Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка
1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.
Сущность и функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг — это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
К общерыночным функциям относят:1.Аккумулирующую функцию, которая проявляется через создание условий для мобилизации временно свободных финансовых ресурсов с последующим их использованием в интересах участников рынка и национальной экономики в целом.2.Организацию процесса доведения финансовых активов до потребителей (покупателей, вкладчиков), которая проявляется через создание сети различных институтов по реализации ценных бумаг (банки, биржи, брокерские конторы, инвестиционные фонды и т. п.) и заключается в создании нормальных условий для реализации денежных ресурсов потребителей в обмен на интересующие их ценные бумаги.3.Перераспределительную функцию, которая включает в себя оперативное перераспределение денежных средств между отраслями и сферами экономики, территориями и странами, группами и слоями населения, предприятиями и государством и т. п.; финансирование дефицита государственного бюджета па неинфляционной основе, т. е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств; перевод сбережений из непроизводительной в производительную форму.4.Регулирующую функцию, которая заключается в создании правил торговли и участия в ней; определении органов контроля и управления, порядка разрешения споров между участниками рынка.5.Стимулирующую функцию, которая заключается в мотивации юридических и физических лиц стать субъектами рынка путем предоставления им определенных прав.6.Контрольную функцию, которая заключается в проведении контроля за соблюдением норм законодательства, правил торговли, этических норм участниками рынка.7.Ценовую функцию — функцию установления и обеспечения процесса формирования и движения рыночных цен (курсов) на ценные бумаги посредством сбалансирования спроса и предложения на ценные бумаги путем проведения операций с ними.8.Функцию страхования ценовых и финансовых рисков (или хеджирование), которая осуществляется посредством заключения фьючерсных и опционных контрактов.
9.Коммерческую
функцию, которая заключается в
получении участниками рынка
прибыли от операций на рынке
ценных бумаг.10.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике;учетную функцию, которая проявляется в обязательном учете в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, в регистрации участников рынка ценных бумаг, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
• закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
• размещается выпусками;
• имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Другие ценные бумаги, не характеризующиеся перечисленными признаками, называются неэмиссионными. К важнейшим специфическим свойствам ценных бумаг следует отнести:а) правовую признанность;б) обращаемость (способность быть объектом свободной купли-продажи на рынке);в) стандартность (наличие законодательно установленного перечня обязательных реквизитов); ликвидность (способность превращаться в наличные деньги); риск (ожидаемый в будущем доход не всегда может быть известен).Виды ценных бумаг:• государственная облигация;• облигация;• вексель;• чек; депозитный и сберегательный сертификаты; банковская сберегательная книжка на предъявителя коносамент; акция; приватизационные ценные бумаги и др.
В мировой практике известны три модели рынка ценных бумаг в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:
небанковская модель — в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам. Такая модель существует в США;
банковская модель — посредниками выступают банки. Эта модель характерна для Германии;
смешанная модель — посредниками являются как банки, так и небанковские компании. Данная модель имеет место в Японии, России.
Фондовый рынок как часть финансового рынка.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. Фондовый рынок – это финансовый рынок, на котором можно купить или продать акции и облигации. Это центральная площадка, на которой совершаются сделки между фондовыми брокерами и трейдерами. Как правило, фондовым биржам не нужны помещения: сейчас торговля акциями ведется в электронной форме.
означает рынок акций или рынок ценных бумаг, то есть, это место где происходит покупка и продажа акций.
В настоящее время различают два вида рынка ценных бумаг:
- Первичный;
- Вторичный;
Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором торговля идет акциями, которые не были еще в обороте, и была проведена их эмиссия впервые. Как правило, это происходит когда молодая компания либо уже работающая на бирже, но не имевшая своих акций, требует дополнительных финансовых вливаний инвесторов. Данный механизм помогает привлечь на свою сторону инвестиции, и получить дополнительные средства либо для развития, либо для поддержания производства. Первичный вид является индикатором накопления инвестиций в стране. Эмитентами так же могут выступать и государственные институты.
Вторичный рынок ценных бумаг
- это рынок, на котором основная
масса это не инвесторы, а спекулянты,
целью которых является
Бро́кер на рынке ценных бумаг — торговый представитель, юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий право совершать операции с ценными бумагами по поручению клиента и за его счёт или от своего имени и за счёт клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Тре́йдер (Трэ́йдэр, от англ. Trader — торговец) — торговец, спекулянт, действующий по собственной инициативе и стремящийся извлечь прибыль непосредственно из процесса торговли. Обычно подразумевается торговля ценными бумагами (акциями, облигациями, фьючерсами, опционами) на фондовой бирже. Трейдерами также называют торговцев на валютном (форекс) и товарном рынках (например, «зернотрейдер»). Торговля осуществляется трейдером как на биржевом, так и на внебиржевом рынках.
23. Институты спроса и предложения. Закон спроса. Закон предложения. Графики спроса и предложения. Неценовые факторы спроса и предложения
Закон спроса и предложения —
объективный экономический
закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложениято
Закон
спроса — величина (объём) спроса уменьшается
по мере увеличения цены товара. Закон
спроса: чем ниже цена данного товара, тем большее
его количество покупатели хотят приобрести
в течение данного времени и при прочих
неизменных условиях. Математически это
означает, что между величиной спроса
и ценой существует обратная зависимость
(однако не обязательно в виде гиперболы,
представленной формулой y = a/x). То есть
повышение цены вызывает понижение величины
спроса, снижение же цены вызывает повышение
величины спроса.Природа закона спроса
не сложная. Если у покупателя есть определенная
сумма денег на приобретение
данного товара, то он сможет купить тем
меньше товара, чем больше цена и наоборот.
Конечно, реальная картина намного сложнее,
так как покупатель может
привлечь дополнительные средства, купить
вместо данного товара другой — товар-субститут. Эластичность
спроса — это показатель, выражающий колебания совокупно
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
Кривая спроса
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. 'Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Закон предложения— при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:1. Наличие товаров-заменителей.2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).3. Уровень технологий.4. Объём и доступность ресурсов.5. Налоги и дотации.6. Природные условия7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка.
Эластичность предложения
Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
Эластичность предложения зависит от
таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления
продукта и особенность его к длительному
хранению. Особенности производственного
процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении
его цены переходит на выпуск другой продукции.
Предложение такого товара является эластичным.Эластичность
предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии
быстро реагировать на изменения цены,
поскольку для дополнительного производства
товара требуется значительное время.
Например, увеличить производство автомобилей за не