Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Инновационный менеджмент".
4. Классификация инноваций. Инновация – это процесс постоянного обновления во всех сферах предпр-ва. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, кот. способствуют улучшению деят-ти фирмы (новые товары, новые услуги). ВИДЫ ИННОВАЦИЙ: 1.По иннов-му потенциалу: базисные (новые решения, формирующие новую отрасль, создаются на основе нового научного открытия); модифицирующие – решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений; псевдоинновации – решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений. 2.По источнику появления: НТП, общество, потребности предприятия. Возникновение инновации стимулируют либо конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. В зависимости от того, какой фактор повлиял на осуществление иннов-го процесса, величина риска отторжения нововведения рынком будет больше или меньше. 3.По предмету инновации: продукт (новый товар), процесс (новая технология, новая методика, новая организация труда). 4.По масштабу применения: подразделение, предприятие. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведения не принимает товарной формы. 5.По цели создания: стратегические (инновация, при внедрении кот.фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем), реактивные (инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е.нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов). 6.По хар-ру удовлетворения потребностей: удовлетворение существующих потребностей, формирующие новые запросы. 7.По способу разработки: с привлечением внешних разработчиков, разработанные на данном предприятии. Иннов-й процесс – это совершенствование сбалансированности различных сфер деят-ти предприятия при контроле за рентабельностью работ каждого звена. |
6. Товарный разрез рынка новшеств. Рынок новшеств - система эк-х форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством условиями и местом реализации товаров-новшеств. Примерный товарный разрез рынка новшеств:1. Единичное новшество- массовый инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности, он живет своей жизнью и подвергается моральному старению. 2. Группа новшеств – несколько взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определенные тенденции развития технологии. Два направления: а) Появление новых товаров и их модификаций. б) Объединение обеспечивающих новшеств вокруг базового новшества. 3. Базовое новшество – комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах. 4. Программное новшество – комплекс единичных объектов и базовых новшеств, обеспечивающих новую потребность. Рынок новшеств включает помимо продуктов промышленной собственности (права на изобретения, ноу-хау, товарные знаки) массу информационных продуктов, которые не патентуются и не защищаются авторским правом. Эти результаты интеллектуальной деят. тесно связаны с объектами промышленной собственности. След, возникают комплексы взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, представляющие для предпринимателя большую ценность. |
7. Особенности торговли новшествами. Торговля новшествами – самостоятельная сфера, обособленный рынок. Особенность в ценообразовании. Стоимость научного труда определяется эффектом, который создает новшества для общества. Цена новшества - выраженная в деньгах стоимость эффекта, созданная с использованием новшества. Требования к цене: 1) Эффект от использования новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при его исп. 2) Срок исп. новшества обуславливается его моральным износом. 3) Эффект от новшества не м.б. полностью присвоен продавцом, т.к. это делает бессмысленным для предпринимателей его покупку. Научный продукт не отчуждается от инновационной орг., а при исп. не уничтожается, и м.б. продан различным покупателям. Сущ. 2 цены на новшество:1) Цена покупателя - прямая зависимость от полезности (прибыльности) новшества. 2) Цена продавца – цена права на его исключительное использование покупателем. 3) Цена рыночной инновационной сделки. Покупатель и продавец могут достигнуть соглашения о разделении прибыли от нововведения. Научный труд может создавать прибавочный продукт, многократно превышающий затраты на его получение. Продукт научного труда только при опред. условиях м.б. приравнен к товарной продукции в силу возможностей его непосредственного исп. в материальном производстве с целью удовлетворения потребности с целью получения прибыли. Ошибки при определении цены на новшество: 1) Прямое исп. себестоимости выполненных работ при создании новшества. Цена учета затрат не является стоимостью новшества. 2) Уход от затратной основы при формировании цены через категорию эк-ого эффекта. Эк. Эффект – сравнительная категория и не м.б. исп. в условиях рынка новшеств. 3) Прибавление к затратам на создание новшества доп. прибыли, выступающей в роли меры эк-ой эффективности. Эта прибыль не может служить мерой эффективности из-за несопоставимости с затратами. |
8. Особенности рынка новшеств. 1. Информационная асимметричность. Продавец новшества знает о характеристиках новшества больше чем предприниматель, т.е. возникает проблема асимметричной рыночной информации. В условиях рынка покупатель новшества не может его проверить до того, как он совершил сделку. В результате он будет иметь подозрения на счет качества новшества, занижать цену на него, страхуя свой риск. Уменьшить асимметричность информации о качестве новшеств можно 2-мя способами: 1) Повышение инновационной репутации продавца (предприниматели больше доверяют продавцам с хорошей репутацией). 2) Введение адресности новшества и информирования будущего покупателя в процессе создания новшества. 2. Регулирующие функции рынка новшеств: 1) Служат сосредоточением осуществления научно-технической политики. 2) Оказывает экономические воздействия на производителей новшеств. 3) Подсказывает предпринимателям необходимость развития того или иного производителя новшества. 4) Формирует требования к новшествам со стороны бизнеса. 5) Регулирует производство новшеств через спрос на инвестиционные товары. |
10. Финансово-промышленная
группа как новая
|
14. Организация НИОКР. Задачи НИОКР: 1) получение новых знаний, новых областей их применения; 2) теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов, конкурентоспособности товаров орг; 3) реализация на практике портфелей новшеств и инноваций. Принципы НИОКР: 1) исполнение ранее разработанных научных принципов, подходов, функций, методов инновационного менеджмента для решения выбранных проблем. 2) направленность инновационной деятельности на увеличение человеческого капитала. НИОКР заключают в себя следующие фазы работ: 1) исследования фундаментальные: теоретические и поисковые; 2) исследования прикладные; 3) опытно-конструкторские разработки; 4) работы, выполняемые на любой из предшествующих фаз, включающие в себя опыты и эксперименты. Цель НИОКР – создание новых товаров и услуг, которые впоследствии будут базой производственной деятельности инновационного предприятия в перспективе. При выполнении НИОКР необх учитывать инфраструктуру, технологический уровень, традиции организация, производственную культуру, кадровый потенциал. Но самым важным обстоятельством является то, что НИОКР определяют стратегический план фирмы. Планирование НИОКР – это незаменимая часть самого стратегического плана развития инновационной фирмы. Важнее опред. правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении. |
21. Экспертиза инновационных проектов – это операция системной проверки и контроля следующих показателей: 1) качества системы документов, входящих в состав проекта; 2) профессионализма руководителя проекта и его команды; 3) научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности проекта; 4) достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта; 5) качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей. Принципы экспертизы: 1) наличие самостоятельной группы исследователей; 2) учет добавленной стоимости как производственной при инновационной и исследовательской сфере деятельности; 3) проведение прогнозирования и планирования издержек исходя из среднесрочной перспективы для возможности определения рассчитываемой эффективности и определения сроков для контроля; 4) связь м/у схемами контроля и возможностями развития комплекса руководства научно-технической политикой гос-ва. Методы и приемы анализа, прогнозирования и разработки управленческого решения: 1) прием сравнения показателей, положенных в основу проекта, а также имеющихся в рез-те экспериментов и опытов; 2) экспертный; 3) индексный; 4) балансовый; 5) графический. Экспертная оценка формируется на основе анализа научного содержания инновационного проекта, учитывая: 1) четкость изложения замысла проекта; 2) четкое опред. цели проекта и методов исследования; 3) качественные хар-ки проекта; 4) актуальность проблемы. При анализе инновационного проекта рассматриваются не только сам проект и его описание, но и новизна поставленной проблемы, ее актуальность на данном этапе. Также необходимо учитывать перспективы развития проекта и тем самым обосновать оценку, поставленную проекту. Базовым обстоятельством достижения желаемого итога инновационного проекта будет предоставление нужного качества нормативно-методических документов по менеджменту инноваций. Обязательными составляющими документов явл. цель документа, обоснование проекта, методика и требования к качеству выполняемых работ, сроки, применяемые санкции и источники инф. |
22. Структура бизнес-плана. Бизнес-план – это одна из разновидностей стратегического плана, кот. составляет руководство фирмы в письменном виде. Бизнес-план – это рабочий инструмент в рыночной э, используемый всеми предпринимателями. Цель составления и разработки б-п - планирование хоз. деятельности фирмы на опред. период t. Задачи б-п: 1) определить направление деят. орг., целевые рынки; 2) опред. долгосрочные и кратковременные цели орг., стратегию и тактику для достижения поставленных целей. Назначить лиц, несущих ответственность за осущ. стратегии; 3) установить показатели инноваций, которые орг. будет предлагать потребителям. Дать оценку производственным и торговым издержкам; 4) опред. уровень имеющегося персонала и условий мотивации его труда; 5) установить состав маркетинговых работ по исследованию рынка, продажам, ценообразованию, путям сбыта; 6) проанализировать финансовое положение орг. и соответствие ресурсов возможностям решения поставленных задач; 7) спрогнозировать трудности. Бизнес-план обычно создается на 3–5 лет. Содержание бизнес-плана излагается кратко. Он д.б. доступен в понимании, лаконичен, вызывать интерес у рецензента. В бизнес-план включаются следующие разделы: 1) возможности фирмы; 2) виды товаров (услуг); 3) рынки сбыта товаров; 4) конкуренция на рынках сбыта; 5) план маркетинга; 6) план производства; 7) организационный план; 8) правовое обеспечение деятельности фирмы; 9) оценку риска и страхование; 10) финансовый план; 11) стратегию финансирования. Эффективность б-п заключаются в его комплексности и целенаправленности. Качественная разработка б-п дает возможность конкретно опред. итоговую цель, рассчитать требуемые ресурсы, построить временной график реализации цели. |
23. Разработка
инновационного проекта (
|
26. Экономический эффект инноваций - это сопоставление экономических результатов с затратами, вызвавшими результат. Сущ. 2 типа показателей эффективности инноваций: 1) Показатель эффективности затратного типа – отношение результата инноваций к величине труда, которое было потреблено (цена инноваций). 2) Ресурсный тип – отношение результата к величине примененных производственных ресурсов в стоимостном выражении. При этом результат нововведения в производстве принимается в годовом исчислении. Затратный тип показателей эффективности представлен в виде результата производства на 1 рубль инновационных затрат. Второй тип представлен показателем фондоёмкости – величиной обратной отношению результата к средней годовой стоимости ОПФ. Существует множество показателей характеризующих производство до и после нововведения, дающих информацию об изменениях: трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость выпускаемой продукции. Обобщающая характеристика эк. эффективности инноваций – абсолютная эффективность – отношение прибыли к инвестициям. Расчеты общей суммы инвестиций (цены инновации) необходимо проводить суммированием затрат по видам предстоящих работ: строительных, монтажных, закупка оборудования. |
27. Оценка экономической эффективности инноваций. Д/ оценки общей экономической эффективности инноваций может исп. система показателей: 1. Интегральный эффект – величина разностей рез-в и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному начальному году, т.е. с учетом дисконтирования рез-тов и затрат (чистый дисконтированный доход, чистая приведенная стоимость). 2. Индекс рентабельности инноваций Jr. Метод дисконтирования - метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для орг, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности. В качестве же показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Индекс рентабельности - соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Предпочтение в условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться тем инновационным решениям, для кот. наиболее высок индекс рентабельности. 3. Норма рентабельности Ер - та норма дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за опред. число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта опред. путем приведения к расчетному моменту t. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не < требуемой инвестором величины. 4. Период окупаемости То – базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости. Инвестирование в условиях рынка – это риск и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Ориентация на показатель «период окупаемости» часто избирается в тех случаях, когда нет уверенности в том, что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок. |
28. Социальные оценки инноваций. Поиск социальных оценок привел к возникновению теории общественной полезности – это характеристика соответствия структуры производимой новой продукции к структуре потребностей общества. Социальный эффект проявляется в создании благоприятных условий для всестороннего развития личности, применения гражданами своих творческих сил и способностей. Социальный эффект находит свое выражение в сокращении тяжелого физического труда, увеличении свободного t, повышении материального и культурного уровня жизни народа, в охране здоровья и др. Система социальных оценок м.б. представлена как иерархическая структура, отражающая все показатели уровня жизни, ее качества и благосостояние. Различия в толковании понятий качества и уровня жизни в каждом регионе приводит к различному набору социальных индикаторов. На практике трудно получить отображение социального эффекта. Обществу приходится решать, может ли оно поступиться темпами повышения уровня жизни во имя сохранения экологического баланса. Любое производство воздействует на окружающую среду, на атмосферу, загрязнения промышленными отходами, истощение ресурсов. Критерии безопасности производства должны становиться достоянием тех групп населения, которые находятся в зоне нарушения экологического воздействия. Обоснование эффективности конкретного инновационного проекта вкл. в себя его экологическую оценку и достижение согласия общественности того региона, в котором предполагается нововведение. Экономические инструменты: 1) Штрафы за загрязнение и плата за природные ресурсы 2) Инвестирование гос/ природоохранных мероприятий. Социальные преимущества, получаемые в результате инноваций, связаны с ростом доходов и сбережения средств, увеличением числа квалифицированных рабочих мест, улучшением условий труда, повышением безопасности жизни. |
30. Оценка эффективности затрат на инновационную деят. Осущ. инновационной деят. связано с внутренними и внешними затратами. Внутренние затраты (текущие и капитальные) распределяются по источникам финансирования: собственные средства орг; средства бюджета; средства внебюджетных фондов; средства орг. предпринимательского сектора. Выделяют затраты на: фундаментальные исследования; прикладные исследования; разработки. По секторам деятельности: гос; предпринимательский; сектор в/о; частный бесприбыльный сектор. Для оценки эффективности затрат на инновационную деят. необх. решить проблему оценки ее рез-тов. Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей и покупателей. В соответствии с Положением о составе затрат расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного и массового производства не относятся на себестоимость продукции и возмещаются за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции. Внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий независимо от форм собственности в размере 1,5% от с/с продукции. Средства внебюджетных фондов идут на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых технологий, работ по повышению технического уровня продукции, работ в области охраны труда и техники безопасности, разработок нормативных и инструктивных материалов и др. Затраты, связанные с изобретательством, включают: расходы на проведение опытно-экспериментальных работ; расходы на изготовление моделей и образцов; расходы на орг выставок, конкурсов; выплату авторских вознаграждений. Затраты на создание новой техники зависят от срока начала и завершения соответствующих работ. Поэтому в год окончания НИОКР учитываются затраты этого года, включая затраты прошлых лет, общие затраты на создание новой техники. Общие затраты на создание новой техники определяются по формуле: З = Сумм(i=1до n) Зi*ni, Где З - общие затраты на создание новой техники; Зi - средние затраты в расчете на один образец; ni - количество созданных образцов. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально- техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением. Эффективностью затрат на исп. новшеств можно управлять, анализируя следующие показатели: затраты на освоение новшеств; общие затраты на производство и реализацию продукции; выручка от реализации продукции; прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств; стоимость нематериальных активов; стоимость ОФ; чистая прибыль; средняя списочная численность персонала. Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в: снижении с/с продукции; росте фондовооруженности труда; росте производительности труда; увеличении объема реализации продукции или объема продаж; повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей. |
31. Управление рисками инновационных проектов. Инновационный риск – это потеря части своих ресурсов или планируемой прибыли от внедрения инновационного проекта или появление дополнительных расходов, а также обратное – возможность получения значительного дохода по сравнению с запланированным в рез-те осущ. инновационной деят. Инновационная деятельность имеет особенность – значительную отдаленность получения результатов реализации, это затрудняет оценку рисков. Процесс управления рисками включает следующее: 1) планирование управления рисками; 2) идентификацию рисков; 3) качественную и количественную оценку рисков; 4) планирование реагирования на риски; 7) мониторинг и контроль рисков. Методы управления рисками: 1) методы уклонения от риска: отказ от ненадежных партнеров, от рискованных проектов, страхование рисков, поиск гарантов, увольнение некомпетентных работников; 2) методы локализации рисков используются нечасто, только когда удается четко идентифицировать риски, к ним относятся: создание венчурных предприятий; создание специальных структурных подразделений (с обособленным балансом); заключение договоров о совместной деятельности для претворения в жизнь рискованных проектов; 3) методы диверсификации рисков – это распределение общего риска на: ответственности м/у участниками; диверсификацию сбыта и поставок; диверсификацию инвестиций; распределение риска во времени; 4) методы компенсации рисков тесно связаны с созданием механизмов предупреждения возникновения опасности. К ним относятся: а) стратегическое планирование деят; б) прогнозирование внешней обстановки; мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды; создание системы резервов; в) выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами; обучение персонала; 5) метод страхования – образование специального фонда средств; 6) хеджирование – снижения риска заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов). |
32. Информация по инновационному проекту. Для сбора инф. д.б. создана соотв. система, позволяющая осущ. сбор и обработку инф как от внутренних, так и от внешних источников. Собираемую инф. делят на 3 группы: 1) Инф. о спросе – получают от маркетологов. Эта инф. вкл. хар-ки самого продукта, его цену, поощрение спроса и место его реализации. Для сбора данных исп. инф. от вторичных и первичных источников. 2) Производственная инф. – опред. производственных возможностей и потребностей орг. При сборе произв. инф. необх.: производственные операции, сырье и мат-лы, оборудование, трудовые ресурсы, накладные расходы. 3) Финансовая инф. Для оценки финансовых аспектов деятельности орг. необх. Финансовая инф. Кроме того, финансовая инф необх. Инвесторам, кредиторам, страховым орг. Оценивая перспективы и жизнеспособность проекта необх. иметь след. финансовую инф: прогноз доходов и расходов на первые 3 года. Прогноз потока наличностей. Балансовый отчет орг. |
33. Особенности
контроля за реализацией |
34. Правовое обеспечение инновационной деятельности. Правовое обеспечение основано на законодательных и нормативных актах, принятых на федеральном и региональном уровне. Это: федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов упр, государственные стандарты. Правовое обеспечение осущ. по следующим направлениям: 1. правовые вопросы функционирования экономики страны; 2. законы и нормативные акты по системам стандартизации, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции; 3. законы и нормативные акты по регулированию безопасности товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окр. среды; 4. правовое регулирование формирования и функционирования организации. Основное место в системе правового обеспечения инновационной деят. занимает Конституция РФ. Важное значение в повышении эффективности инновационной деят. имеет российское законодательство в области обеспечения и сертификации качества (закон РФ «О защите прав потребителей», закон РФ «О стандартизации», закон РФ «О сертификации продукции и услуг»). Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности явл. защита интеллектуальной собственности – это сов-ть авторских и других прав на рез-ты этой деят, охраняемые законодательными актами гос-ва. Выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности. 1) Авторское право – сов-сть норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и исп. опред. интеллектуального продукта. Авторское право предусматривает исключительное право автора оригинальных произведений размножать их любыми методами и продавать. 2) объекты промышленной и интеллектуальной собственности, которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»). 3) объекты, не определенные правами, регулирование которых осущ. в договорной форме или на уровне локальных актов. Основной правовой формой взаимоотношений научных организаций, заказчиков явл. договор (на создание, передачу и внедрение научно-технической продукции, оказание научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг), а также лицензионные и иные соглашения, включая соглашения о совместной научно-производственной деятельности и участия в прибылях.
|
35. Нормативно-методическое
обеспечение инновационной |
36. Специфика
труда инновационного |
37. Требования
к профессиональной |
38. Стадии подготовки новшеств к реализации. 1) стадия научной подготовки производства – осущ. прикладные исследования, доводящие научные результаты до научно-технических разработок и инженерных решений, далее проводятся проектно-конструкторские и опытные работы, доводящие научно-технические разработки и инженерные решения до проектов, конструкций новых видов продукции, осуществляются испытания и доводка опытных образцов, разработка и отладка новой технологии, изучается эффективность и конкурентоспособность нововведений. На этой стадии осущ. также разработка новых систем организации производства, проводятся инженерно-психологические и эргономические исследования, дизайн, экологическая экспертиза. В ходе научной подготовки производства преобразовываются научные знания, происходит переход от научных идей к образцам новой продукции, новым технологиям. 2) стадия непосредственной материальной реализации нововведений, включающая в себя первичную организацию использования и освоение серийного выпуска продукции до размеров, удовлетворяющих потребности в ней всех сфер возможного и целесообразного использования. 3) стадия распространения нововведения и получения социально-экономического эффекта от его создания и реализации - значение имеет масштаб распространения нововведений, определяемый степенью совершенства работ на предшествующих стадиях инновационного процесса, социально-экономическими условиями их восприятия, уровнем обслуживания потребителей, оперативностью спец. подготовки и переподготовки кадров. |
39. Организация и задачи рабочей группы, созданной для реализации инновационного проекта. Для управления проектом создается рабочая группа. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых функциональными подразделениями. Рабочая группа состоит из научных, инженерно-технических и др. категорий работников, осущ. процесс исследование – производство – потребление. В состав научно-технических кадров входят: научные сотрудники, научно-технический персонал (конструкторы, технологи), научно-вспомогательный персонал (лаборанты), административно-хозяйственный и производственный персонал. М/у рабочей группой и всей орг. сущ. устойчивая связь, т. к. реализация проекта должна осущ. в сотрудничестве с существующими подразделениями. Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для управления проектом м.б. выделен руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложившейся ситуации. Если проект не является сложным (модификация продукта), то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга. Такая группа подчиняется руководителю соотв. отдела. Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы м.б. выделены: технический ("рабочий") руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный ("профессиональный") руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (зарплата). Руководители образуют координационную группу, в задачи которой входит: определение цели проекта; назначение руководителей рабочих групп; создание рабочих групп; постановка задачи; контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы); принятие решения о продолжении; роспуск рабочих групп. Рабочие группы отвечают за выполнение своей части проекта; планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации. Критерии отбора в рабочую группу: компетентность и опыт; наличие спец. знаний; возможность привлечения к работе; власть и авторитет в организации; способность разрешать конфликтные ситуации; отношение к делу; личный интерес и мотивация. |
40. Маркетинг и инновационная деятельность. Основой жизни людей явл. производство товаров, услуг и их последующая реализация на рынках. Товары, услуги, инф. создают выгоду, которая наз-ся полезностью, позволяющую покупателю удовлетворить какое-то свое желание. Сущ. 4 типа базовых полезностей: форма, время, место и владение. Полезность формы создают предприятия, преобразуя сырье в готовый продукт. Полезности времени, места и владения создает служба маркетинга ч/з свои стратегии. Все предприятия, если они хотят выжить, должны: 1) создавать полезность и усиливать свои компетенции; 2) считать полезность основой выживания. Сущностью маркетинга является «процесс создания благодарных потребителей», а инновационный маркетинг заставляет благодарных потребителей покупать все новые «выгоды» через продукты, услуги, инф. Чтобы успеть за быстроменяющимися потребностями рынка, предприятиям требуется постоянная работа над новыми продуктами. Ключ к решению этих задач - инновационная маркетинговая деят. Маркетинговые инновации – это новые или улучшенные маркетинговые методы, охватывающие изменения в дизайне и упаковке продуктов, исп. новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг; их представление и продвижение на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, расширение их состава, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж. Примеры маркетинговых инноваций: внедрение изменений в дизайн продуктов, упаковку; реализация новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей; применение новых приемов продвижения продуктов (новые рекламные концепции, имидж, бренд); исп. новых каналов продаж (прямые продажи, интернет-торговля, лицензирование продуктов и услуг); введение новых концепций презентации продуктов в торговле (демонстрационные салоны, веб-сайты); исп. новых ценовых стратегий при продаже продуктов и услуг. Особенности маркетинга инноваций: 1. Между разработкой и применением научно-технической продукции существует > промежуток t, конечный результат от ее исп. в полной мере может проявиться в будущем. 2. Необходимо исследовать направления изменения потребности в конечном продукте. Маркетинг научно-технического продукта должен включать и сбор, и анализ информации о среде функционирования его потребителей. 3. Потребительная стоимость интеллектуального продукта заключается в его способности экономить живой труд в сфере материального производства. Поэтому маркетинговые усилия д.б. направлены на изучение этой способности. Цена интеллектуального продукта будет в большей степени зависеть от размеров экономии, чем от затрат на его разработку (наряду с другими факторами). 4. Интеллектуальный продукт подвержен более быстрому моральному старению, чем материальный продукт. Он имеет коммерческую ценность до тех пор, пока разработчик может обеспечить себе монопольные права на продукт как на объект хозяйствования. Этот момент определяет необходимость приложения усилий по защите и сохранению прав интеллектуальной собственности, а также по обеспечению его патентной чистоты. Эти усилия предпринимаются в процессе маркетинга научно-технической продукции. 5. Однажды созданный интеллектуальный продукт в зависимости от характера и направленности может многократно продаваться на различных рынках разным потребителям. Поиск способов тиражирования интеллектуального продукта является одной из задач его маркетинга. |
45. Состав и
структура инновационных |
46. Финансовое, материальное и информационное обеспечение инновационной деятельности. Финансовое обеспечение - денежные отношения орг. с другими хоз. субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, поставок спецоборудования, материалов, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и гос. органами. Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую. Задачи финансирования: 1) создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны; 2) сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития; 3) создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж. Источники финансирования инноваций: государственные ассигнования; собственные средства промышленных орг, высших учебных заведений; средства некоммерческих организаций; кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал. Государственная статистика в РФ ведет учет источников финансирования по следующим направлениям: средства республиканского (местного) бюджета; собственные средства; средства внебюджетных фондов; средства орг. предпринимательского сектора; средства частных неприбыльных орг; средства иностранных источников. К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование. Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о гос. системе научно-технической информации». Гос. система научно-технической инф. – сов-сть научно-технических библиотек и орг – юр. лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической инф. и взаимодействующих м/у собой. Цель создания ГСНТИ – обеспечение формирования и эффективного исп. гос. ресурсов научно-технической инф. (НТИ). К федеральным органам НТИ относятся: всероссийский научно-технический информационный Центр Министерства науки и технологий РФ; всероссийский Центр межотраслевой инф. Министерства экономики РФ; всероссийский Центр научной и технической инф. Российской Академии наук и Министерства науки и технологий РФ; гос. публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ; библиотека РАН. |
50. Управление
патентно-лицензионной защитой |
51. Ценообразование на инновационную продукцию. В инновационном менеджменте существует прием ценового управления – это механизм воздействия цен на реализацию новшества, который состоит из: 1) ценовой политики – это политика образования цены на инновационный товар; 2) ценообразующих факторов – это факторы, кот оказывают действие на ступени разработки и реализации инноваций. Стоимость инновационного продукта определена результатом, который дает продукт на производстве и рынке. Цена нововведения – денежное выражение результата от использования инновации. Ценообразующие факторы: 1) внешние (размер покупательского спроса на нововведение; платежеспособность потенциального покупателя; экономический потенциал региона сбыта); 2) внутренние (себестоимость каждого из осуществленных мероприятий; требуемый размер прибыли и выручки; планируемая экономическая результативность от реализации инновации). Цена на инновацию учитывает: 1) период применения новшества, ограниченный моральной заинтересованностью; 2) результат от применения инновации, выраженный в накоплении дополнительной прибыли от производства инновации; 3) распределение рез-та от применения инновации м/у продавцом и покупателем. Этапы формирования ценовой политики: 1) постановки цели ценовой политики относительно инновационного товара; 2) оценки спроса на инновационный товар или услугу в рассматриваемый период t и в длительной перспективе; 3) анализа экономических и производственных возможностей фирмы; 4) изучения рынка цен. Факторы, которые влияют на политику цен: 1) внешние (спрос; поведение конкурентов; политика государства); 2) внутренние (имидж фирмы; расширение привлечения денежных поступлений и стремление выхода на смежные рынки реализации). Методы ценообразования: 1) прямой расчет себестоимости продукта, учитывая прогнозируемую рентабельность; 2) расчет с применением рыночных оценок; 3) расчет с применением анализа запросов потребителей по уровню цен, учитывая потребительские свойства и качества инноваций; 4) сопоставление качества инновации с товаром-аналогом; 5) установка условной цены, учитывая изменение параметров и характеристик инноваций; 6) применение цены прототипа и пересчета относительно промышленного образца. |
Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"