Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:00, доклад
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Хотя анализ исследований, посвященных проблеме психологического выгорания работников образования, показал, что при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс «затухания горения» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение».
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Хотя анализ исследований, посвященных проблеме психологического выгорания работников образования, показал, что при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс «затухания горения» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение».
Профилактика
Программа профилактики и предупреждения синдрома психологического выгорания, разработанная нами, отражает идеи одного из исследователей Е.А.Семеновой, апробировавшей их в опыте работы методического кабинета в Пошехонском муниципальном округе []. Профилактическая деятельность осуществлялась по трем направлениям, которые нами учитывались в работе с нашими претендентами: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии.
1. Информирование педагогов о
причинах и признаках
Первой задачей в профилактике выгорания авторы считают расширение информированности учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. С этой целью может быть составлен пакет таких материалов, как «Помоги себе сам: способы профилактики профессионального выгорания педагога», который может быть очень полезен учителям и начинающим руководителям образовательных учреждений.
2.Эмоциональная поддержка переживающих выгорание. Она осуществляется с помощью общения в профессиональных сообществах (клубы педагогов, сетевое сообщество, форумы, чаты в интернете и др.). Например, Е.А.Семонова приводит пример работы клуба педагогов. Клуб имеет свою символику и гимн. Заседания клуба проходят 1-2 раза в четверть. Каждое происходит как праздник общения, встречи друг с другом - будь то вечер или деловая встреча.
В рамках клуба проводятся круглые столы, психологические практикумы, балы к Дню учителя. Заседания традиционно открывает районный тур конкурса «Учитель года», он становится праздничным финалом, торжественным подведением итогов.
В клубе регулярно организуются концертные программы «Открытие года», представление учителям района новых педагогов и учеников. Гостями праздников бывают педагоги сельскохозяйственного колледжа.
2. Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для сотрудника.
Чтобы повысить значимость труда педагогов,
используются такие традиционные формы,
как постоянно действующие
В ходе опросов мы выявили, что 82% претендента считают, что окупить душевные затраты и препятствовать выгоранию способствуют социальное признание и удовлетворение от работы. На вопрос «Какие факторы, препятствующие выгоранию и повышающие значимость педагогической деятельности, вы можете назвать» были получены следующие ответы:
По мнению учителей (66%), сохранению психоэнергетического потенциала и интереса к профессии способствует:
Данные результаты позволили нам определить модели профилактических программ, которые можно было использовать в работе с нашими претендентами:
Семенова Е. А. Профилактика профессионального выгорания
педагогов (из опыта работы методического
кабинета Пошехонского муниципального
округа), http:// www.iro.yar.ru/conferences/