Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"
Основные понятия менеджмента: менеджмент и управление, определение менеджмента, функции менеджмента Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. Управле́ние: 1. Процесс (деятельность), направленный на достижение цели; 2. Перевод системы из одного состояния в заданное или удержание в заданном. Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными - получило название менеджмент ( от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой»). В одном из наших словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности». Главное в менеджменте – определение целей и рациональное использование ресурсов. Блоки – внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом. Функции: планирование, организация, мотивация (лидерство) и контроль. Планирование идёт в 4 этапа: выработка общих целей; детализация и конкретизация целей; определение путей и средств достижения целей; контроль за достижением целей; организация – претворение намеченных планов в жизнь. Кто, где и что конкретно делает и как это обеспечено; мотивация – надо материально и моральное стимулируя побудить людей трудится и активно развиваться и развивать; -контроль – проверка и сопоставление результатов с планами через наблюдение, проверку, учёт и анализ. По данным делается корректировка. 2. Уровни управления.
Роли, задачи и компетенции Уровни управления TOP(ген.директор и другие члены правления), MIDDLE(начальники отделов), LINE(бригадир, рук.группы). Менеджмент - это умение достигать поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. 4.Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения). В основе школы человеческих
отношений (1930 - 1950 гг.), или, как ее еще
называют, неоклассической школы, было
осознание человеческого
Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации. Планирование – это стадия процесса управления (функции М), на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства и действия. Цель определяет направление движения. Процесс планирования включает в себя 4 этапа: выработку общих целей предприятия; детализацию и конкретизацию целей; определение путей экономических и иных средств достижения целей; контроль за достижением целей Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы: -принцип единства, принцип непрерывности, принцип гибкости, принцип точности. Виды планирования: по степени охвата – общее(вся фирма); частное(отдельные сферы деятельности); по содержанию – стратегическое(поиск новых направлений); тактическое (создание определённых предпосылок); оперативное (реализация возможностей); по предмету – средств (материальные, финансовые, людские); программное (программы производства и сбыта); действий (специальные продажи, сетевой маркетинг); по срокам – краткосрочное (годовое, квартальное и т.д.); среднесрочное (1-5 лет); долгосрочное (5 и более лет); по возможностям изменения – жёсткое или гибкое; по сферам функционирования – производства, сбыта, персонала, или расширенное (общее). Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение кот. является для неё желательным и на достижение кот. направлена её деятельность. Цели явл. исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в орг-ции; наконец, цели явл. точкой отсчёта в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразд. и организации в целом. Существуют краткосрочные и долгосрочные цели. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость между краткосроч. И долгосроч. Целями устанавливаются ещё и промежуточные цели (среднесрочные). Выдел. 4 сферы применительно кот. организации устанавл. цели, исходя из своих интересов: - доходы организации, работа с клиентами, потребности и благосостояние сотрудников, - социальная ответственность Существует неск. ключевых требований, кот. должны удовлетворять правильно сформулированные цели: цели должны быть достижимыми, они не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей; цели дол.быть гибкими, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, кот. могут произойти в окружении; цели должны быть измеримыми, т.е. дол. быть сформулированы таким обр., чтобы их можно было количественно измерить или оценить каким-либо др. объективным способом, была ли цель достигнута; цели дол. быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении долж. осуществляться функционирование организации; долж. быть совместимыми, т.е. долгосрочные – соответствуют миссии, а краткосрочные – долгосрочным; цели д.б. приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность орг-ии и в первую очередь для тех, кому придётся их достать. 10.Сущность и
виды управленческого контроля.
Принципы эффективного Контроль – это процесс
установления отклонений от предусмотренных
величин и действий людей в
хозяйственной деятельности (обратная
связь). Виды: предварительный, до фактического
начала работ. Планирование и создание
организационной структуры Эффективность в балансе:
слишком редко – теряется ответственность;
слишком часто – установить осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками; обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты; устанавливать жёсткие, но достижимые результаты; избегать чрезмерного контроля; вознаграждать за достижение стандарта. Власть и её формы. Понятие баланса власти в организации. Власть определяется в следующих формах: -власть, основанная на
принуждении. При этой форме
подчинённый убеждён в том,
что что руководитель может
помешать удовлетворению его
потребностей. Это влияние через
страх. Результат достигается,
но не способствует раскрытию
потенциала работника. Кроме Традиционная власть основывается на авторитете должности. Экспертная – на вере в знаниях руководителя и его способности удовлетворить потребности подчинённого. Эталонная – на харизме. Не логика, а сила личности и способности лидера, которому хочется подражать. Для равномерного во всех отношениях, комфортного и эффективного существования организации и ее коллектива необходимо соблюдение соотношения зависимостей двух видов: зависимости подчиненных от руководителя и зависимости руководителя от подчиненных. Это называется «балансом власти». В некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от их решения в ряде вопросов, по которым требуется мнение специалистов; от влияния, которым пользуется тот или иной подчиненный у своих коллег; от способности отдельных подчиненных выполнить конкретное задание с наилучшим результатом. Баланс власти должен поддерживаться на уровне, достаточном для достижения целей организации. Нарушение баланса власти чревато опасными последствиями, т.к. может привести к сосредоточению всей власти в руках одного человека или властной структуры, появлению антагонистических противоречий и целей и разрушению организации как целостной системы. Несовершенная конкуренция особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли. Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. 1. Монополия есть отрасль, 2. Из первого признака следует,
что продукт монополии 3. Мы подчеркивали, что отдельная
фирма, действующая в условиях
совершенной конкуренции, не Поэтому олигополисты питают отвращение к ценовой конкуренции. Это отвращение может привести к некоторому более или менее неформальному типу тайного соглашения о цене. сопровождаются неценовой конкуренцией. Основные организационно- Организационно-правовые формы – товарищества, общества, кооперативы. -товарищество – объединение двух и более лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Преимущества – возможность привлечения капитала, способностей партнёров. Недостатки – равная материальная ответственность вне зависимости от вклада и действий каждого. Бывают полные и коммандитные(у части ответственность ограничена) -общество – объединение двух и более лиц путём объединения вкладов в денежной или натуральной форме, в целях осуществлении хозяйственной деятельности. С ограниченной ответственностью отвечают в пределах вкладов, с дополнительной ответственностью – всем имуществом. АО – в пределах стоимости принадлежащих им акций. Кооператив – группа граждан, непосредственно участвующая в деятельности с объединением имущественных паевых взносов. Организационно-экономические формы – концерны – многоотраслевые АО, контролирующие предприятия через контрольный пакет акций дочерних предприятий. Ассоциации – мягкая форма объединения экономически самостоятельных субъектов. Как правило одна территория, основная цель – совместное решение научно-технических, производственных, экономических, социальных и др. задач. Консорциум – объединение предпринимателей в целях проведения крупной финансовой операции для минимизации рисков (ответственность делится на всех участников). Синдикат – объединение сбыта для уменьшения конкуренции. Картель – соглашение в одной отрасли о ценах, разделе рынков, доле в общем объёме производства. Финансово-промышленные группы – объединение капиталов и потенциала различных предприятий (промышленные, банковские, страховые, торговые). 18.Предпринимательская
фирма: назначение и сфера Совокупности типов Предпринимательские фирмы и индивидуальные предприниматели, решившие действовать без образования юридического лица, составляют совокупность субъектов предпринимательского бизнеса. По критерию охвата: международный, профессиональный, национальный, региональный, областной, местный. По уровню организации: макробизнес (государство в целом), мезобизнес (отдельные отрасли и сектора), микробизнес (фирма). Малые предприятия: строительство, промышленность, транспорт – до 100 человек; сельское хозяйство – до 60 человек; оптовая торговля – до 50 человек; розничная торговля – до 30 человек. Средний бизнес –от 100 до 500 человек, крупный бизнес – более 500 человек. Франчайзинг – способ сбыта товара, интеграция крупных и мелких. Товарный - пользование товарным знаком. Производственный – передача технологии. Деловой – лицензия на производство. Фирмы – субподрядчики, венчурные предприятия, лизинговые. 19.Монополия. Виды
монополий. Монополистическая 1. Монополия есть отрасль,
состоящая из одной фирмы. 2. Из первого признака
следует, что продукт 3. Мы подчеркивали, что
отдельная фирма, действующая
в условиях совершенной 4. Существование монополии
зависит от существования Таким образом, можно выделить основные плюсы и минусы монополии. Главный плюс состоит в том, что масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Основной же минус заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства; они получают чрезмерные прибыли, слишком неохотно идут на риск. 20.Государственный и частно-государственный бизнес. Гос. Предпр. является важной составляющей картины предприним. бизнеса во всех странах с рыночной экономикой. В РФ как продолжение прежних эконом. отношений, присущих советской экономике. Существует объективная необходимость гос. предпринимательства и существования гос. сектора экономики. В России сильны традиции вмешательства в экономику органов гос. власти и управления, а также широкие массы населения зачастую испытывают к гос.предпринимательству больше доверия. Во многих странах гос. бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпр. бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству ( или муниципальным образованиям) предприним. фирмами. Но в этом случае органы гос. власти и управления объективно оказываются в двойственном положении организуя предпр. деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпр. бизнеса. Эффективным может быть использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности; гос. субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами; гос. субсидирование убыточных отраслей нац. экономики. Унитарным предприятием признается комм. организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям и акциям между любыми лицами, в том числе между работниками предприятия. Особой разновидностью УП являются унитарные гос. и муниципальные учреждения, которые осуществляют виды деятельности, обычно выделяемые в качестве некоммерческих. Таковыми выступают, например, гос.образовательные учреждения, гос.НИИ. Гос. Акц. предпринимательство представлено, как правило, в формах участия государства в качестве мажоритарного акционера, владеющего контрольными пакетами акций, в ряде крупных АО, естественными монополиями( Газпром, АО Славнефть, АО Лукойл РАО ВГТРК АО Алмазювелирэкспорт). В отдельных АО мажоритарный (АО Автоваз, ВАО Автоэкспорт). Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, объекты. Под рыночной понимается такая
экономика, которая характеризуется
принятием экономических 1.наличие и реализация
многообразных форм 2.создание рыночной Для характеристики рынка важны экономическая свобода, свобода выбора потребителя, свобода предпринимательства. Механизм функционирования рынка характеризует «невидимая рука». Обратите при этом внимание, что «невидимая рука» - это реалии прошлого, в настоящее время на рынок активно воздействует государство и крупные корпорации.Механизм функционирования рынка раскрывается через его функции: функция саморегулирования; стимулирующая функция; регулирующая функция; функция учета затрат на производство продукции; функция демократизации хозяйственной жизни.На рынке действует три основных субъекта: домохозяйства, фирмы, государство. Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности. Фирма - это экономическая единица, которая: самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству. Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком в целом для достижения общественных целей.Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке. Рыночному механизму присуща и ограниченность, которая проявляется в том, что он: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не обеспечивает защиту окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.); не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок товаров и услуг – это рынок, где происходит купля-продажа товаров и услуг. Он требует создания и функционирования: 1) товарных бирж; 2) оптовой и розничной торговли; 3) маркетинговых служб.Рынок факторов производства (экономических ресурсов) предполагает куплю-продажу факторов производства, с помощью которых производятся товары и услуги. К факторам производства относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация. Финансовый рынок - это рынок, на котором происходят операции с финансовыми средствами, т.е. деньгами, ценными бумагами и т.д. Финансовый рынок предполагает функционирование фондовых, валютных бирж, рынков ценных бумаг, межбанковского кредита и т.д. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. 24.Государственный бюджет: его дефицит и профицит. Бюджет – это форма образования и расходования это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. По экономической сущности – денежные отношения между государством и физическими и юридическими лицами. По материально-вещественному – фонд денежных средств, по плановой сущности – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Две функции – распределительная и контрольная. Доходы – налоги, пени и штрафы по налогам; неналоговые – аренда, приватизация, продажа гос.имущества, гос.участие, внешне-экономическая деятельность, штрафы; трансферты (сверху вниз)состоят из дотаций (на покрытие), субвенций (целевые), субсидии (долевое участие), взаиморасчёты; заёмные средства (кредиты, займы, ссуды). При сравнении – сбалансированный, профицит, дефицит. При дефиците – кредиты, гос.займы, ссуды и кредиты от других уровней бюджета, сокращение гос.резерва. 27.Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка. Маркетинговых исследований – сбор, обработка и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг. Условие эффективности МИ - система постоянных, последовательных действий и процессов по сбору, обработке и анализу данных. При осуществлении маркетинговых исследований важно соблюдений научного подхода и последовательности операций.Прежде всего, определяется проблема, т.е. формулируется предмет маркетинговых исследований. Без этого деньги будут потрачены зря. Обрабатывается вторичная информация, собранная ранее для других целей. Внутреннюю вторичную информацию можно получить изучая бюджет, данные о сбыте, о товарных запасах и т.д. Внешнюю – через правительственные открытые источники (статистику по вопросам ценообразования, сбыта, качества, переписи населения и т.д) и открытые источники – книги, газеты, журналы, монографии.) Вторичные данные служат отправной точкой исследований. Если их недостаточно, придётся собирать первичные данные, что долго и дорого. Система сбора первичной информации – это наблюдение, опрос, эксперимент. Опрос может осуществляться лично, по телефону, по почте, через Интернет. Опросы могут быть через закрытое и открытое анкетирование. После сбора данных осуществляется их анализ. Невозможно удовлетворить разнообразные потребности в товарах всех без исключения потребителей. Тем не менее, по результатам исследований рынка, возможно выявить типологию групп покупателей. Сегментация – это разбивка рынка на группы покупателей, которые одинаково реагируют на маркетинговую деятельность продавца (начала использоваться в 60-е годы). Промышленные компании неохотно отказывались от сравнительно лёгких и не дорогостоящих условий массового производства однотипной продукции, рассчитанной на среднего потребителя, ввиду низких издержек и высокой прибыли. Но конкуренция обусловила сегментацию. Сегментация по потребителям: географический признак (плотность населения, климат, условия проживания, предпочтения); демографический (пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, образование); психологическому(мотивационный анализ) – образ жизни, тип личности, степень нуждаемости в том или ином продукте. Или как подвид – поведенческий признак – повод для совершения покупки, искомые выгоды, степень готовности покупателя к восприятию товара. Сегментация по продукту – является производной от сегментации по потребителю. Поскольку сегментация по параметрам изделия отражает запросы и предпочтения потребителей. Применима для товаров как личного, так и производственного потребления. Применение новых технологий требует проверки восприятия рынка. Сегментация по конкурентам – число и доля на рынке, популярность продукции, сравнительный анализ, их система сбыта и связи с другими предприятиями, реклама, обслуживание клиентов. Маркетинг бывает недифференцированный, дифференцированный и концентрированный. Ниша рынка – концентрированный маркетинг – чёрно-белые телевизоры – японцы. Раньше искали вертикальную (всё население в определённом товаре), сейчас – горизонтальную (разные). Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замыслов ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена. Этапы развития: С середины 18 века до 1929 года – производственная концепция (всего и больше). 1929 – 1935 – товарная концепция, великая депрессия(главное качество). 1935 – 1960 – сбытовая концепция (сбыт, услуги, качество – отличают конкурентов) С 1960 по настоящее время – потребительская концепция (идём от потребителя). Маркетинговые функции – это взаимосвязанные и взаимодополняющие действия и меры в системе маркетинга, позволяющие обеспечивать управление процессами товарного обмена. Маркетинговая система функционирует непрерывно, и поэтому функции маркетинга носят циклический характер. К основным функциям относятся: информационное обеспечение маркетинговых решений на основе исследований; формирование товарной политики; ценообразование; товародвижение; стимулирование сбыта. Девиз: продавать не то, что производится, а производить то, что продаётся. Основные принципы: нацеленность на конечный результат производственно-сбытовой деятельности; концентрация производственно-сбытовых и исследовательских усилий на решающих направлениях маркетинга; постоянная адекватная реакция на тезис «покупатель всегда прав”. Цели маркетинга определяются его функциями 28.Основные маркетинговые стратегии. Организация деятельности маркетинговой службы. «продавать не то, что производится, а производить то, что продаётся”. Стратегия маркетинга определяется состоянием рыночного спроса. Отрицательный спрос – большая часть рынка отказывается от приобретения товара - конверсионный маркетинг. Задача маркетинга изменить отношение к товару за счёт его усовершенствования, корректировки цен и эффективного продвижения. Отсутствие спроса – потребитель не заинтересован в товаре – стимулирующий маркетинг. Активизация мер социально-психологического воздействия на потребителя через снижение цен и рекламу. Скрытый спрос – у потребителя есть какая-либо нужда, но на рынке нет товара, способного её удовлетворить – развивающийся маркетинг. Оценить объёмы потенциального спроса и предложить рынку желаемый товар. Падающий спрос – сокращение спроса в определённый момент времени на конкретный товар – ремаркетинг. Пересмотреть весь комплекс маркетинга, определить слабое звено, проанализировать его, возможно, модифицировать товар. Нерегулярный спрос – сезонные, квартальные колебания спроса – синхромаркетинг. Синхронизация предложения и спроса за счёт введения гибких цен и соответствующих методов стимулирования. Полноценный спрос – баланс на рынке между спросом и предложением – поддерживающий маркетинг. Поддержание достигнутого уровня. Чрезмерный спрос – излишний спрос на товар, который не может удовлетворить производитель из-за ограниченности производственных или финансовых возможностей – демаркетинг. Нахождение способов временного снижения спроса для блокировки нежелательных явлений на рынке. Нерациональный спрос – спрос на товары, вредные для здоровья – противодействующий маркетинг. Убедить потребителя отказаться от использования вредных товаров за счёт резкого повышения цен, ограничение доступности, антирекламу. Важнейшей задачей маркетинговой службы является получение так называемой маркетинговой информации. МИ необходимы для разработки, реализации, пересмотра маркетинговых планов или его отдельных элементов. Имеет важное значение для анализа рынка в первую очередь потребительских товаров. МИ включает в себя: систему внутренней отчётности – показатели текущего сбыта, издержки материальных запасов, движение денежной наличности, данные дебиторской и кредиторской задолженности; систему внешней текущей МИ – через книги, газеты, специализированные издания, личные беседы с клиентами, поставщиками и т.д. Значительная часть внешней МИ – это информация о конкурентах. Её получают через покупку товаров конкурентов, дни открытых дверей, выставки, беседы с действующими и бывшими сотрудниками конкурирующих фирм, изучение рекламы. Cистему маркетинговых исследований – сбор, обработка и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг, систему анализа МИ 29.Законы организации, их характеристика (синергии, наименьших, самосохранения и др )Закон развития. Закон природы. Но развитие – это и прогресс, и регресс. Закон синергии. Синергетические отношения и связи – концентрация, специализация, взаимозаменяемость, взаимодополнения, комплексность, оптимальность. Главное достичь и не превысить нужного уровня Закон наименьших (закон относительных сопротивлений) – слабое звено. А из этого следует, что и внешние усилия всегда направлены на это звено. Закон самосохранения – любая система стремится к сохранению своей качественной определённости. Или – закон сохранения системы в изменяющейся внешней среде. Возмущения могут быть внутренние и внешние. Количественная определяется числом и разнообразием компонентов, чем больше, тем устойчивее. Структурная устойчивость бывает статическая (устойчивость связей) и динамическая (уравновешивание изменений). Закон равновесия – в системе совершаются процессы, взаимно нейтрализующие друг друга. Усиление одного приводит к росту противодействия другого. 30.Типы организаций, их характеристика. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (определение Честера Бернарда, классика менеджмента 30-40-х годов). Одна цель – редко, менеджмент - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей. “МакДоналдс” 8000 самостоятельных предпр. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Вероятно, самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. а) Виды организации по отношению с внешней средой Механистическая организация (жесткая, бюрократическая) - характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации - эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: универсальность, предсказуемость, производительность, экономия на издержках. Пример - стандартизированное конвейерное производство. Такую организацию называют бюрократической. Органическая организация - широкая специализация в работе, слабое или умеренное использование формальных правил и процедур, децентрализация и участие работников в принятии решений, ответственность в работе, гибкая структура власти, небольшое количество уровней управления, субъективная система вознаграждения, субъективные критерии отбора кадров, неформальный характер отношений. Такая организация эффективна, когда используется современная технология, не рутинное, не стандартизованное производство; имеется сложное и динамичное внешнее окружение, неопределенность целей и задач; задачи сложные (например, разработка компьютерных программ); быстрая адаптация к изменениям внешней среды. б) Виды организаций по взаимодействию с человеком. Корпоративная организация - корпорация как социальный тип организации. Это замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов (в Индии - касты, в Европе - гильдии, министерства, ведомства, партии). Важным условием и способом формирования корпоративной организации является поддержание дефицита ресурсов - монополия. Субъектом интереса в корпорации является сама группа, коллектив, или вся организация. Индивидуалистская организация - свободное, открытое и добровольное объединение людей, осуществляющее совместную деятельность. в) Типы организаций по взаимодействию подразделений 36. HR-менеджмент: понятие, цели, используемые методы. Управление персоналом (Human Resource Management, HRM) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации "качественным" персоналом и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения "управления персоналом" достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и "погашения" отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. К основным методам управления персоналом относят: Экономические методы — приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Организационно- Социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т. п.). При этом необходимо отметить краткосрочность эффективности "негативного" мотивирования. 37. Основные национальные школы HR-менеджмента (США, Японии, западной Европы). Доктрина эффективного потребления трудовых ресурсов: персонал – потребляемый ресурс; игнорируется человеческий фактор; оптимизация ресурсных затрат (как в финансах), т.е. минимально допустимый заработок, чтобы не увольнялись; социальные, экологические условия труда – законодательный минимум; дополнительные меры – только начальству; минимум обучения, пусть учится сам; административные методы вместо мотивации; всё сверху вниз; контроль и санкции. Минусы – низкий кадровый имидж, высокие риски(уход, нелояльность)Характерно для малоквалифицированных и сезонных работ. Доктрина развития человеческого капитала организации(20-е годы, США, Э.Мейо, Гарвард, «Школа человеческих отношений”: США – мало консалтинговых фирм, больше частное консультирование; часто временный найм, аутстаффинг, краткосрочные контракты; привлечение высших менеджеров со стороны и других отраслей; нет противодействия высокой текучести – это традиция; активно используются тесты; поощрение жёсткой конкуренции; вместо центров – обучение на рабочих местах, использование ПК; обучение за счёт сотрудника; мало премирования, зато регулярное повышение ставок; масса соц.льгот высшему и среднему(уход от подоходного налога); активны профсоюзы. Япония – обязателен HP-менеджер в штате; много консалтинговых фирм; отбор среди студентов с оплатой, в том числе династии; пожизненный найм; учебные центры на месяц и более; моральное поощрение; оценка деятельности самим сотрудником и коллегами; производственное соревнование на разных уровнях; ротация, смежные специальности; упор на психологическую, а не социально-экономическую поддержку и разгрузку; семинары и конференции для HP. Германия – четкие инструкции; соц.поддержка для всех категорий; первоочередное внимание к квалификации и обучении HP; тренинги и стажировки; институт персональных кураторов; не дифференцированная оплата (кроме топ и ведущих специалистов). Франция – расходы на обучение до 11%; активная роль государства; формализованная процедура конкурсного замещения; повышение квалификации всеми, вплоть до отпусков; женщины руководители до 16-18%; открытость по кадровым и итогам деятельности. Италия – малый и средний без HP-менджеров; отбор по субъективныи и родственным; семейные династии; обучение руководителем и отсутствие мотивации у сотрудников учиться; переход в менеджеры и эксперты затруднён; мотивация внеслужебных отношений; против профсоюзов.
|
Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента, административная школа (авторы, годы становления, основные положения). Первой была школа научного управления (1885--1920 гг.), наиболее яркими представителями которой являлись Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гант. Основной заслугой этой школы было то, что они впервые доказали: управление - самостоятельная специальность, и организация в целом выиграет, если планировать и управлять проведением работ будут не те рабочие, которые эти работы выполняют, как это было до сих пор, а те, которые умеют управлять профессионально. Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором (I856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался эффективностью не человека, а деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции научного
управления оно было признано самостоятельной
областью научных исследований. В
своих работах «Управление Вторая по времени возникновения школа, получившая название классической, или административной, школы управления (1920--1950 гг.), связана с именами Анри Файоля, Линделла Урвика - известного специалиста по вопросам управления в Англии, - Джеймса Д. Муни и др. Ее приверженцы стремились создать универсальные принципы управления. Они разрабатывали систему управления, структуру организации и управления работниками . Они занимались изучением вопросов роли и функций управления. Считалось, что, если определить суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На, базе учения; Д. Файоля в 20-е годы было сформулировано понятие; организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию взаимосвязанных непрерывных действий - функций управления. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, «администрирования» (отсюда и название административная школа). Классическая школа - один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли . Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по способам разработки. Управленческое решение
— это выбор, который обязан сделать
руководитель, чтобы выполнить обязанности,
определенные занимаемой им должностью
(выбор альтернативы, осуществлённый
руководителем в рамках его должностных
полномочий и компетенции и с
целью достижения целей организации).
Понятие управленческих решений
основывается на том, что руководитель,
принимая решение, учитывает классификацию
решений, их основной состав, а также
общие этапы управленческих решений.
Существуют некоторые требования, предъявляемые
к управленческим решениям: эффективность;
оптимальность; реализуемость. К основным проблемам принятия управленческих решении можно отнести: ограниченность сроков; частую смену условий; нехватку информации; рутину и другие проблемы. Классификация управленческих решений может быть сформирована на основании критериев, которые для каждой организации различны. Однако существует некоторая общая классификация, которая может служить основой для формирования собственной классификации решений в организации. Приведенные ниже критерии могут быть значимыми для конкретного решения или наоборот: субъективно-объектный признак; степень охвата объекта управления; содержание задачи; форма решения; степень определенности ситуации; длительность действия; основание действия; функции в процессе управления и т. д. В зависимости от вида деятельности »организации и сути принятого решения формируются управленческие решения, которые, в свою очередь, могут иметь различный состав. Однако существует классификация основных направлений, в которую входят: планирование; организация деятельности; мотивация; контроль. 8.Базовые типы
организационных структур -бюрократическая структура – высокая степень разделения труда, развитая иерархия управления, наличие многочисленных норм и правил поведения персонала. Простейший вариант – функциональная (персонал, финансы, маркетинг, производство, проектирование, научные исследования). Главное – выполнение функций внутри подразделения, без оглядки на общий конечный результат. Преимущества – специалисты своего дела. Хороша для стабильных и не гибких видов деятельности, где мала интеграция. Структура административного типа – дивизиональная (генеральный менеджер, аппарат управления, главные менеджеры по продуктам). Деление на блоки происходит по продуктам, по покупателям, по географическим регионам. Хороши автономностью, гибкостью, оперативностью. Недостаток – дублирование систем управления. Адаптивные структуры бывают проектные и матричные. Проектные – временные, для конкретной задачи, в команду собирают лучших, руководитель координирует. Матричные – тоже, но специалисты не снимаются со своего места, а работают параллельно. Причём, проектов может быть несколько. Подчиняются двоим руководителям, что плохо. Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации. Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внутренних (мотивы) и внешних (стимулы) факторов. Основана на долговременном воздействии на работника в целях формирования мотивационного ядра, ориентации внутренних ценностей и интересов работника на достижение цели организации. Стимулирование используется как тактика, но должен быть адекватен мотивации. Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника. И удовлетворять его актуальные потребности. Виды стимулирования – моральное (общественное признание), нематериальное (свободное время, организационное и трудовое), материальное (зарплата, премии, акции, оплата и доплаты, фонды, питание). Мотивация и стимулирование разнонаправлены: первая на изменение существующего положения, второе на его закрепление. Но могут дополнять или мешать. Наример, избыток денег, которые некуда тратить. Чтобы мотивировать и стимулировать, надо сперва понять, в чём нуждается. Это содержательная теория мотивации. Теория иерархии Маслоу делит все потребности на физиологические (первичные, как еда, кров, тепло, отдых) и безопасности; и вторичные – социальные, потребность в признании, в самовыражении. Мак Клелланд добавляет потребность во власти, успехе и причастности. Теория двух факторов Герцберга – это две группы факторов – гигиенические (их не замечают, пока они в норме) и факторы мотивации, присущие самой работе (ощущение успеха, признания и роста возможностей). Процессуальные теории – ожидания, равенства (справедливости) и модель Портера-Лоутера (гибрид двух первых). Лидерство. Основные положения теории черт и её практическая значимость. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации, если руководитель и лидер в одном лице. Вслед за «героической», уже «теория черт» попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов, Во-первых, к таким факторам относились его «способности» — умственные, вербальные и т. д. Во-вторых, «достижения» — образование и физическое развитие. В-третьих, «ответственность» — зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» — активность, кооперация и т. д. В-пятых, «статус» — социально-экономическое положение, популярность. В-шестых, важными признавались «ситуативные черты» личности. Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера: сильное стремление к ответственности и завершению дела; энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем; инициативность; самоуверенность; способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения; желание принять на себя все последствия действий и решений; способность противостоять фрустрации и распаду группы. Можно по-разному относиться к подобным взглядам. Однако обратим внимание на любопытные результаты, которые принесло комплексное исследование лидерского поведения, проведенное в прикладных целях по заказу госдепартамента США в 1979 году. Оно показало, что наиболее важные черты современного политического лидера — это неформализованные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энергичность, ресурс роста и юмор. Согласимся, что годы идут, а качества, приписываемые лидеру, остаются неизменными. При этом забавно, что интеллектуальные способности до сих пор не считаются обязательными для лидера. *В разработку «теории черт» внес свой вклад М. Вебер. Он считал: «три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности и глазомер... *Страсть в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи делу... Глазомер, способный с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей... требуется дистанция по отношению к вещам и людям... Проблема состоит в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер» 13.Лидерство. Основные положения теории «X и Y” Дугласа Мак Грегора и её практическая значимость. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации, если руководитель и лидер в одном лице. В основу своей концепции Д.Мак-Грегор положил дихотомию теорий, условно обозначив их символами «X» и «Y». Главные положения теории «X»: Обычному человеку присущи внутренние неприятия труда, и он старается избежать его любым путем; Поэтому подавляющее большинство людей должны быть принуждаемы и направляемы, с тем чтобы побудить их к соответствующим усилиям для достижения целей организации; Обыкновенный человек предпочитает быть контролируемым, стремится избежать ответственности; Ему свойственны лишь весьма незначительные амбиции, и главным образом он нуждается в защите. Предпосылки теории «Y», которые отстаивает Мак-Грегор, прямо противоположны: Затраты физических и интеллектуальных сил в труде естественны, как в игре или даже в отдыхе; Внешний контроль или угроза наказания не является единственным средством для достижения организационных целей; Человек осуществляет самоуправление и самоконтроль порученных ему задач; Вознаграждение должно быть неотъемлемой функцией достижения искомых задач; Обычный человек при соответствующих условиях научается не только принимать на себя ответственность, но и искать ее; Способность показать сравнительно высокую степень воображения, оригинальности и творчества при решении организационных проблем получает все большее распространение среди людей; В настоящих обстоятельствах индустриальной жизни интеллектуальные возможности среднего человека используются лишь частично. Центральный принцип, составляющий ось теории «X», то есть традиционный подход в управлении, состоит в руководстве и контроле посредством прямого применения власти, а человек является лишь инертным объектом властного воздействия. Напротив, краеугольный камень теории «Y» - интеграция, то есть создание таких условий, при которых члены организации могли бы достичь своих индивидуальных целей через содействие коммерческому успеху предприятия. Достижение школы науки
о поведении легли в основу
концепции управления человеческими
ресурсами, основное содержание которой
не сводится только к увеличению морального
компонента и степени личной удовлетворенности
в организации, как это было свойственно
теории человеческих отношений. Цель управления
на основе человеческих ресурсов организации
заключается в Концепция управления человеческими ресурсами исходит из предпосылки, что моральный климат на предприятии, равно как и удовлетворенность работников, являются продуктом творческого решения проблем, вызванных соучастием рабочих в управлении. Однако это соучастие ограничено рамками первичной трудовой группы и теми вопросами, которые входят в ее непосредственную компетенцию. 15.Конкуренция и её виды. Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Или - соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль. Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара. Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями. Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. Характерные черты совершенной конкуренции.1. Основной чертой чисто
конкурентного рынка является
наличие большого числа
|
14.Типы субъектов предпринимательского бизнеса.
Субъект бизнеса - это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки. Сам термин субъект бизнеса, равно как и его английский эквивалент - бизнесмен ( businessman ) не имеют однозначного определения в принятых в России нормативно-правовых документах, поэтому в дальнейшем, используя названное понятие, мы будем руководствоваться следующим:
♦ субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);
♦ субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством;
• предприниматели , осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;
• индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей;
• работники , осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
• органы государственной и муниципальной власти и управления в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.); государственные служащие;
• международные и национальные общественные организации , обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники.
Приведенная классификация отражает расширительную трактовку состава субъектов бизнеса, которая характерна для прагматической концепции бизнеса. Между тем, часто можно встретить узкую трактовку состава субъектов бизнеса, к числу которых относят исключительно предпринимателей.
Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность субъекта бизнеса, который, владея, пользуясь, либо распоряжаясь полностью или частично какими-либо материальными благами (земля, сооружения, оборудование, ноу-хау, информация, денежные ресурсы), самостоятельно предпринимает усилия по созданию продукции, оказанию услуг и выполнению работ.
Потребители , как правило, не есть лишь пассивная сторона в сделках с предпринимателями, они являются равноправными участниками деловых отношений. Главный эгоистический деловой интерес потребителей – приобретение товаров и услуг – реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами продукции (услуг, работ) на основе самостоятельного поиска контрагентов по принципу максимизации выгоды.
Если для предпринимателей выгодой
является доход (как правило, в денежной
форме), то для потребителей такой
выгодой является товар (услуга), наилучшим
образом удовлетворяющая
Основу трудового бизнеса составляет частная собственность на рабочую силу. Это третий компонент частнособственнических отношений в обществе. Как и предпринимательство, наемный труд представляет собой профессиональную деятельность