Синектика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод синектики как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в книге «Синектика: развитие творческого воображения» с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.

Файлы: 1 файл

ПЕЧАТЬ!.docx

— 20.18 Кб (Скачать файл)

Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод синектики как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в книге «Синектика: развитие творческого воображения» с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач. Синектика — предназначена для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче.

Основная идея данного  метода состоит в том, что во время  творческой активности при создании особых условий человек выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно исследуемой проблемы. Другими словами, человек приходит к решению путем включения бессознательных механизмов в процесс сознательного исследования проблем.

Идея синектики возникла в практике использования метода "мозгового штурма" и в процессах изучения индивидуального и коллективного творчества. Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции.

Формируется группа из 5-7 человек, отобранных по признакам гибкости мышления, практического опыта (предпочтение отдается людям менявшим профессии и специальности), психологической совместимости, общительности, подвижности (последнее очень важно) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления. В связи с тем что группа синекторов складывается из профессионалов различных областей знаний с целью исследования проблемы с разных точек зрения, она не может знать все. Поэтому в зависимости от характера исследуемой проблемы в ее состав входит эксперт в области исследуемой проблемы. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной. В зависимости от ситуации он выполняет или роль "энциклопедии", корректируя понятия и давая справки об их специфике, или роль "адвоката дьявола", внося возмущение в идеи, понятия, образы и т. д.

Метод синектики состоит из следующих этапов:

  • постановки задачи; Формулируют проблему в общем виде. эксперт поясняет проблемную ситуацию.
  • перевода задачи, «как она поставлена», в задачу, «как она понимается»; На этом этапе изыскиваются возможности незнакомую и непрерывную проблему в привычную. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпрограммы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.
  • выявления вопроса, вызывающего аналогии;
  • работы по поиску аналогий;
  • использования аналогий, среди которых:
    • прямая аналогия;
    • символическая аналогия;
    • личностная аналогия;
    • фантастическая аналогия;
  • поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи. развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, и описание ее на специальном (техническом, семантическом и др.) языке.

Синектика состоит из двух основных процессов.

1. Превращение неизвестного в известное: решение каждой проблемы начинается с ее понимания, т.е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угрозы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой проблемы дается в рамках привычной модели.

2. Превращение известного в неизвестное, известное переосмысливается, искажается в зависимости от новой проблемы. В повседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям.

Превращение известного в неизвестное осуществляется при помощи четырех механизмов:

– личной аналогии – личная идентификация исследователя с  элементами проблемы, для которой  исследова­телю необходимо обладать творческим воображением и искусством исследовательской деятельности.

– прямой аналогии –  перенос параметров сравнения с  одного объекта на другой из параллельно  существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует от исследователя  наличия образования, многостороннего  знания, разнопрофильной подготовки;

– символической аналогии – основана на описании проблемы при  помощи использования объективных  и неличных обра­зов, т.е. суть проблемы или ее решение описывается краткой  метафорой, которая, с одной стороны, является характери­стикой проблемы, а с другой – противоречием. Например, выставка – организованная случайность; прохладительный напиток – прозрачный призрак; книга – немой собеседник;

– фантастической аналогии – свобода при употреблении символов. Используя фантастическую аналогию, исследователь может увидеть  неожиданное решение проблемы, которое  не может быть найдено в реальном мире в силу существования противоречащих объективных законов.

Особое значение синектика придает аналогиям, порождаемым двигательными ощущениями. Предлагается, например, вообразить свое тело на месте совершенствуемого механизма, «почувствовать себя им».

ПРИМЕР Синектики: «У. Дж. Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles.

семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную  очистку кованых металлических  деталей. Для очистки деталей  они использовали песок, но он попадал  в полости, и, чтобы убрать его  оттуда, требовалось много времени  и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы  должны быть твёрдыми и в то же самое  время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано «название  книги» «Исчезающая твёрдость». Это  навело их на мысль о льде как  аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы  будут очищать детали и затем  превращаться в газ и испаряться».


Информация о работе Синектика