№ |
Название школы |
Период |
Представители |
Достижения |
Недостатки |
Используется сейчас |
1 |
Школа научного управления |
1885 – 1920 |
Тейлор, Гантт, Ф. и Л. Гилберты,
Х. Эмерсон, Форд |
- Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
- Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
- Обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения их задач.
- Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
- Отделение планирования и обдумывания от самой работы
- Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации и определение мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими
- Выделение управленцев из производственного персонала
|
- Чрезмерное нормирование труда.
- Персонал – всего лишь рабочая сила.
- Недооценка человеческого фактора.
- Не исследовала социальные аспекты человеческого поведения.
- Тейлоризм- выжимание из человека максимума сил в интересах прибыли хозяина.
|
- Сдельно-премиальная оплата труда.
- Отделение управления от производственной деятельности
|
2 |
Административная школа |
1920 – 1950 |
Анри Файоль
Макс Вебер
Оливер Шелдон
Л. Урвик
Блюмфилд
Муни
Рейли
Черч |
- Цель – создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху; выявление общих характеристик и закономерностей организаций.
- Разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией).
- Создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху).
- Предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку.
- Рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.
- Считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер).
- Сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы.
- Сформулировала общие функции управления.
- Систематизированный подход к управлению всей организацией.
|
- Недооценка социальных аспектов управления.
- Невнимание к человеческому фактору в организации.
- Недостаточное внимание к научной разработке методов управления.
- Организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.
|
- Основали системный подход к управлению.
|
3 |
Школа человеческих отношений |
1930 – 1950 |
Фоллетт, Лайкерт, Мэйо,
Мюнстерберг |
- Определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей.
- Обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности.
- Объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями.
- Вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.
- Социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности значительно большее влияние чем физические (при условии, что сама организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна).
|
- Эмпирический подход.
- Отсутствие математических методов исследования.
|
- Штат компании – это не только рабочая сила, но и персонал, который с помощью правильного отношения приносит успех компании.
- Учет особенностей конкретного индивидуума.
|
4 |
Школа науки о поведении |
Конец 40-х – по наше время |
Дракер, Маслоу, Макгрегор,
Арджирис,
Фредерик Герцберг |
- Необходимо изучать не сознание человека, а его поведение, которое представляет собой реакцию на стимулы.
- Различные аспекты социального взаимодействия, мотивации.
- Характер власти и авторитета.
- Роль организационной структуры (организационное поведение человека).
- Коммуникации в организации.
- Лидерство.
- Разработали иерархию потребностей(Маслоу)
- Качества трудовой жизни человека и др.
|
- Эмпирический подход.
- Отсутствие математических методов исследования.
|
- Иерархия потребностей.
- Дали толчок развитию теорий лидерства.
- Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
|
5 |
Школа социальных систем |
1940-по наше время |
Барнард, Саймон, Селзник,
Алвин Гоулднер и Амитай Этциони |
- Формальная организация – система сознательно координированных действий или сил двух и большего количества людей.
- Разработали более сложные системы мотивации.
- Двухстороннее понимание отношений персонала и организации: мотивация персонала зависит от характеристик организации, но и организация может стимулировать персонал.
- Центральным методологическим понятием оказывается понятие связующих процессов. Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие и принятие решения. Главным интегрирующим фактором организации считается цель.
|
- Верховенство целей организации над целями индивидуума.
|
- Социологические аспекты менеджмента.
- Роль коммуникации.
|
6 |
Количественная школа |
1950 – по наше время |
Каунот, Дмитриев, Фельдман,
Канторович, Слуцкий, Шумпеттер, Фишер,
Калецкий, Тинберген |
- Исследование операций и математические модели применительно к решению управленческих проблем.
- Математические модели позволяют объективно описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях реального эксперимента.
|
- Недооценка человеческого фактора.
|
- Широко используется количественный подход, математика, статистика, инженерные науки и количественные методы особенно с появлением компьютеров.
- Теория игр.
- Теория решений.
- Долгосрочное прогнозирование.
|
7 |
Процессный подход |
1930-по наше время |
Файоль,
Т. Конти |
- Управление - процесс, состоящий из ряда функций.
- Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.
|
- Иногда сложно разделить процесс управления на составные функции.
- Не достаточное внимание функциональному разделению.
|
- Выделение основных и вспомогательных функций.
- Разделение бизнеса на бизнес единицы.
|
8 |
Системный подход |
1950-по настоящее время |
Парсонс,
Мертон,
Барнард,
Бенталанфи,
Винер, П. Друккер |
- Постановка целей.
- Проектирование организационных систем.
- Организация- открытая система.
- Системное мышление.
- Организацию рассматривает как социотехническую систему (открытую или закрытую).
- Обосновывает зависимость организации от переменных факторов внешней и внутренней среды.
- Теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
|
- Не уделяли внимание составным частям организации, имеющим свои собственные цели.
|
- Организация как открытая или закрытая система. Управление по целям.
|
9 |
Ситуационный подход |
1960-по настоящее время |
Бернс,
Столкер,
Вудворд,
Порш,
Р. Дэвис, Ньюмен |
- Динамическое окружение.
- Внешняя среда.
- Матричные структуры.
- Информационные системы.
- Стратегическое управление.
- Социальная ответственность.
- Дают рекомендации, как следует управлять в конкретных ситуациях.
|
- Стремление приблизить теоретические исследования к практике.
- Сложно разработать общие принципы и критерии.
|
- Опыт управления и теоретические исследования позволяют выделить основные ситуационные переменные. Их установление явилось наиболее значимым вкладом в теорию и практику управления.
- Теория «7-S»
|