Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:06, реферат
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Сущность шведской модели менеджмента…………………………………4
1.2.Предпосылки развития шведской модели «государственного благосостояния»…………………………………………………………………11
2.Особенности менеджмента в Швеции………………………………………13
2.1.Особенности шведской деловой культуры…...............................................17
2.2.Стиль менеджмента в шведских организациях………………………….19
2.3.Шведская модель менеджмента и международная практика…………..26
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………30
Шведская модель
исходит из положения, что
децентрализованная рыночная
В Швеции
очень велика роль государства
1.1. Предпосылки развития шведской модели «государственного благосостояния»
Достижение
Швецией высочайших
Еще в конце прошлого века Швеция была аграрной страной, но уже в 60-х годах ХХ в. она завоевала репутацию одного из самых развитых государств. Другими словами, почти за 70 лет развития и за 30 лет пребывания у власти социал-демократов Швеция стала страной с высокоэффективной экономикой. В течение столетия темпы роста экономики постоянно росли. Ни одна страна не знала не только такого высокого среднего за столетие темпа роста валового национального продукта (ВНП) на душу населения (25 %), но и такой почти непрерывной его динамики.
На наш взгляд, можно выделить две основные предпосылки такого развития.
1. Швеция очень
давно не участвует в войнах
и проводит политику нейтралитета
(правда, так называемого активного
нейтралитета, т. е. уровень ее
военных расходов довольно высок,
но при этом она не входит
в международные военные
Условия мира
дали Швеции дополнительные
2. Экономическая
политика Швеции опирается на
теоретическую концепцию,
2.Особенности менеджмента в Швеции
Считается,
что скандинавские менеджеры
имеют свой собственный стиль
менеджмента в том же смысле,
каком принято говорить об
американском или японском
Но в данном
случае нас интересует
Ценности шведской культуры.
Равенство.
В мире шведы известны своими
гуманитарными ценностями и
С равенством
тесно связана забота об
Закон Янте — суть скандинавского менталитета в виде правил, сформулированных датско-норвежским писателем Акселем Сандемусом (Aksel Sandemose) в романе о жизни вымышленного городка Янте. Основные правила героев романа и соответственно «закона Янте» таковы: не думай, что ты что-то собой представляешь, не думай, что ты лучше нас, не думай, что можешь чему-то нас научить. Такой подход к окружающим до сих пор встречается в Швеции. Каждый швед старается ощущать себя обычным, ни в чем не выдающимся человеком. Нет большего комплимента, чем быть причисленным к когорте обычных людей. «Быть как все» — следуйте этому принципу и вы немедленно завоюете всеобщее уважение. Успешные люди — это самые обычные люди, которым совсем чуть-чуть улыбнулась удача, но это ненадолго. Все это очень сильно контрастирует с американской установкой на успех и признание.
Определенные исключения из закона Янте в шведском национальном самосознании, конечно, допускаются. Пример: спортсмен, от которого по определению требуется быть выдающимся и своими результатами прославляющим всю Швецию в целом, так что все прочие шведы тогда тоже могут немножко погреться в лучах его славы. Очевидно, закон Янте справедлив для обычной, повседневной жизни.
Lagom. Шведы не одобряют ни экстравагантности, ни излишества. Именно поэтому в их словаре присутствует слово «lagom», которое означает «в меру», «достаточно». Все, что угодно, может быть «lagom» (и фактически должно быть). Там, где американец будет захлебываться от восторга или же негодовать, у шведа все будет «lagom бга» (все исключительно по делу и никакой суеты по ненужным поводам). Слово «бга» означает «хорошо», «хороший».
Слово «lagom» стало в настоящее время символом (и даже синонимом) шведской умеренности. Это понятие пронизывает всю шведскую жизнь и помогает шведам сглаживать все острые углы. В экономической сфере умеренность помогла шведам найти средний путь между стремлением к экономическому росту и гуманизмом, между капитализмом и социализмом. В социальной сфере тоже царит граничащая с конформизмом умеренность, которая препятствует проявлениям всякого индивидуального превосходства, при этом lagom сглаживает контрасты между вызывающим богатством и бедностью, делая шведов спокойными и довольными как собой, так и друг другом. Умеренность и сдержанность являются характерными чертами шведской деловой культуры.
Однако lagom означает не только умеренность, оно используется и для выражения похвалы. Если швед говорит о чем-либо «lagom god*, «lagom skaplig* («достаточно хороший», «вполне сносный») то на самом деле это значит, что он полагает данный предмет просто превосходным и замечательным.
Шведы твердо и искренне убеждены в том, что их страна и люди в ней достаточно (lagom) хороши во всех отношениях. Это касается как их образования и изобретательности, так и качества продукции и жизни, производительности труда и промышленности, .тмин» и общественной безопасности. Это укорененное чувство национальной непобедимости и неуязвимости уходит своими корнями в средневековье.
Самокритичность. О шведах говорят, что они ощущают некомфортность в ситуации личных конфликтов, испытывают трудности в проявлении и восприятии сильных эмоций, но при этом более уверенно держатся в окружении, где опираются на факты и причинно-следственные связи.
Восторги по
поводу своей родины, ее истории
не приняты у шведов. У них
даже не было до последнего
времени официального
Но и такие
ценности подвержены
Почитание
природы. Есть одна вещь, которой
шведы гордятся независимо
от изменений национальной
2.1.Особенности шведской деловой культуры
Перечисленные выше ценности могут
служить объяснением
По соотношению мужественности и женственности Швеция демонстрирует самый низкий показатель (5). Для сравнения аналогичный показатель Франции составляет 43, Италии — 70. а Японии — 95. Шведы ценят «женственные» ценности. Например, отпуск по уходу за детьми до 6 месяцев может предоставляться отцам.
Швеция является страной с весьма низким уровнем избежания неопределенности (29). Высокий уровень толерантности к неопределенности делает шведов менее уязвимыми в ситуации изменений, более способными к восприятию нового мышления и более терпимыми к иностранцам.
Шведская национальная культура в соответствии с исследованиями Хофстеде отличается низкой дистанцией власти (31).
Коллективизм считается одной из ключевых особенностей шведской деловой культуры. Однако соответствующий индекс Хофстеде (71) является достаточно высоким по сравнению с Португалией (27) и Грецией (35), которые, очевидно, в большей мере могут считаться странами с преимущественно коллективистской культурой. Находящиеся на противоположном конце Великобритания (89) и США (91) — это образцы высокоиндивидуалистичных культур, где с детского возраста люди приучаются защищать себя и отстаивать свои права, искать внимания и соперничать с себе подобными. В Швеции, наоборот, примерное поведение детей означает «умеренное», «не выделяющееся», а школьная система подавляет естественные конкурентные проявления в их поступках.
Еще одним проявлением деловой культуры является неформальный характер ведения бизнеса. Дж. Биркиншоу (Julian Birkinshaw) описывает собственный пример с приездом в Швецию в поисках работы. Когда работа была найдена, ему не предложили трудовой контракт, ибо оказалось достаточно рукопожатия и устного соглашения, по крайней мере для шведского работодателя.
2.2.Стиль менеджмента в шведских организациях
Самым важным отличием от других стилей менеджмента является рассмотрение человека в деловой среде на первом месте. Это, очевидно, отражает эгалитарные ценности скандинавов и понимание того, что без креативности и напряженного труда работников даже самый эффективный стиль лидерства перестает быть таковым. Для постиндустриального общества, по мнению шведов, все большую значимость приобретают социальные и поведенческие навыки людей в отличие от инженерно-технических, которые больше требовались и ценились ранее. Топ-менеджеры тем самым понимают место и роль человека в организации для достижения результата. Самое главное в жизни каждого шведа — два идеала, сохранение которых они лелеют на протяжении жизни. Это их работа, которая является смыслом жизни. На втором месте стоят два понятия: «положено» и «не положено». Строгая приверженность букве закона в Швеции — явление, можно сказать, уникальное.