Синдром профессионального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:00, доклад

Описание работы

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Хотя анализ исследований, посвященных проблеме психологического выгорания работников образования, показал, что при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс «затухания горения» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение».

Файлы: 1 файл

выгорание.docx

— 24.04 Кб (Скачать файл)

Синдром профессионального  выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Хотя анализ исследований, посвященных проблеме психологического выгорания работников образования, показал, что при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс «затухания горения» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение».  

 

Профилактика профессионального  выгорания педагогов, претендентов на должность директора школы.

 

Программа профилактики и предупреждения синдрома психологического выгорания, разработанная нами, отражает идеи одного из исследователей Е.А.Семеновой, апробировавшей их в опыте работы методического кабинета в Пошехонском муниципальном округе []. Профилактическая деятельность осуществлялась по трем направлениям, которые нами учитывались в работе с нашими претендентами: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии.

1. Информирование педагогов о  причинах и признаках выгорания. По результатам опроса, проведенного среди педагогов, нами было установлено, что 72% опрошенных претендента не знают, что такое профессиональное выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушение своего самочувствия и поведения, однако не могут его правильно оценить и тем более помочь себе. 49% учителей-претендентов предлагают отдельные варианты преодоления синдрома выгорания, но доступная литература, помогающая это сделать, отсутствует.

Первой задачей в профилактике выгорания авторы считают расширение информированности учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. С этой целью может быть составлен пакет таких материалов, как «Помоги себе сам: способы профилактики профессионального выгорания педагога», который может быть очень полезен учителям и начинающим руководителям образовательных учреждений.

2.Эмоциональная поддержка переживающих выгорание. Она осуществляется с помощью общения в профессиональных сообществах (клубы педагогов, сетевое сообщество, форумы, чаты в интернете и др.). Например, Е.А.Семонова приводит пример работы клуба педагогов. Клуб имеет свою символику и гимн. Заседания клуба проходят 1-2 раза в четверть. Каждое происходит как праздник общения, встречи друг с другом - будь то вечер или деловая встреча.

В рамках клуба проводятся круглые  столы, психологические практикумы, балы к Дню учителя. Заседания традиционно открывает районный тур конкурса «Учитель года», он становится праздничным финалом, торжественным подведением итогов.

В клубе регулярно организуются концертные программы «Открытие года», представление учителям района новых педагогов и учеников. Гостями праздников бывают педагоги сельскохозяйственного колледжа.

2. Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для сотрудника.

Чтобы повысить значимость труда педагогов, используются такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций. Удовлетворению социально-психологических (моральных) потребностей в признании, самоутверждении, самовыражении могут служить:

  • участие в педагогических чтениях, конференциях, вебинарах;
  • участие в мастер-классах, семинарах, круглых столах;
  • обобщение опыта работы педагога;
  • деловая игра «Общие требования к современному руководителю» (ОТСР)»;
  • смотр педагогических достижений;
  • ежегодный конкурс «Учитель года» (участие в районном/городском, областном и республиканском турах).

В ходе опросов мы выявили, что 82% претендента  считают, что окупить душевные затраты и препятствовать выгоранию способствуют социальное признание и удовлетворение от работы. На вопрос «Какие факторы, препятствующие выгоранию и повышающие значимость педагогической деятельности, вы можете назвать» были получены следующие ответы:

  • наличие возможностей для творческого роста, повышение уровня заработной платы (100% претендентов);
  • интерес к работе в школе (31%);
  • наличие технических средств обучения, способствующих эффективной работе (12%);
  • осознание полезности своего труда (10%);
  • стабильность положения учителя в школе (50%);
  • хорошие взаимоотношения в коллективе (50%);
  • высокий уровень ответственности за свой труд (5%).

По мнению учителей (66%), сохранению психоэнергетического потенциала и интереса к профессии способствует:

  • любовь к детям;
  • моральное и материальное стимулирование учителей;
  • самообразование и курсы повышения квалификации;

Данные результаты позволили  нам определить модели профилактических программ, которые можно было использовать в работе с нашими претендентами:

  • поиск источников вдохновения и самосовершенствования;
  • стремление к профессиональному росту;

 

Семенова Е. А. Профилактика профессионального выгорания педагогов (из опыта работы методического кабинета Пошехонского муниципального округа), http:// www.iro.yar.ru/conferences/metod/method_modern/method2002.html


Информация о работе Синдром профессионального выгорания