Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:22, шпаргалка

Описание работы

1.Самоменеджмент
4.Жизненная позиция менеджер
6. Профессиональный рост

Файлы: 1 файл

Шпоры по самоменеджменту.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

1.Самоменеджмент – это саморазвитие личности, основанное на самопознании, самоопределении, самоуправлении, самосовершенствовании, преодолении стереотипов сознания, самоконтроле и, как итог, самореализации в выбранной сфере деятельности. Это кропотливая и настойчивая работа над собой с целью включить в действие весь свой творческий потенциал, максимально использовать свои возможности и способности.

Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Понятие “самоменеджмент” введено в употребление директором немецкого Института рационального использования времени Л.Зайверто Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире: • возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития; • нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;^ превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;^ исчерпание возможностей многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием. Цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать личные возможности, осознанно управлять ходом своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни. Планируя и рационально организовывая свою работу и жизнь, человек обеспечивает полезное и целесообразное использование своих духовных и физических сил.

 

4.Жизненная позиция менеджера – это собственное его мировоззрение, которое откладывает отпечаток на его работе. Если рассматривать жизнь менеджера как пространственно–временной континиум, в пределах которого он может самоосуществиться, то так понимаемая жизнь представляет собой непрерывный процесс осознанного осуществления разнообразных дел, решения ситуаций, обеспечивающих желаемую направленность жизни. Жизненная цель является составной частью жизненной позиции.

 В состав жизненной  позиции входят: жизненные идеалы, моделирующие основные направления самоосуществления; жизненные сценарии, распределяющие основные события жизни по временной оси; жизненные стратегии, включающие методы, способы и средства, использование которых допустимо для достижения жизненных целей; и, наконец, на самом верху находятся осознаваемые жизненные цели. В последнее время у менеджеров из всех возможных вариантов жизненных программ чаще всего выбирают следующие: программу жизненного успеха, ориентированную на активную, деятельную, насыщенную событиями и преуспевающую жизнь; программу жизненной самореализации, опирающуюся на такие цели, как красивая, гармоничная, творческая жизнь, обеспечивающая свободное развитие собственных духовных и физических сил; программу жизненного благополучия, предполагающую жизненный комфорт, спокойную, размеренную и стабильную жизнь, обеспечивающую максимально возможное удовлетворение потребностей в жизненных благах

 

7. Наиболее часто описание карьеры осуществляется с помощью вероятностных моделей должностного роста, которые имеют ряд преимуществ и позволяют выявить особенности реализации карьерных целей в различных организациях и в зависимости от образовательного уровня менеджеров. В рамках статистического подхода количественные характеристики дополняются описанием профессионально-должностных требований, однако основными являются временные показатели: скорость и темп должностного роста, время достижения определенного должностного уровня, управленческий возраст. Управленческий возраст, или, как его иногда называют, коэффициент успеха (Hall J., 1976), позволяет соотнести степень продвижения по уровням иерархии системы управления и возраст руководителя. Осуществлена классификация скорости служебного продвижения:

стремительный взлет;

медленный, но постоянный служебный  рост;

медленное продвижение и  другие. По этому признаку выделены группы руководителей: абсолютно стабильные, стабильные, мобильные.Очевидно, что изучение социально-профессионального и должностного роста менеджеров с количественной стороны недостаточно для совершенствования процесса управления компанией. Однако статистический подход сыграл положительную роль в методическом плане — позволил в конкретных исследованиях упростить решение проблемы оценки эффективности управленческой деятельности путем использования универсального критерия — успешности руководителя в данной организационной системе.

 

10. Кооперация труда – это объединение, взаимодействие групп работников в процессе совместного выполнения взаимосвязанных трудовых процессов. В рыночной экономике кооперация приобретает другое содержание. В ее основе заключаются уже не приказы администрации, а интересы, то есть побудительным мотивом кооперирующего труда является не администратор, а экономический (социальный) коллективный интерес (стимул). В этом случае кооперацию необходимо рассматривать как добровольное объединение работников на основе их заинтересованности в сотрудничестве. Возникновение новой кооперации труда, разновидностью которого являются хозрасчетные коллективы разных типов, предусматривает, прежде всего, развитие самостоятельности, добровольное содружество коллективов и отдельных работников, на основе взаимных экономических и социальных интересов. Такая кооперация труда в принципе исключает любые формы командного администрирования, потому что на основе коллективности формируется новое содержание и иерархия целей в процессе совместной трудовой деятельности людей.

13. Нормирование труда – это вид деятельности по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп, количеством групп оборудования. Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными. В настоящее время используются следующие методы нормирования управленческого труда: 1)метод аналогии — основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий; 2)метод укрупненных нормативов численности — основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям; 3)метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) — через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.

17. Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации. В современных условиях может быть выделено 3 вида управленческого труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд - это прежде всего труд руководителей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. Административный труд - это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности. Операторный труд - это главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных, повторяющихся операций, необходимых для информационного обеспечения производственных и управленческих процессов.

 

20. Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное использование труда работников аппарата управления. Эти мероприятия должны обеспечить наиболее эффективную связь аппарата управления с управляемым коллективом и с внешними организациями.

 Кроме того должны  быть обеспечены экономичность,  оперативность и надежность управления. Управленческий труд является  специфической разновидностью умственного  труда, прямо не участвующего  в создании материально-вещественных  ценностей. Но через организацию  тура непосредственных исполнителей  управленческий труд воздействует  на предметы труда, тем самым  прямо и непосредственно влияя  на результаты производства. Специфической  особенностью управленческого труда  является то, что предметом труда является информация.

 Эффективность труда  управления зависит от целого  ряда организационных, экономических  и психологических условий. Это  может быть прямой эффект, если  результатом является сокращение  численности или величины затрат  на содержание административно-управленческого  аппарата, или косвенный эффект, если результатом являются конечные  результаты производства.

 

23. Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Различают структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.

Структурные методы:

 › метод разъяснения  требований заключается объяснении людям результатов, которые от них требуются.

› координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающий взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.

› общеорганизационные комплексные  цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели.

›структура системы вознаграждений – используется как метод оказывания влияния на людей для избежания дисфункциональных последствий.

Межличностные методы или  стили разрешения конфликтов:

 уклонение – метод  реагирования на конфликт, выражающийся  в игнорировании и фактическом  отрицании конфликта

сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через  приспособление, уступки, соглашение, жертвуя своими интересами в пользу другого человека.

конкуренция – используется активными людьми, предпочитающими  идти к разрешению конфликта своим  собственным путем

компромисс – открытое обсуждение мнений и позиций, которые  направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон.

 

25. Авторитет руководителя - это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя: высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное. Авторитет руководителя — это разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности. Это концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя. Следует отметить, что авторитет руководителя (как мера влиятельности), зависит не столько от занимаемой должности, сколько от личностных качеств человека. Часто формальный руководитель, например, директор, только думает, что он влияет на процессы в организации, а на самом деле — он лишь получает директорскую зарплату и отвечает за какие-то общие вопросы. Реально ситуацией управляет какой-нибудь авторитетный «серый кардинал», обладающий необходимыми личностными качествами.

 

26. Харизматическая власть — «основывается на преданности выдающейся святости, героизму или достойному подражания характеру определенной личности, а также нормативным патернам или приказам сформулированными или предписанными этой личностью». Харизматическая власть основана на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. «милость», «божественный дар», «благодать») ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Эрнст Трёльч. При наличии этого типа власти приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную, существующую и известную им. Харизматическая власть основана на экстраординарных, может быть, даже магических способностях, которыми обладает руководитель. При этом неважно, что возможно этими способностями наделяют его адепты, хотя они и считают, что его наделяют этим даром некие высшие силы. В таком случае не играют особой роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни другие рациональные соображения — только личные качества лидера. Наличие харизмы означает прямую, непосредственно осуществляемую власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Деловые качества  — это способности менеджера находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели; быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Деловые качества представляют собой синтез профессиональной компетентности менеджера и его организаторских способностей. Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Проф. Качества: 1)Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои  знания и опыт в решении практических задач. 2) Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. 3) Адекватная самооценка  —  выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности  и коррекции своего поведения. 4) Профессиональные знания. Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными  качествами, позволяющими: выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления; принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов; оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

 

32. Несомненно, солидный, авторитетный руководитель должен быть честным и порядочным. Прежде всего, это отражается в управленческих решениях по кадровым вопросам. Здесь полностью проявляются моральные качества руководителя, а его поведение становится предметом для подражания. Персонал трудно обмануть насчет характера руководителя. Люди, с которыми человек работает, особенно подчиненные, в течение нескольких недель оценить его честность и порядочность. Подчиненные могут простить многое: некомпетентность, неведение, беспечность или плохие манеры руководителя. Однако люди не прощают непорядочности. Они также не прощают вышестоящее руководство, которое назначило непорядочного человека на руководящую должность. Это особенно верно по отношению к лидерам предприятия. Дух организации создает ее высшее руководство. Если организация пользуется уважением и авторитетом, значит, ее высшее руководство образец порядочности. Если предприятие в упадке, это говорит о том, что его верхушка разлагается. Известная пословица гласит: «Рыба гниет с головы». Топ-менеджмент не должен ставить человека на вышестоящую должность, не убедившись в том, что моральные качества кандидата могут служить образцом для подчиненных.

 

37. Особенности людей с точки зрения творчества во многом зависят от соотношения в их мышлении и деятельности активного и пассивного, конкретного и абстрактного начал. Их сочетание дает четыре типа творческих личностей. Аккомодатор — сочетает действия и чувства. Он эмоционален, импульсивен, инициативен, склонен к риску, пробам и ошибкам. Основываясь на опыте и эксперименте, быстро отбрасывает ошибочные идеи, ставит цели, ищет новые модели, планирует и реализует их на практике, привлекая к себе других. Конвергатор — сочетает действия и мышление. Хорошо применяет идеи на практике на основе их анализа и оценки для решения конкретных проблем; умеет предвидеть их последствия, определить приоритетные шаги. Дивегатор — сочетает созерцательность и чувственность, имеет широкие культурные интересы. Это эмоциональный наблюдатель, умеющий собирать информацию, выявлять проблемы, видеть ситуацию с разных сторон; хорошее воображение позволяет ему быть генератором идей, вырабатывать альтернативы, творить.

Ассимилятор — сочетает созерцание и абстрактное мышление. Он осторожен, наблюдает, перепроверяет, анализирует  и критически осмысливает факты, разрабатывает теории для их объяснения; ориентирован на логику, стройные теории; имеет широкие научные интересы. Прометеи — творчески мыслящие личности, одни из которых генерируют идеи в общем виде, другие их подхватывают, перерабатывают и делают пригодными для практического применения, третьи ищут им применение в новых сферах

 

40. Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт. Закон синергии Любая организация характеризуется следующими элементами: производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, технический потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Закон самосохранения Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения. Закон развития Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития – эволюционное и революционное. Закон информированности-упорядоченности Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Закон единства анализа и синтеза Суть анализа  - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое.

2. Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей. Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

— решить, чего вы хотите достичь;

— создать собственное видение успеха;

— использовать метод «больших скачков»;

— верить, что успех придет;

— сосредоточиться на целях, ведущих к успеху;

— не падать духом при  неудачах.

Самоменеджмент прежде  всего это самоорганизация,  умение  управлять собой, руководить процессом управления в самом широком  смысле  слова  –  во времени, в пространстве, общении,  деловом  мире.  Руководитель  должен  так уметь свой труд, чтобы эффективность была максимальной.    Умение ладить с людьми- это менеджмент, умение ладить  со  временем  – самоменеджмент.  Причем   качество   последнего   определяет   эффективность первого.  Самоменеджментом  называют   последовательное   и   целесообразное использование испытанных методов работы в повседневной практике,  для  того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.Управление временем – вещь  очень личная.  Из  десятков  предложенных советов мы должны подобрать только те, что походят именно вам,  и  заставить их работать на себя. Научиться управлять временем – задача  не  для  слабого человека.

 

5.Установление целей позволяет приобрести критерии, позволяющие судить, важно ли то, что Вы делаете. Не имея целей, люди обычно тратят силы впустую. Они часто чувствуют себя деморализованными или расстроенными и некритически воспринимают чужое влияние. Конечно, люди могут оказать помощь в прояснении или установлении целей для своих подчиненных, но те, кто сам несет ответственность за собственные распоряжения и стандарты, чувствует себя увереннее и более способны распоряжаться своей судьбой. Многие менеджеры считают, что личные цели помогают добиться больших перемен, если они отвечают следующим критериям:

человек чувствует себя лично  заинтересованным в их достижении;

возможно успешное продвижение к ним малыми шагами;

установлены временные пределы;

четко установлен конкретный, конечный результат. Как нужно ставить цели: 1) определение своих потребностей; 2) оценка своих возможностей; 3) принятие решения о том, что тебе нужно; 4) выбор; 5) уточнение цели; 6) установление временных границ; 7) контроль своих достижений;

 

8. Целевое планирование представляет собой планирование, направленное на достижение определенных, за ранее известных целей. Целью в планирование организации работы менеджера является повышение эффективности работы при минимуме затрат. В целом весь процесс планирования можно представить в виде следующей схемы: Формулирование цели Анализ текущего состояния Выявление слабых сторон Проведение наблюдения Проведение мероприятий по улучшению работы Сравнение результатов до и после проведения мероприятий

Формулирование цели представляет собой важный процесс. От того, правильно  ли будет выбрана цель, зависит, что  будет подвергнуто исследованию, и какие результаты будут получены. Анализ текущего состояния необходим в первую очередь для того, чтобы иметь эталон. Сравнение этого эталона с результатом проведения мероприятий по организации работы покажет эффективность проведенных мероприятий. После проведения анализа, необходимо выявит слабые стороны в организации работы менеджера. Следующий этап - проведение наблюдений - требует тщательной проработки и организации. Сначала необходимо решить, какие наблюдения необходимо провести. После проведения наблюдений необходимо решить вопрос о необходимости проведения мероприятий по улучшению организации работы. Если затраты по проведению этих мероприятий окупятся, то необходимость их проведения очевидна. Затем проводятся непосредственно мероприятия по улучшению работы менеджера. И в заключении необходимо сравнить полученные результаты с предшествующими. Если труд менеджера улучшился и затраты были незначительны, то мероприятия были проведены правильно.

 

11. служебная субординация, то есть система служебного подчинения одних руководителей, вместе с их подразделениями, другим руководителям, занимающим более высокую ступень на иерархической лестнице.  Длина иерархической лестницы бывает различной в разных организациях. В некоторых случаях только один-два уровня отделяют главу организации от тех, кто находится на низшей организационной ступени. В других же организациях между самой верхней и низшей ступенями насчитывается не менее десятка управленческих уровней. Важно отметить, что при любой длине иерархической лестницы каждый из руководителей имеет полномочия принимать решения в пределах своей официальной ответственности. В идеале любой руководитель должен передавать на вышестоящие управленческие уровни решение лишь тех вопросов, которые выходят за пределы его служебной компетенции. Чаще всего запрещается нарушать служебную субординацию при отдаче распоряжений: «перепрыгивать» через ступени структуры и отдавать приказы «через голову» непосредственного руководителя. Это может приводить и к противоречивости указаний, и к подрыву авторитета непосредственного руководителя.

 

14. Время — это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность — его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Не даром же говорят: время — деньги. Внимательно рассмотрев структуру рабочего времени менеджера, сразу видно, что в ходе своей деятельности он вступает в отношения трех разных типов — с начальством, другими менеджерами и с подчиненными. Это позволяет разделить временной ресурс руководителя на три компонента: время менеджера, которым распоряжается его босс, — часть временного ресурса, которая расходуется на деятельность, навязываемую начальством. Время, которое забирает система, — часть временного ресурса, затрачиваемая на выполнение просьб других менеджеров. Пренебрежение этой деятельностью также влечет за собой расплату, хотя не столь скорую и, возможно, опосредованную.

 Время, которое менеджер  тратит на собственные инициативы, — часть временного ресурса,  которую менеджер расходует на  реализацию собственных замыслов  и выполнение обязанностей, взятых  им на себя добровольно. Однако  некоторую долю этого запаса  «съедают» подчиненные — назовем  это временем, которым распоряжаются  подчиненные. То, что остается, —  время, распределяемое по собственному  усмотрению - на самосовершенствование,  самообразование, изучение иностранных  языков.

 

 

 

 

 

 

18. К элементам организационной структуры управления относятся различные управленческие звенья, деятельность которых регламентируется отдельными положениями. В современных условиях выделяют шесть основных организационных структур управления: линейную; функциональную; линейно-функциональную; программно-целевую; дивизиональную; матричную.

 При линейной структуре  процесс управления осуществляется  через взаимоотношения между  начальником и подчиненными, то  есть по иерархии сверху донизу.

При функциональной структуре  управления общие для нескольких подразделений функции управления передаются одному органу (подразделению) или исполнителю, выполняющему однородные по содержанию или технологии работ  функции и получающему приказы  от нескольких руководителей. Таким  образом, субординация в управлении осуществляется по функциям.

В программно-целевой структуре  управления выделяются руководители отдельных  проектов или подразделений, которые  дают распоряжения относительно наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для  достижения конкретных целей производства.

При матричной организационной  структуре сочетается линейная, программно-целевая  и функциональная формы. Их выбор  зависит от типа производства, характера  технологических операций и поставленной цели.

 При дивизиональной структуре управления происходит объединение процесса управления по продуктовому и региональному принципам. Главными элементами данной формы управления являются отделы, которые наделены оперативной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом и на основе получения прибыли осуществляют самофинансирование.

 

21. Мотивация – одна из основных функций управления, т. е. обособившийся вид деятельности, представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение целей организации. Развитие мотивации приводит к повышению производительности труда в не меньшей степени, чем технологическое перевооружение. Экономические виды и методы мотивации

Экономические методы мотивации основаны на денежной взаимосвязи, между выполненной работой и вознаграждением. Деньги являются достаточно эффективным средством мотивации лишь тогда, когда человек ясно видит связь между своим трудом и вознаграждением, причем это должно быть справедливо, с его точки зрения.

 К экономическим видам  стимулирования, кроме различных  премий и зарплаты можно отнести оплату проезда, бесплатные обеды, оплата обучения персонала или их детей, частичная или полная оплата отдыха. Такая мотивация способствует уменьшению текучести кадров и увеличению лояльности работников к фирме. Рассмотрим несколько видов не экономической мотивации:

 Моральное стимулирование  включает в себя похвалу, критику,  личное признание и признание  публичное. 

 Критику следует применять  с большей осторожностью. Личное  и публичное признание возможно  на различных уровнях, когда  достижения работников доводятся  до сведения руководства или  всего коллектива.

 Социальная мотивация  возможна, при определенном делегировании  управления отличившемуся работнику,  его повышению в социальной  среде. Психологическая мотивация  связана с потребностью человека  в общении. Создавая теплый  и непринужденный климат в  коллективе, можно побудить сотрудников  к более эффективной отдаче  и реализации своего потенциала.

 

24.  Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Наиболее важными являются:

Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения  отражать психологию организации.

Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в  поступках и действиях других людей и своих поступках.

Психологический контакт - способность  устанавливать меру воздействия, влияния  на других людей.

Требовательность - способность  предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

Склонность к организаторской  деятельности, т. е. потребность в  ее выполнении.

Среди других организаторских  качеств следует отметить такие как: Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению; Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций; Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью; Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;  Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи; Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе; Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития менеджера  как специалиста и как компетентного  управленца является интеллектуальные качества.

 

27. Управленческое влияние — разновидность внушения, целью которого является побуждение другого сделать что-либо, стимулирование, создание установки, управление мотивами.

Способы управленческого влияния: распоряжения; уговоры; угрозы; просьбы.

Уговоры

Руководитель, прибегая к  уговорам, может взывать к чувству  совести и ответственности, обращаться к логике и здравому смыслу, к  заинтересованности и лояльности.

Угрозы

Когда уговоры перестают  «срабатывать» как мягкий способ управленческого влияния, обычно задействуется  жесткий стиль влияния — угрозы. Методы воздействия на окружающих могут быть сильнодействующими и убедительными. Их можно использовать для достижения конструктивных целей, а равно и для всяких афер и махинаций. Поэтому человек, стремящийся оказывать влияние на окружающих, должен, прежде всего, отдавать себе отчет в том, насколько морально обоснованы его цели.

Для того чтобы успешно  влиять на окружающих, следует учесть несколько моментов:

Влиятельность — это свойство заслуживающих доверие людей.

Необходимо вознаграждать (поощрять) положительные изменения.

Наши ожидания влияют на окружающих.

Публичное выражение своих  взглядов укрепляет новое отношение.

Нам необходимо и самим  следовать своим поучениям.

Ключевым фактором является личное взаимопонимание.

 

30. Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность.Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Наиболее важными являются: Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.  Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.  Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

 

33. Управленческий потенциал – основанная на знании психологии способность видеть причины и следствия происходящих событий, умение влиять на их развитие и разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия с сотрудниками, партнерами и конкурентами в условиях рынка и постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Составляющие управленческого потенциала:- векторы направленности;- уровень интеллекта;- креативность (способность к творчеству);- уровень агрессивности;- уровень субъективного контроля;- коммуникабельность;- способность к ассертивности;- самооценка и уровень притязаний;- экстравертированность/интровертированность;- тревожность и уверенность в себе;- психологический статус;- организаторские способности;- стиль общения и руководства.

 

35. Интеллектуальный потенциал – это прежде всего связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотивационно-потребностной сферой и общими способностями человека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности. Понятие интеллектуального потенциала в определенной степени перекрывает понятие статуса, оно обозначает реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы. Кроме того, понятие интеллектуального потенциала отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития.\

Функциональные механизмы  интеллекта (сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, психомоторные, речедвигательные и др.) составляют филонтогенетический фонд интеллекта. Потенциалы и уровни достижения в тренировке этих механизмов определяются природными свойствами человека, особенно возрастными и нейродинамическими. К операциональным интеллектуальным механизмам относятся интеллектуальные операции, алгоритмы, которые складываются в ходе развития человека как субъекта деятельности, в процессах обучения, воспитания, в многообразных формах человеческой активности и самореализации личности. Операциональные механизмы (системы наблюдений, рациональных операций, мыслительных процедур, абстрактно-символических представлений и пр.) являются полифункциональными.

 

38. Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);

 • Демократический  стиль (коллегиальный);

 • Либеральный стиль  (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность.

3. Саморазвитие выступает как логический элемент процесса самоменеджмента деловой карьеры. Самооценка собственных качеств и сравнение их с моделью делового человека позволили вам оценить не только сильные стороны, на которые вы будете опираться в своей карьере, но и слабые, над развитием которых для достижения успеха предстоит еще поработать. Самоменеджмент - это саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности. Самоменеджмент подразумевает целенаправленное и последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике. Он особенно эффективен в специфических условиях преобладания самоорганизации. Основные цели самоменеджмента:• максимальное использование менеджером времени и своих возможностей; • сознательное управление течением жизни; • преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.При ежедневном решении разного рода задач менеджер выполняет различные функции. Этот процесс можно представить как круг самоменеджмента. В нем обозначено пять функций:• постановка целей; • планирование; • определение приоритетов по предстоящим делам; • составление распорядка дня и организация трудового процесса; • самоконтроль и корректировка целей.

 

6. Профессиональный рост или его отсутствие это мерило успешности любого современного менеджера. Ведь вряд ли кто-нибудь будет спорить, что большинство молодых специалистов, приходя работать в новую компанию, в первую очередь думают про личный профессиональный рост, и уже потом о делах компании. Именно поэтому «мотивация карьерой» зачастую используется руководством компаний для получения более высокой производительности от своих подчиненных. Так что, вроде ни что не может помешать карьерному росту амбициозных менеджеров. Но практика показывает, что далеко не каждый начинающий менеджер может реализовать свой потенциал и максимально использовать возможность карьерного роста.

 

9.Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами. Структурное разделение управленческого труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сфера деятельности, отраслевая, территориальная специфика. В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров. 1) горизонтальная: разделение труда на компоненты, которые составляют части общей деятельности; 2)Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низового, среднего и высшего.К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.Учитывает виды и сложность выполняемых работ. Выделяют руководителей (принятие решений, организация их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса).

 

12. Делегирование полномочий — это метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части прав и обязанностей подчиненным. Существует 2 вида делегирования полномочий:Линейные полномочия. Они передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Линейные полномочия дают руководителю узаконенную власть для управления своими подчиненными. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, в тех пределах, которые установлены законом, организацией, традициями или обычаями.

Аппаратные (штабные) полномочия. Данные полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения  принципа единоначалия для решения  задач консультативного или обслуживающего характера в рамках деятельности, направленной на достижение поставленных целей.

Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:

§   поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;

§ предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;

§ формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

 

15. Коммуникация – это обмен информацией между двумя и более людьми. Эффективно работающие менеджеры – это те люди, которые эффективны в коммуникации. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.

 Задачи менеджера в  области коммуникации:

1. Обеспечение эффективного  обмена информацией между руководителями  и подчиненными.

2. Совершенствование межличностных  отношений в процессе обмена  информацией. 

3. Создание информационных  каналов для обмена информацией  между отдельными сотрудниками  и группами и координации их  задач и действий.

4. Регулирование и рационализация  информационных потоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Ораторство -- сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало. Ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления. Принципы: 1) Забудьте о себе и займитесь делом. Лишь неуверенный оратор зациклен на себе, его беспокоят негативные мысли, страх провала. Такое волнение и внимание к себе неизбежно делает его скованным, неуверенным, он часто путается в словах и запинается. 2) Хороший оратор – хозяин положени.я При выступлении некоторых ораторов создается впечатление, что они сделали что-нибудь постыдное, что их грызет совесть, они пугаются каждой посторонней фразы или вопроса, произнесенного слушателем, пытаются подробно ответить на каждый неуместный вопрос и как будто ждут указаний от своей аудитории. 3) Будоражьте аудиторию. Если этого не делать, то слушатели займутся собой. Некоторые ораторы действуют на слушателей лучше, чем снотворное. 4) Принцип спектакля.С начала времен публика требовала хлеба и зрелищ. Именно второе Вы и должны им дать. Люди всегда были готовы платить деньги за походы в театры, кино, цирк, на представления. 5) Добавьте разнообразия. Прогремевший гром сменяет установившуюся тишину. Подсознательно человек воспринимает не столько сами звуки, краски мира, окружающие нас явления, сколько контраст. Ко многим вещам мы привыкли и уже перестаем замечать.6) Хотите быть интересным – заинтересуйте. А ведь действительно, чтобы речь не была забыта на следующий день, нужно заинтересовать слушателей, не говорить безучастно и монотонно. Для хорошей речи необходим энтузиазм. 7) Ответственность за непонимание полностью лежит на Вас. Какое оправдание не придумывал бы говорящий, вся вина за непонимание слушателями лежит исключительно на нем. Оно не может оправдаться неповоротливыми мозгами слушателей, отвлекающейся публикой. 8) Претензии к слушателям неуместны. Хоть в большинстве случаев слушатели вполне дисциплинированны и прекрасно понимают как нужно вести себя в обществе, попадаются и такие, которым такие правила не ведомы. Слушатели нередко бывают болтливыми, агрессивными, надменными или просто нетрезвыми. 9) Исчерпывайте тему, а не терпение аудитории. Время – главная ценность в жизни, ведь оно, по сути, и есть жизнь. Наша жизнь измеряется прожитыми минутами и тем, как этим временем мы распорядились

 

19. Если норма времени установлена в результате оптимизации соответствующих элементов технологического и трудового процессов, то ее можно называть оптимальной. Только такую норму времени можно считать в полной мере обоснованной.

Таким образом, сущность процесса обоснования нормы труда составляет выбор оптимального значения нормы  и определяющих ее характеристик  трудового и технологического процессов.

Выбор наилучшего для данных условий варианта нормы труда  осуществляется на основе критерия оптимальности с учетом системы ограничений.

Критерий оптимальности  представляет собой показатель, который  в результате решения конкретной задачи оптимизации принимает экстремальное (наибольшее или наименьшее) значение.

Система ограничений определяет ту область допустимых значений норм труда, в пределах которой соблюдается  их соответствие особенностям и масштабам  выпускаемой продукции, параметрам применяемых предметов и средств труда, психофизиологическим особенностям работающего и социальным характеристикам трудового процесса.

 

22. К менеджеру (управляющему) любого уровня предъявляются такие требования, как:

 наличие знаний в  области управления предприятием;

 ориентация в вопросах  технологии производства в той  отрасли, к которой относится  фирма по виду и характеру своей деятельности;

 владение навыками  администрирования и предпринимательства,  умение владеть ситуацией на  рынках, проявлять инициативу и  активно перераспределять ресурсы  фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

 принятие обоснованных  и компетентных решений на  основе согласования с нижестоящими  руководителями и работниками  и распределение участия каждого в их исполнении;

 наличие практического  опыта и знаний в области  анализа экономической ситуации  на основных рынках или их  сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;

 умение анализировать  деятельность и действия организаций-конкурентов;

 Важнейшим требованием  является умение управлять людьми, что предполагает знание в  совершенстве своих прямых подчиненных,  их способностей и возможностей; знание условий, связывающих предприятие  и работников; защиту интересов  тех и других на справедливой  основе; устранение неспособных  с целью удержания единства  и правильности функционирования  фирмы. Личные качества, которыми должен обладать менеджер (управляющий) – тяга к знаниям, профессионализм, творческий подход к работе; упорство, уверенность в себе и преданность делу; нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи; способность влиять на людей; коммуникабельность и чувство успеха; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость; открытость, гибкость, приспособляемость к происходящим изменениям; ситуационное лидерство в различных структурах; внутренняя потребность в саморазвитии; энергичность и жизнестойкость; склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению; ответственность за работу и принятые решения; потребность работать в коллективе и с коллективом.

 

28. Лидер это человек, способный повести за собой людей. Среди множества качеств, которыми должен обладать лидер стоит особенно выделить ответственность. Она является ключевым фактором лидерства. Есть несколько этапов ответственности, которые проходит человек на путик лидерству.

Первый этап ответственности, наступает, когда человек перестает  надеяться родителей и берет  ответственность на себя. Он устраивается на работу, начинает получать зарплату. Со временем его приоритеты меняются. Ему хочется чего-то большего.

На втором этапе ответственности, он решает открыть свой бизнес и  работать конкретно на самого себя. Вся выручка теперь принадлежит только ему.

На третьем уровне ответственности  приходит решение расширить свой бизнес и для этого нужны сотрудники и партнеры. Тут ложиться ответственность  уже не только за себя и свой бизнес, но и за людей, которые работают в  коллективе. Неважно какой у вас цвет кожи важаботу и ответственно подходите к своим обязанностям. Настоящий лидер может гарантировать стабильность и защищенность чтобы не случилось.

Умение вести бизнес в  различных экономических условиях, правильно реагировать на изменения  тенденций на рынке, вести свой коллектив  к новым достижениям, завоевывать  новые рынки очень не просто. Каждое решение требует большой взвешенности и ответственности от лидера. Ведь за ним стоит коллектив, финансовое благополучие которого напрямую зависит  от правильности тех или иных решений.

 

 

31. Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность.Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:   Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению; Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций; Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью; Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели; Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи; Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе; Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

 

34. Управленческий потенциал – основанная на знании психологии способность видеть причины и следствия происходящих событий, умение влиять на их развитие и разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия с сотрудниками, партнерами и конкурентами в условиях рынка и постоянно возникающих проблемных ситуаций.Направления развития управленческого потенциала следует рассматривать в количественно-качественном аспекте. Они должны характеризоваться: темпами роста управленческого потенциала как в целом, так и отдельных его составляющих в пространственно-диапазонном понимании; увеличением личных квалификационных возможностей и способностей каждого управленческого работника

принимать эффективные решения  в пределах своей компетенции; ростом уровня образования и практических навыков и расширением кругозора каждого индивидуума.

 

36. Творческий потенциал личности - экономический фактор высочайшей ценности и в то же время необычайно хрупкий. Среди многообразия других слагаемых творческого потенциала личности наибольшее значение имеют наблюдательность и чувство нового, тесно связанные друг с другом. Эффективное управление персоналом позволяет реализовать творческий потенциал личности работника. Аспирантура как институциональная форма повышения творческого потенциала личности является в то же время ключевой сферой сохранения высокого образовательного статуса России в мире. Особенно органично данная взаимосвязь проявляется в проблемной ситуации, развивающей творческий потенциал личности, активизирующей ее мысль, побуждающей делать собственные выводы, как самостоятельно добытые, завоеванные. Эффективность проблемного обучения, как средства формирования личностного отношения к знаниям, убежденности в истинности и достоверности их зависит от того, как учитель опирается в своих действиях на преемственность и перспективность. Воспитание людей нового типа, разрешение противоречий между узкой специализацией и обидим развитием учащихся, необходимость развития творческого потенциала личности учащегося и повышение эффективности учебного процесса в условиях роста контингента обязательной школы ставили перед педагогической теорией неотложную задачу - отыскание путей рационального преобразования школьной системы, пересмотра целей, содержания, методов и организации образования, воспитания и обучения.

 

39. ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕРА – это то, на что направлена его основная деятельность. К основным задачам менеджера можно отнести: 1 Обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка. 2 Добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка. 3. Систематически разрабатывать и внедрять в практику предприятия более совершенные формы бизнеса, проникать в новые отрасли и сферы. 4. Определять и достигать на практике цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя. 5. Уметь в разумных пределах идти на риск. 6. Уметь овладевать возможностями ускоренной адаптации к особенностям рынка, 7. Уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.



Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"