 1. Рынок инноваций
Глава 2. Свойства рынка инноваций
Глава 3.Структуру рынка, его участников и их взаимодействие.
Список используемой литературы
Введение
Желание современного руководства России направить страну на инновационный путь развития понятен – в современной высоко конкурентной мировой экономике техническая и технологическая отсталость страны автоматически означает её выбытие из ряда экономически развитых стран, поскольку снижаются как показатели экономической мощи страны, так и показатели благосостояния её граждан. А инерция видения себя как представителей ведущей державы мира свойственно всем россиянам, в том числе и её президентам.
На Востоке говорят так: «сколько не тверди слово «халва» во рту слаще не станет». Многолетние употребления слова «инновация» и многочисленных словосочетаний с ним, так и не привели к тому, что Россия идёт по инновационному пути развития. И причина, в первую очередь, кроется именно в том, что перспективы инновационного развития не проработаны теоретически. В Европе, Японии и США инновационные механизмы заложены в структурах экономик, простое перетаскивание отдельных элементов этой структуры на российскую почву малорезультативно, но именно такие попытки и наблюдаются в современной России.
Более того, потерпев неудачу в этом направлении, руководство страны под инновационным путём развития всё больше и больше начинает подразумевать исключительно тот путь, который предопределяется опытом бывшего СССР – государственное централизованное научно-техническое развитие, создание государственных корпораций типа «Нанотехнологии», формирование плановых приоритетных тем для государственного финансирования этих программ через институты Академии наук или вузы.
Ничего не имея против такого пути, как одного из многих, мы всё же выступаем сторонниками системного пути инновационного развития государства, когда наряду с прямым государственным финансированием инноваций создаются условия для самоорганизации инновационного развития на основе рыночного механизма. Более того, опыт бывшего СССР в этом направлении следует признать в большей степени поучительным, нежели примером для подражания. Односторонность инновационного развития, если оно определяется государственными органами управления, и явилось причиной отсталости во всех отраслях народного хозяйства бывшего СССР за исключением отраслей ВПК. Впрочем, тот стиль рыночного хозяйствования в России, который реализуется с 1992 года по настоящее время, способствовал устранению и этого исключения. Россия сегодня отстаёт от развитых стран мира уже по всем позициям, поскольку конкурирующая на рынке вооружений российская техника является результатом реализации, научных проектов, заложенных ещё в бывшем СССР.
Глава 1. Рынок инноваций
Рыночный механизм обязательно предполагает наличие системной взаимосвязи между инновациями, предпринимательством и конкуренцией. В этой системной взаимосвязи ключевую роль играет рынок инноваций, на котором предприниматели встречаются друг с другом и конкурируют. Поэтому чтобы понятие «рынок инноваций» использовать научно обоснованным способом, необходимо, прежде всего, определить его. Казалось бы, что это – довольно простая задача, но практика показывает, что это не так.
Во-первых, большинство авторов, работающих в области теории инноваций, используя понятие «рынок инноваций», не дают ему определение, подразумевая, что смысл этого понятия очевиден.
Во-вторых, те немногочисленные учёные, которые всё же ставят перед собой такую задачу, дают определения рынка инноваций, которые не удовлетворяют требованиям научного определения. Чаще всего, определяя рынок инноваций, такие учёные просто перечисляют его основные свойства, например: «Обладая многими чертами товарного рынка, рынок инноваций, вместе с тем, имеет свою специфику, которая во многом определяется спецификой предлагаемого товара (инноваций): рынок характеризуется огромным разнообразием товаров - инновационных проектов; имеет глобальный характер; по своей природе это рынок «покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом; покупателями инноваций являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей инновации; этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, т.е. спрос на инновации определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций. Поэтому емкость рынка инноваций существенно зависит от инновационной активности экономики на макро- и микроуровнях; характерной особенностью данного рынка является отсутствие определенного «места», где предоставляются инновационные проекты, или каналов сбыта в терминологии товарных рынков. Это определяет важность мероприятий по продвижению инноваций на рынок, а также важность развития инфраструктуры инновационного рынка; на данном рынке используются специфические формы и методы продажи». Из приведённого определения всё-таки сложно понять отличие рынка инноваций от других рынков. То, что он имеет специфические особенности, это понятно. Но как эти специфические особенности отражают сущностные характеристики рынка – не ясно.
Ни сколько не проясняет суть этого рынка такая его характеристика: «специфика рынка новшеств заключается в том, что стоимость и цена нововведений на рынке формируются под влиянием экономической результирующей взаимодействия факторов конкретного производства, а не только величина совокупного спроса и предложения». То есть, спрос и предложение не являются основными ценообразующими факторами, а ценообразующими являются факторы некоего конкретного производства. Понятно, что эту фразу невозможно использовать для определения понятия «рынок инноваций». К тому же, рынок инноваций вовсе не отличается именно этой специфической чертой, которая является исторически односторонней.
Глава 2. Свойства рынка инноваций
О свойствах рынка инноваций пишется что : «у рынка инновационных услуг есть свои особенности. Они во многом обусловлены особенностями процесса производства данных услуг, а также спецификой объекта купли-продажи. Особенностью процесса производства инновационных услуг является то, что его условно можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать «интеллектуальное производство», а второй – «материальное производство». Если подходить к написанному с позиций структурного подхода рынков, то производство инновационных услуг в свою очередь делится на интеллектуальное и материальное. Но это – часть рынка, производство. А весь рынок инноваций? В чём его суть? Он такой же, как и товарные рынки или, например, рынки услуг, или другой? Не ясно.
Понятно, что определение какого-либо понятия через перечисление его свойств, является малоэффективным, чётко определить объект при этом не удастся, поскольку чаще всего количество свойств объекта столь велико, что и перечислить их в полном объёме не получится. Поэтому с позиций общенаучной логики более верными являются определения родовидовые, в которых говорится о роде объекта и выделяются его видовые отличия. Но немногочисленные определения такого типа также являются малоудовлетворительными.
Вот, например такое определение: «Рынок инноваций представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена». Уберём в этом определении слово «инновации», что получим? Вот что: рынок представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена. Это, как легко заметить – перед нами элементарное определение рынка вообще. Если в такое определение рынка вставлять названия различных видов товара, то можно получить определения любых рынков – инноваций, услуг, акций, товарный и т.п., например: рынок канареек представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами деятельности по разведению канареек и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена.
Авторы, попытавшиеся собрать известные определения в одном словаре, приводят такие определения: «Рынок новшеств - система экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств»; «Рынок новаций - наличие товаров, являющихся научным и научно-техническим результатом, т.е. продуктом интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными актами» (Словарь инновационных терминов, Мингалёва, Григорьян). Первое определение полностью соответствует только что разобранному и отвергнутому. Второе определение, которое кажется более точным, таковым является только на первый взгляд, поскольку говорится в нём только о товаре и его особенностях, но вовсе не о рыночных взаимоотношениях.
Поскольку понятие «рынок инноваций» не определено, по крайней мере, в тех научных работах, которые помимо этих были доступны для изучения, возникает необходимость осуществить это определение. Для этого перечислим, прежде всего, основные видовые отличия рынка инноваций от других рынков.
Во-первых, следует отметить, что в качестве основы товара выступает не какой-либо материальный объект, а идея – идея о том, как улучшить процесс производства; идея о том, как произвести более качественный товар; идея о том, как наилучшим образом организовать процесс производства, идея о новом товаре и т.п. Идея, ставшая чей-либо собственностью, является тем товаром, к которому в результате прохождения через рынок прибавляются новые потребительские свойства: проектная документация, опытные образцы и т.п. Именно в этом отличие рынка инноваций от других рынков. Так, на рынке нефти выступает в качестве товара только нефть. Её переработка приводит к появлению нового товара, бензина, например. Инновация, переходя от автора идеи к венчурному предприятию, а затем к организации, внедряющей инновацию, преобразуется в материальную форму. Очень редки случаи, когда запатентованная идея сразу же приобретается конечным потребителем, а процесс доводки этой идеи в опытный образец осуществляется конечным потребителем инновации. Чаще всего идея, оформленная патентом, становящаяся товаром, покупается посредником, который доводит эту идею до состояния, пригодного для потребления, а затем, обогащённая методически, и превращённая в готовый к употреблению продукт, она покупается конечным потребителем, которым является производитель, работающий на обыкновенных рынках.
Поэтому мы можем дать такое предварительное определение рынка инновации: рынок инноваций представляет собой рынок, на котором первичный товар в форме идеи о новшестве в ходе продвижения от собственника товара к его конечному потребителю меняет свою форму, приобретая новые потребительские свойства и материализуясь в продукт, годный к использованию в производстве (Светуньков, Ишутин, 2009).
Глава 3.Структуру рынка, его участников и их взаимодействие.
Теперь самое время разобрать структуру рынка, его участников и их взаимодействие. Здесь мы сталкиваемся с тем, что структуру рынка инноваций, строго говоря, никто не описал. В лучшем случае описаны его участники. Поэтому учёные предпочитают говорить о рыночном механизме инноваций, но вовсе не о рынке, который и является этим самым механизмом. Например: «Современный инновационный механизм, отвечающий условиям рыночной переходной экономики, включает следующие основные элементы:
Так в чём же особенности рынка инноваций, какова его структура, и где тот самый рыночный механизм – состязательности спроса и предложения? Итак, рынок инноваций. Сначала рассмотрим его структуру через процесс продвижения инновационного товара от его производителя до его конечного покупателя (Концептуальные основы теории предпринимательских инноваций, 2009).Принципиальное отличие рынка инноваций от других рынков заключается в том, что сам товар на каждом этапе рыночных взаимодействий претерпевает изменения по форме и по содержанию. Поэтому, рассматривая роль каждого участника рынка инноваций, мы должны иметь в виду и это обстоятельство.Рынок инноваций начинается с новой идеи, которая нацелена на улучшение некоторого процесса или объекта – предмета человеческой деятельности. Здесь весьма кстати можно приводить всю ту классификацию инноваций, которую приводят многочисленные авторы, и некоторые из которых были рассмотрены в предыдущем параграфе, но такие подробности в настоящее время не уместны. Поэтому, опуская всё многообразие видов инновационных идей, ограничусь лишь тем, что у каждой идеи есть автор, хорошо разбирающийся в проблемах той области человеческой деятельности, на усовершенствование которой и направлено его предложение.Новая идея, какой бы гениальной она не была, так и останется идеей, если она не включена в хозяйственный оборот в виде товара. Идея, являясь формой материи, относится к её информационному виду. Информация, как известно, может быть зафиксированная в определённых кодах. В хозяйственной деятельности информация о новшестве фиксируется в виде специального свидетельства или патента, которое закрепляет право собственности автора идеи на эту идею. Именно в этот момент и возникает инновация как товар.Возможна ситуация, когда идея не фиксируется, а сразу же внедряется в производство, например, когда разрабатывается новая техника и инженеры, находящиеся в состоянии творческой активности, предлагают новые идеи, которые тут же на производстве и внедряются. Являются ли они инновациями? Являются, но они не включены в рыночный процесс как товар. Все инновационные процессы, которыми управляют в рамках одного предприятия (инновационный менеджмент) исключены из системы рыночных отношений и в формируемой теории инноваций они не рассматриваются. Более того, подавляющая часть научных работ в области инноваций посвящена именно этой части инновационного процесса. Думается, что именно поэтому мы и не можем найти толковое объяснение тому – что же такое рынок инноваций. Главная проблема теории инноваций, что она не разделяет два процесса – инновации на рынке, и инновации на предприятии. Мы это разделение делаем, и основное внимание уделяем инновациям как товару, который включён в систему рыночных отношений.