Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
Менеджмент- умение добиваться поставленных
целей, используя труд, интеллект и мотивы
поведения других людей. Менеджмент- это такая область человеческого
знания, которая помогает реализовать
эту функцию.
В капиталистических странах понятие
менеджмент и бизнес соседствуют. Менеджер - занимает постоянную должность,
в его подчинении находятся люди. Признаки организации: - наличие по крайней
мере двух людей, которые Неформальная организация- группы людей, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействия достаточно регулярно. Характеристики формальной организации:
Сущность деятельности менеджера: Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Во-вторых, менеджер собирает информацию
о внутренней и внешней среде, распространяет
ее и, наконец, разъясняет цели организации.
От того, насколько менеджер владеет информацией,
зависит результат его работы. В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. |
Система управления - совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей. Объектом менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Субъекты - производители, посредники, потребители, а также социальные институты, органы управления, сфера торговли, СМИ, системы образования. Коммуникационный процесс в менеджменте - это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной системы по каналам прямой и обратной связи. Цели коммуникации: 1.Организовывать 2.Наладить процесс 3.Установить взаимосвязь между людьми в организации. 4.Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации. 5.Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации. Виды: Вертикальная — это обмен информацией между руководителем и подчиненными; Горизонтальная — представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня; Вербальная — процесс общения с целью передачи информации при помощи слов; Невербальная — общение с помощью мимики, жестов, взглядов; формальная, неформальная, межличностная. Формы: Письменная, устная, видео, электронная, эмоциональная. Средства: Документы, речь, знаковые системы, электронные средства связи, видео- и телекоммуникации. Элемент коммуникационного процесса: источник, сообщение, канал, получатель.
|
Внутренняя среда организации - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. Внутренняя среда организаций
включает в себя следующие основные
элементы: Каждый вовлеченный в
производственный процесс имеет
свои собственные интересы: Собственник капитала (сохранение и умножение капитала, получение постоянных и устойчивых доходов, право принимать окончательные решения) Менеджеры (получение прибыли и развитие фирмы, собственные интересы: вознаграждение, независимость, власть) Наемные работники (высокая заработная плата, надежность рабочего места, хорошие условия труда, высокий уровень социальной защищенности) |
Ни одна организация не
может функционировать Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы: Государство и
общественность (Создание рабочих мест, Поставщики (Высокие доходы и низкие расходы, стабильность договорных связей); Кредиторы (Высокие проценты, гарантированность возврата кредита, возможность влияния на фирмы); Потребители (Широкий выбор, высокое качество, низкие цены, высокий уровень сервисных услуг) |
Специфическое: Должен знать направление, помнить
навскидку основные программы (в т.ч. и
цены на них) и варианты перелетов, уметь
быстро рассчитать запрос, правильно отвечать
по телефону и постоянно вести свои заявки. Общее: Организаторские навыки, опыт работы с клиентами, инициативность, умение работать с людьми и документами, уверенное пользование ПК, коммуникативные способности, умение говорить четко, ясно, умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать, способность к самоконтролю, способность влиять на окружающих. Трудности в работе. Туризм зависит от климатических условий и поэтому подвержен сезонным колебаниям. Оплата труда, в основном, нестабильна, "пики" приходятся на курортные сезоны. Несмотря на интерес к индустрии туризма, здесь достаточно большая текучесть кадров. Это объясняется низкими зарплатами на начальных позициях - 150 - 250 долларов и при этом зачастую интенсивным графиком работы. Многие представляют работу в туризме неким праздником жизни. Контакты с новыми людьми, частые поездки за границу - все это привлекает, но часто не все представляют трудности этой работы. Самый интенсивный труд у менеджеров по туризму начинается как раз тогда, когда все отдыхают - в праздники, летом. Не все выдерживают интенсивное общение и необходимость постоянно быть в хорошей форме - и внешне, и эмоционально. Чаще всего зарплата работника турфирмы складывается из небольшого оклада и процентов, которые в основном и составляют большую часть заработка. В среднем в сезон начинающий менеджер может заработать до 400 долларов, опытный - 1000. В некоторых фирмах существуют "голые" проценты, поэтому менеджеры в таких конторах в межсезонье остаются ни с чем. |
Туризм — сравнительно
молодой феномен, имеющий, однако, корни,
уходящие в древние времена. Если
обратиться к древней истории, то
следует начать с первого «вынужденного»
путешествия, когда Бог изгнал Адама
и Еву из рая. В соответствии с
принятым определением туризма здесь
уже присутствуют некоторые его
признаки: смена места проживания;
нахождение в другом регионе; временность.
Такую историческую интерпретацию
туризма можно было бы распространить
и на древние странствия народов,
паломничество, кругосветные экспедиции,
различные туристские походы.
Эти периоды отличаются:
|
турист (путешественник) - лицо, которое осуществляет
путешествие по Украине или в другую страну
с разной, не запрещенной законом страны
пребывания, целью на срок от 24 часов до
шести месяцев без осуществления любой
оплачиваемой деятельности и с обязательством
покинуть страну или место пребывания
в отмеченный срок; Разновидность: внутренний, выездной, въездной. Типы туризма выделяются по цели, по характеру туристского маршрута, по организационным основам т.д. |
Управление- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того чтобы сформулировать и достичь целей организации. Управление- особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную группу. Уровни управления: технический (ежедневные операции и действия), управленческий (управление и координация внутри организации), институциональный (разработка долгосрочных планов, целей). Система туризма – это открытый бизнес-механизм,
который связан с социальной средой, экономикой
и экологией, политикой и технологиями. Система управления туризмом делится на две субсистемы – объект и субъект туризма. Влияние внешней
среды на туристическую Субъектами туризма являются непосредственно туристы,
которые пользуются туристическими услугами,
а объекты
туризма – это те предприятия, которые
им эти услуги предоставляют. Это туристические
организации, предприятия и непосредственно
туристический регион, который выбран
для отдыха. Все агентства, отели, гостиницы
и другие объекты туристического бизнеса
тесно связаны с экономическими тенденциями,
экологией в регионе и с политической
обстановкой. Именно с учетом этих факторов
можно управлять туризмом, используя методы
современного менеджмента. Для этого нужно
выявить наиболее значимые факторы внешнего
воздействия: Влияние экономики на управление туризмом Экономика и ее прямое воздействие
на туристическую отрасль – Экология региона –
первое, на что обращают внимание
путешественники. Ведь все Роль политики в системе управления туризмом От политики напрямую зависит
система управления туризмом. Потому
что государство управляет |
Синергетический подход Синергетический подход рассматривается
как дальнейшее развитие системного
подхода, который дает специалисту
новые возможности для -поддержание оптимального уровня; С помощью теории игр предприятие
получает возможность предусмотреть
ходы своих партнеров и конкурентов. Первые работы по теории игр отличались упрощенностью предположений и высокой степенью формальной абстракции, что делало их малопригодными для практического использования. За последние 10 - 15 лет положение резко изменилось. Бурный прогресс в промышленной экономике показал плодотворность методов игр в прикладной сфере. В последнее время эти методы проникли и в управленческую практику. Формально, теория хаоса определяется как учение о сложных нелинейных динамических системах. Таким образом, это учение о постоянно изменяющихся сложных системах. Теория хаоса гласит, что сложные системы чрезвычайно зависимы от первоначальных условий и небольшие изменения в окружающей среде ведут к непредсказуемым последствиям. |
Линейная структура управления является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Структура хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя. Преимущества линейной структуры: - четкая система взаимных
связей функций и - ясно выраженная - быстрая реакция Недостатки линейной структуры: - отсутствие звеньев, - тенденция к волоките
и перекладыванию - малая гибкость и - критерии эффективности
и качества работы - тенденция к формализации
оценки эффективности и - большое число "этажей
управления" между работниками,
выпускающими продукцию, и - перегрузка управленцев верхнего уровня; - повышенная зависимость
результатов работы Вывод: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества. |
Построена на принципах полного
распорядительства, это означает, что
функциональные руководители имеют право
давать указания всем звеньям нижестоящих
уровней по вопросам своей компетентности.
В данной структуре действует несколько
достаточно самостоятельных функциональных
руководителей, каждый из которых имеет
право давать указания исполнителям и
возглавляет определенное направление
деятельности организации.
|
Такой вид организационной
структуры является развитием линейной
и призван ликвидировать ее важнейший
недостаток, связанный с отсутствием
звеньев стратегического Достоинства линейно - штабной структуры:
Недостатки линейно - штабной структуры:
Вывод: линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества. |
Матричная структура управления представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.
Преимущества: |
Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач. Полномочия не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий. Различают два вида полномочий: Линейные полномочия; штабные полномочия. Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу. Ответственность- представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перец тем, кто передает ему полномочия. Делегирование- означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Основные цели и ситуации делегирования 1. Подчиненный может сделать данную работу лучше начальника. 2.Чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой. 3.Делегирование полномочий может быть методом обучения. 4.Делегирование
позволяет руководителю 5.Делегирование может использоваться как прием изучения коллектива и отдельных подчиненных. 6.Делегирование при умелом поведении начальника воспринимается подчиненными как особое доверие. |
Делегирование- означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Основные цели и ситуации делегирования 1. Подчиненный может сделать данную работу лучше начальника. 2.Чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой. 3.Делегирование полномочий может быть методом обучения подающих надежды сотрудников и формирования из них кадрового резерва. 4.Делегирование
позволяет руководителю 5.Делегирование может использоваться как прием изучения коллектива и отдельных подчиненных. 6.Делегирование при умелом поведении начальника воспринимается подчиненными как особое доверие. Это один из видов морального поощрения. 7.Необходимо мобилизовать скрытые резервы производительности. 1.Неумение объяснить. 2.Фиктивное делегирование. 3.Ошибка в выборе делегата. 4.Ворчливость. 5.Несдержанность. 6.Боязнь «уронить» авторитет. 7.Важнейшая и наиболее опасная ошибка заключается в перепоручении подчиненным объединяющей функции руководства. |
Планирование - процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных) для его реализации. Планирование зависит от целей и стратегии развития организации. Стратегическое планирование – высший уровень планирования. |
Ми́ссия— основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. В миссии должны быть отражены
следующие характеристики организации:
Эти характеристики формируют имидж организации, ее организационную культуру и способность к выживанию в конкурентной среде.
Миссия дает субъектам внутренней и внешней среды общее представление об организации, к чему она стремится, какие средства она готова при этом использовать; способствует внутреннему единению организации и формированию ее корпоративного духа; создает возможность для более эффективного управления организацией, поскольку является базой для установления ее целей и стратегии, распределения ее ресурсов; раскрывает для сотрудников организации смысл и содержание их деятельности. |
Цель - это предполагаемый результат деятельности организации, к достижению которого направлены усилия ее членов. Для них характерны: четкая
ориентация на определенный отрезок
времени, конкретность и измеримость,
непротиворечивость и согласованность
с другими целями и ресурсами,
адресность и контролируемость. 3. Цели должны быть измеримыми ( чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута.) 4. Цели должны быть конкретными 5. Цели должны быть совместными. Совместность предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. 6. Цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. Дерево целей - это структурированный иерархический
перечень целей организации, в котором
цели более низкого уровня подчинены и
служат для достижения целей более высокого
уровня. |
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. К основным переменным в самой организации, которые требуют внимания руководства, относятся: 1.Цель - есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Основной целью работы
большинства организаций
|
Внешняя среда - окружение, охватывающее большое
количество различных факторов, которые
могут, так или иначе, воздействовать на
функционирование, как в текущем периоде,
так и в перспективном. к элементам прямого
воздействия внешней среды 1) Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков зависит жизнеспособность многих организаций. 2) Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением. Деятельность организации
подпадает под множество 3) Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы. 4) Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. К элементам косвенного
воздействия внешней среды 1) Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно - технического развития, который воздействует на организацию. 2) Состояние экономики. Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое. 3) Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое - влияют на организацию непосредственно. 4) Политические факторы - настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое. |
Вообще организации могут
принимать и реализовывать • Стратегии стабильности принимаются для создания устойчивой, хорошо подготовленной к кризисам организации. Приоритетными направлениями в таких стратегиях являются своевременные возвраты кредитов, профилактика банкротств, снижение риска проводимых операций, налаживание позитивных взаимоотношений менеджмента организации с акционерами и т.д. Также на стабильность существенно влияют хорошее знание сырьевых и товарных рынков, стабильность кадрового состава, наличие постоянных и лояльных клиентов и т.п. Как правило, такие стратегии используют крупные многопрофильные или сырьевые организации, давно присутствующие на рынках и дорожащие своей репутацией. • Стратегии роста применяются для быстрого расширения производства, увеличения объёмов продаж, захвата новых рынков сбыта и т.д. Приоритетными направлениями в таких стратегиях являются мобилизация внутренних ресурсов организации, поиск новых внешних источников сырья и крупных займов, инновационные проекты, торговые и финансовые операции с повышенным риском. Также на рост организации может повлиять смена менеджмента, смена используемого сырья, технологий, рынков сбыта, места дислокации и т.п. Как правило, такие стратегии используют небольшие организации, идущие на повышенный риск в конкурентной борьбе, чтобы быстро найти свою нишу на рынке. Нередко и крупные известные организации, применяющие в целом стратегию стабильности, выделяют в своей структуре филиалы, обладающие большой хозяйственной самостоятельностью, которые с целью изменения соотношения сил на отдельных рынках начинают использовать стратегию интенсивного роста. • Стратегии обороны применяются в случаях, когда организации испытывают серьёзные финансовые или хозяйственные трудности. Приоритетными направлениями в таких стратегиях является избавление от любых малопродуктивных видов деятельности, лишней недвижимости, филиалов, сокращение персонала, уход с малознакомых рынков, прекращение рисковых операций, обновление менеджмента и т.п. Как правило, такие стратегии используют организации давно присутствующие на рынке, но в результате резких изменений в окружающей среде (изменение государственной политики, научно-технический прогресс, появление новых видов сырья, войны и т.п.) утратившие в значительной мере свои конкурентные преимущества. |
Мотивация - процесс стимулирования человека
(работника, исполнителя) или группы людей
к деятельности, направленной на достижение
целей организаций.
|
Работая над своей теорией мотивации в 40-е гг. XX в., Маслоу, проанализировав потребности, определил последовательность их возникновения (иерархию). Первое место занимают
физиологические потребности, необходимые
для выживания индивида. Они включают
потребности в пище, воде, отдыхе,
а также сексуальные На втором месте находятся
потребности в безопасности и
уверенности в будущем. В их число
входят: потребности в защите от
физических и психологических опасностей
со стороны окружающего мира и
уверенность в возможности Третье место занимают социальные потребности, называемые иногда потребностями в причастности. Это понятие, которое включает чувство принадлежности к кому или чему-либо. На четвертом месте
находятся потребности в На пятом месте находятся
потребности самовыражения, т. е. реализации
своих потенциальных В соответствии с теорией Маслоу все потребности можно сгруппировать в строгой иерархической последовательности, т. е. физиологические потребности, потребности в безопасности и защищенности относятся к первичным потребностям, а все остальные принадлежат к вторичным. В определенный период времени
человек будет стараться Данная теория внесла важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей осуществлять трудовую деятельность. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется довольно-таки широкой областью их потребностей. Для того чтобы мотивировать работника, менеджер должен предоставить ему возможность в удовлетворении его важнейшей потребности таким образом, чтобы достичь целей организации. |
Эта теория делает упор на потребности высших уровней. Мак Клелланд считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. В рамках структуры Маслоу потребность власти попадает между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью во власти чаще проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Это хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания. Управление часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее. Потребность успеха также
находится посредине между Мотивация на основании потребности в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая дает обширные возможности социального общения. Их руководители должны создавать такой социально-психологический климат в коллективе, который не ограничивает межличностные отношения. Впоследствии исследователям стало понятно, что, для того чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды, поскольку складывающиеся в трудовом коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требуют от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации. |
В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с характером работы. Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению. Гигиенические факторы: Политика организации и руководства, Условия работы, заработная плата, социальный статус, межличностные отношения с начальником, коллегами и подчиненными, степень непосредственного контроля за работой. Мотивирующие факторы: Успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможность творческого и профессионального роста. Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Действительно, в таблице заработная плата находится в категории факторов, приводящих к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.
|
Эта теория базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: - затраты труда - результаты; - результаты труда - вознаграждение и валентность. Ожидание в отношении затрат труда - результатов – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигнутым результатом нет, то, согласно теории ожидания мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи. Ожидания в отношении результатов-вознаграждений есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Однако, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать. Третий фактор, определяющий
мотивацию в теории ожидания, - это
валентность. Валентность – это
предполагаемая степень относительного
удовлетворения или неудовлетворения,
возникающая вследствие получения
определенного вознаграждения. Поскольку
у различных людей потребности
и пожелания в отношении |
Теория справедливости гласит,
что люди субъективно определяют
отношение полученного Люди могут восстановить
дисбаланс или чувство Применение теории справедливости в практике управления: Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что, до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Однако восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками этой же организации или с сотрудниками других организаций, выполняющих аналогичную работу. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое, будет падать, им надо объяснить, почему существует такая разница. Надо пояснить, например, что более высокооплачиваемый коллега получает больше потому, что он обладает большим опытом, позволяющий ему выполнять работу более квалифицированно. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что, когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение. В некоторых организациях
пытаются решить проблему возникновения
у сотрудников чувства |
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Согласно модели, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе. Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. |
Контроль - это непрерывный процесс, совпадающий
в своем развитии с производственным циклом. 2. Без контроля начинается
хаос, и объединить деятельность
каких-либо групп становится 4. Контроль используется для стимулирования успешной деятельности. 5. Контроль необходим для
борьбы с неопределенной 6. Контроль предупреждает
возникновение кризисных Основными целями контроля являются: - сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала организации; - своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде; - обеспечение эффективного
функционирования организации,
|
Контроль - это непрерывный процесс, совпадающий в своем развитии с производственным циклом. Существует 3 вида контроля: 1.предварительный 2. текущий 3.заключительный. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления. 1. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный контроль используется в трех областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. 2. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. 3. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время Текущий и заключительный
контроль основывается на обратных связях.
Управляющие системы в
|
1)определение стандартов, т. е. конкретных, поддающихся
измерению целей. Для управления должны
быть созданы стандарты в форме показателей
результативности объекта управления
для всех его основных областей.
Только значительные
отклонения от установленных стандартов
должны привести к корректирующим мерам. В результате контроля выделяют три основных момента:
Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией. Как внутренний так и внешний контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций, он необходим для поддержания успеха. |
32. Принципы менеджмента в туризме Принципы менеджмента в туризме основываются на классических принципах менеджмента - важнейших руководящих правилах, положениях и нормах поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивает эффективное развитие организации. Принципы менеджмента раскрывают основные идеи, закономерности, в которых выявляются связи между различными структурами управленческой системы, и правила поведения руководителей по осуществлению ими управленческих функций. К важнейшим принципам эффективного менеджмента относятся: целостность; иерархичность; целевая направленность развития; научная обоснованность и оптимальность; оптимальное сочетание централизации и децентрализации; демократизация. |
33. Понятие методов
менеджмента, классификации Методы менеджмента — это совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целей организации. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Классификация методов управления включает 3группы: 1) организационно- распорядительные или административные методы управления. Осуществляются в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов, команд. 2) экономические. Материальное обеспечение людей 3) социально- психологические методы управления
направленные на повышение творческой
активности и инициативы всех работающих
в организации. Это поощрение изобретательской
и рационализаторской деятельности, воспитание |
34. Экономические методы. На макро-, микро- и на уровне отдельного работника Экономические методы управления воздействуют на материальные интересы людей. Они ориентированы на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение. Таким образом, использование экономических методов управления связано с формирование плана работы и контролем за его осуществлением, рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения за хорошо выполненную работу и применение санкций за недоброкачественный труд. Экономические методы управления могут применяться на трех уровнях: 1) на макро уровне (прогнозы; национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; инвестиционная политика; финансово - кредитная политика.) 2) на микро уровне – т.е. на уровне предпр-я (планирование, коммерческий расчет) 3) на уровне отдельного работника (его поощрение, наказание) |
35. Организационно- Организационно- |
36. Социально-психологичесуие методы управления, направления их применения Социально-психологические
методы управления представляют собой совокупность
способов воздействия на общественное
и индивидуальное сознание, социальную
активность в целях повышения эффективности
деятельности управляемого объекта. Они
включают специфические приемы воздействия
на процесс формирования и развития коллектива,
на процессы, протекающие внутри него.
Данные методы основаны на использовании
социально-психологического механизма,
действующего в коллективе, в состав которого
входят формальные и неформальные группы,
роль и статус личности, система взаимоотношений,
социальные потребности и другие социально-психологические
аспекты. К таким методам относят: моральное
поощрение, социальное планирование, убеждение,
внушение, |
37. Управленческие решения: понятие, классиф-я. Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Решение – основной продукт труда менеджера, часть каждодневной работы управляющего. От эффективности управленческ Незапрограммированные решения- требуются в ситуациях, которые новы, внутренне не структурированы, или сопряжены с неизвестными факторами. Например: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию ,как усилить мотивацию подчиненных. Управленческие решения классифицируют: по функциональному содержанию; характеру решаемых задач (сфере действия); иерархии управления; характеру организации разработки; характеру целей; причинам возникновения.
|
38. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие: 1) Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать достижение определенной цели. 2) Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. 3) Компромиссность. Необходимость этого требования исходит из того, что управленческие решения практические всегда имеют негативные последствия. 4) Своевременность. С момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным. 5) Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями. 6) Экономичность и эффективность. Заключается в обеспечении достижения намеченных целей. |
39. Основные подходы
к принятию управленческих Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Существуют следующие подходы к принятию управленческих решений: 1) Интуитивный — решение принимается на основе ощущения, без анализа всех «за» и «против». Как правило, шансы этого подхода на правильный выбор в принятии решения невысоки. 2) Основанный на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Логика этих решений просматривается слабо, однако, достоинством этого подхода является быстрота и дешевизна процесса выбора альтернатив. 3) Рациональный — не зависит от прошлого опыта и обосновывается аналитически. Включает: диагностику проблем, формулировка ограничений и критериев для принятия реш., выявление и оценка альтернатив, принятие реш. |
40. Процесс принятия управленч. решения Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Существует 3 стадии принятия решений: 1) стадия подготовки - проводится экономический анализ ситуации на микро и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. 2) стадия принятия решения - осуществляется разработка и оценка альтернативных решений на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. 3) на стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата. |
41. Методы оптимизации
принятия управленческих Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Выделяют след. методы: 1) метод математического моделирования. Применяется, когда управл.решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. 2) Метод экспертных оценок применяется в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддаётся формализации и не может быть решена математическими методами. 3) «Мозговой штурм». Сущность: генерация идей участника творческой группы. Решение по проблеме принимают специалисты 5–6 чел. Они знакомятся с предложенными во время "мозгового штурма" идеями и выбирают те из них, которые стоит реализовать. 4)Метод Дельфы. |
42. Информационное обеспечение менеджмента. В условиях рыночной экономики
информационное обеспечение менеджмента
имеет важнейшее значение для
динамичного развития предприятия
в целом, ведь именно объективная
финансовая информация является основой
для столь необходимой Информационное
обеспечение менеджмента должно отвечать следующим задачам
и целям: удовлетворять информационные
потребности управляемых структур, предоставление
им информации в документальном виде; |
46. Основные причины возникновения конфликтов. Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, предшествующие конфликту и вызывающие его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических, личностных. Выделяют следующие причины: 1)Организационные ( возникают из-за рассогласования требований руководителя и реального поведения членов организации, также может возникнуть в результате некачественных должностных инструкций, когда требования к работнику противоречивы) 2)Производственные (возникают в результате низкого уровня организации труда и управления, причинами могут быть: морально устаревшее оборудование, плохое помещение для работы, неквалифицированные управленческие решения, низкая квалификация работников.) 3)Межличностные (происходят из-за несовпадения ценностей, норм поведения, личной неприязни. Эти конфликты могут происходить как при наличие так и при отсутствии объективных причин, а также могут быть следствием организационных и производственных конфликтов) 4)Внутриличностный конфликт (своеобразная форма конфликта, которая не соответствует его определению, но если работник получает противоречивые задачи, то у него возникает этот внутренний конфликт) Также сущ. конфликты между личностью и группой, руководителем и группой, членом группы и группой Конфликты бывают: - горизонтальные (в подчиненных отношениях) -вертикальные (лица в подчинении друг у друга) -смешанные |
47. Методы решения
конфликтов. |
48. Природа и причина стресса. В орган-и существуют ситуации, провоцир. состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на людей, вызывая у них стресс. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс. Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Физиологические признаки стресса - язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления - раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Причины стресса: 1) организационный фактор (недогрузка, перегрузка, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия работы); 2) личностный фактор (семейное положение и т.п.). 3) неправильное
соотношение между |
49. Власть. Основные формы власти. Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них. Выделяют следующие формы власти: 1) власть, основанная на принуждении. Обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного; 2) на вознаграждении, Обоснована верой исполнителя
в то, что влияющий может удовлетворить
потребности исполнителя; |
50. Влияние. Формы влияния на подчиненных. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д. Существуют 2 группы способов влияния на подчиненных: -Эмоциональное («заражение», подражание) -Рассудочное (внушение, убеждение, просьбы, угрозы, подкуп, приказы). |
51. Основные модели лидерства. Лидерство – управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. В настоящее время известны две основные модели лидерства: экспертное и харизматическое. Харизматическим принято считать такое лидерство, которое построено на обаянии, энергетике, умении вести за собой людей, вдохновлять их. Экспертным лидерством принято называть лидерство, которое основано на отличных знаниях, в этом случае руководителем становится лучший в своей области специалист, способный найти решение сложных проблем в любой сложившейся ситуации. Лучший специалист в этом варианте также является отличным администратором, при помощи которого можно будет решить любую проблему. Естественно, возможно существование и идеального варианта, когда руководитель, лидер в равной степени может использовать обе модели лидерства, меняя их в зависимости от сложившихся обстоятельств. Также лидер может быть формальным (влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности) и неформальным (процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы). |
52. Определение
руководства, лидерства, Руководство (управление) — целенаправленное воздействие
лидера на оптимизацию усилий членов организации
и ресурсов ради достижения целей организации. Авторитет — заслуженное доверие, которым
руководитель пользуется у подчиненных,
вышестоящего руководства и коллег по работе, признание
личности, оценка коллектива. Для эффективного руководства необх |
53. Стадии формирования
неформальных групп Неформальные коллективы - это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное
взаимодействие для достижения определенных
целей. Эти цели являются причиной существования неформальных орг |
54. Рекомендации менеджеру
по формированию формальных
Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства. В формальных группах функции, цели, правила поведения и даже членство зафиксированы в нормативных документах, Т.е. формализованы. Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. На эффективность работы формальных и неформальных групп влияют одинаковые факторы: Размер группы: предпочтительно 5 чел.; Состав группы: если группа состоит из непохожих личностей, то это сулит большую эффективность, чем если бы члены группы имели схожие точки зрения; Сплоченность группы, Групповые нормы, Статус членов группы. Основные правила управления неформальными группами: 1.Признать существование неформальной организации. 2. Изучить факторы, влияющие на эффективность функционирования неформальных групп. 3. Разработать и применить на практике методы управления неформальными группами с целью использования их потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия. Методы управления неформальными группами: Консультации с группами, Обучение и внушение, Перевод сотрудников на другое место работы, Размещение кабинетов, Признание естественных лидеров, Обмен информацией в организации. |
55. Теория х и у. Теория Х предполагает, что: -люди по своей сущности ленивы, не любят трудиться и при каждой возможности избегают работы; - людям не присуще чувство честолюбия, они пытаются оградиться от ответственности, предпочитая находиться под чьим-либо руководством; - люди больше всего хотят защищенности; - люди трудятся лишь по принуждению, под контролем и угрозой наказания. Таким образом, менеджмент должен
прибегать к жестким (система
наказаний и тотальный Согласно Теории Y: - если человеку предоставить благоприятные условия для труда, он не только примет на себя ответственность, но и будет стремится к ней; - приобщение – есть функция вознаграждения, связанного с достижением цели; - творческие способности у людей встречаются часто, а интеллектуальный потенциал используется лишь частично; - в случае, когда люди приобщены к организационным целям, им будет достаточно самоуправления и самоконтроля. В этом случае руководитель демократичен, избегает навязывания своей воли подчиненным. В организациях, где доминирует подобный стиль управления, подчиненные принимают активное участие в принятии решений, пользуются свободой в выполнении заданий. Руководитель по теории Y выступает как связующее звено, которое обеспечивает соответствие целей производственной группы целям предприятия в целом, а также заботится о том, чтобы группа получала необходимые ресурсы. Различные исследования позволяют сделать вывод, что руководители – приверженцы как Теории Х, так и Теории Y достигают отличных успехов в бизнесе. |
56. Основные стили управления. Стиль управления – это совокупность наиболее
характерных и устойчивых методов решения
задач, используемых руководителем, манера
его поведения по отношению к подчиненным. |
57. Решетка менеджмента. Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блэйк и Д. Моутон провели ряд исследований и убедились, что вся их деятельность протекает в «силовом поле» между вектором «производства» (нацеленностью на создание товаров) и вектором «человека» (нацеленностью на гуманное отношение к людям). Между этими векторами существует определенное противоречие: а) если стремиться всеми силами повысить производительность труда, не обращая внимания на потребности и желания человека, то результат будет плачевным; б) если все внимание уделить человеку, то ничего хорошего тоже не получится. Блейк и Моутон разграфили «силовое поле» на девять градаций по каждому вектору и получили соответствующую «решетку» - матрицу типов руководителей. Эта решетка дает возможность определить
пять характерных типов
|
58. Менеджер, его личности и деятельности. Менеджер в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в современных условиях. К менеджеру любого уровня предъявляются следующие требования: 8) важнейшим требованием к менеджеру
любого уровня является умение управлять
людьми.
|
59. Основные
элементы культуры "Управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития менеджера. Элементы культуры: Личная культура (включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным); Рациональное распределение рабочего времени; Культура содержания рабочего места; Культура проведения массовых мероприятии Культура приема посетителей; Культура в работе с письмами ; Культура речи Организационная культура руководителя Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них: юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм; моральные нормы - регулируют поведение менеджера в области нравственности и морали; организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации; экономические нормы - регулируют экономическую деятельности организации. |
60. Планирование рабочего времени менеджера. Планирование рабочего времени менеджера обычно рекомендуется разбивать на три этапа: перспективные планы, недельные планы и ежедневные текущие планы рабочего времени менеджера. При планировании рабочего времени
менеджеру необходимо: |