Шпаргалка по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.

Файлы: 1 файл

Общий вариант ответов.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Подведем итог. Трудовая теория стоимости характеризует экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле:

  Стоимость товара зависит прямо  пропорционально от количества  труда и сложности труда, обратно  пропорционально - от производительности  труда. Здесь представлен взгляд  на товарно-рыночные отношения  лишь с позиции товаропроизводителя  и продавца полезной вещи.

А. Смит развивал теорию стоимости с двойственных позиций. Подчеркивая важную роль труда в установлении “действительной цены” товара, он в то же время отмечал, что стоимость определяется как сумма доходов (заработной платы, прибыли и ренты), поскольку в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену громадного большинства товаров. В этом своем высказывании он более склонен не к трудовой теории, а к теории издержек.

Другой классик политэкономии - французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832 гг.), строивший свое учение на трудах Смита, разработал теорию трех главных факторов производства, в которой показал взаимосвязь и взаимообусловленность труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания стоимости общественного продукта. Фактор производства “труд” порождает заработную плату как доход рабочих, фактор “капитал” порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор производства “земля” – ренту как доход землепользователя.

Таким образом, трудовая (затратная) теория стоимости сводила стоимость к издержкам, затратам труда. В настоящее время мы находим продолжение этого подхода в оценке цены товара через расчет затрат на производство продукта и включение в нее определенной прибыли. Исходной базой для этого служит концепция себестоимости.

 

11. Рынок  как институт организации общественного  производства. Сущность, функции, субъекты  и объекты рынка.

Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:

рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;

рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.

Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

свобода экономической, хозяйственной деятельности;

многообразие форм собственности;

примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

договорные отношения;

конкуренция;

открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.

Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.

 

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.

Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Субъекты и объекты  рыночных отношений

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, т.е. сделок купли-продажи: физические лица – покупатели, продавцы, предприниматели; юридические лица – предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство и т.д.

С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности, коллективной (групповой) собственности и частной собственности.

Основных субъектов рыночных отношений в современной экономической теории принято подразделять на  три группы:

1)  домашние хозяйства. Они  являются  собственниками и поставщиками  на рынок факторов производства. Полученные от продажи услуг  труда, капитала деньги идут на  удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. Домашние хозяйства являются  потребителями конечных продуктов  и услуг;

2) бизнес (фирма) – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения  прибыли (дохода). Бизнес предполагает  вложение в дело собственного  или заемного капитала и является  поставщиком на рынок товаров  и услуг;

3) правительство (государство) представлено  главным образом различными бюджетными  организациями, которые реализуют  государственное регулирование  экономики. Правительство также  поставляет на рынок товары  и услуги предприятий государственной  собственности.

Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи.

Функции рынка. Классификация рынков

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд функций:

обеспечение взаимодействия производства и потребления;

регулирующую. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Рост цен является сигналом к расширению производства, падение цен – к сокращению;

стимулирующую. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;

информационную. Рынок дает объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются;

посредническую. В рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции, а продавец – наиболее подходящего покупателя;

санирующую (санитарную). Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных фирм;

социальную. Рынок дифференцирует производителей.

Рынок имеет многообразную структуру. Рынки классифицируют следующим образом:

1)  по объектам купли-продажи:

рынок ресурсов,

потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики  и т.д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги);

финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка;

рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга);

рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий);

рынок духовных ценностей

2) в пространственном разрезе  ( по масштабам):

локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны);

региональные рынки;

национальные рынки;

международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);

мировой рынок.

3) по механизму функционирования:

свободный (основан на механизме свободной конкуренции);

монополизированный;

регулируемый государством;

4) по объемам сделок купли-продажи:

оптовые рынки;

мелкооптовые;

розничные

5) в соответствии с действующим  законодательством различают:

легальный (официальный) рынок;

нелегальный (теневой) рынок:

6) по степени насыщенности выделяют:

равновесный (спрос и предложение совпадают);

дефицитный (спрос превышает предложение);

избыточный (предложение превышает спрос).

Все перечисленные виды рынков различаются с известной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Один и тот  же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т.е. относить его к определенному виду по разным основаниям.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы.

Материальная база инфраструктуры рынка состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную часть входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения.

Основные элементы инфраструктуры рынка:

1) ярмарка. Она представляет собой  регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном  месте. Ярмарка может быть местом  периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или нескольких видов. Сейчас развиты отраслевые ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления;

2) аукционы. Продаваемые товары (чаще  всего те, которых на рынке  недостаточно) достаются покупателю, который назвал максимальную  цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными  органами с целью взыскания  долгов с неплательщиков, и добровольные, которые организуются по инициативе  владельцев товара. Для проведения  аукционов создаются специальные  фирмы, работающие на комиссионных  началах.

3) биржа – место, где заключаются  сделки купли-продажи. Членами биржи  могут быть только отдельные  лица, а от корпораций могут  выступать лишь лица, имеющие  право заключать на бирже сделки. Различают товарные, фондовые и  биржи труда.

Товарная биржа. Осуществляются сделки по продаже наличного товара на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены также сделки с обязательством поставки товара в будущем (фьючерсные контракты). В этом случае продаются и покупаются не сами товары, а контракты на их поставку. Субъектами товарной биржи являются брокеры (посредники, заключающие сделки по поручению своих клиентов и получающие за это комиссионное вознаграждение) и дилеры (участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет).

Фондовые биржи. На них обращается главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм  и облигации, выпускаемые правительством, органами местного самоуправления, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения спроса и предложения на них. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основе курсовой разницы ценных бумаг называется биржевыми спекуляциями.

Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и работниками с целью купли-продажи рабочей силы (осуществляет мероприятия по трудоустройству).

Кстати, биржа труда не всегда спасает от такого явления как безработица. Во многих странах, как, например, в Дании, существует система страхования от безработицы  и цены страхования на случай безработицы,

4)   кредитная система. Она включает  банки, страховые компании, фонды  профсоюзов и любых других  организаций, обладающих правом  коммерческой деятельности. В кредитную  систему входят все те, кто  способен мобилизовать временно  свободные денежные средства. Ядро  кредитной системы составляет  банковская система. Она включает центральный (государственный), коммерческие, ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

Информация о работе Шпаргалка по «Менеджменту»