Система менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:16, доклад

Описание работы

Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.. Она является частью системы менеджментаорганизации.
Качество - емкая сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества, к её основным аспектам можно отнести: - философский; - социальный; - технический; - экономический; - правовой.

Файлы: 1 файл

Система менеджмента качества.docx

— 25.57 Кб (Скачать файл)

Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.. Она является частью системы менеджментаорганизации.

Качество - емкая сложная и универсальная  категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости  от цели использования и рассмотрения качества, к её основным аспектам можно  отнести: - философский; - социальный; - технический; - экономический; - правовой.

Современные СМК базируются на принципах TQM(Всеобщее управление качеством). Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

Различные части системы менеджмента  организации могут быть интегрированы  вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов, создает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей организации.

Широко применяется сертификация СМК по ИСО 9000. Сертификация СМК основана на проведении независимых аудитов третьей стороной (органом по сертификации).

 

Основа организации


Системы менеджмента качества приводятся в движение требованиями потребителя организации. Потребителям необходима продукция (услуга), характеристики которой удовлетворяли бы их потребности  и ожидания. Потребности и ожидания потребителей постоянно изменяются, из-за чего организации испытывают давление, создаваемое конкурентной средой (рынком) и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности  потребителя организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию  и свои процессы. СМК организации, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность высшему руководству  самой организации и ее потребителям, что организация способна поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы). Этот инструмент менеджмента действует строго в рамках так называемого железного треугольника проекта.

СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:

  1. Ориентация на потребителя — организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
  2. Лидерство руководителя — так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).
  3. Вовлечение персонала — так как персонал организации является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной опора лидеров на него залог успеха.
  4. Процессный подход — СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы — через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения.
  5. Системный подход к менеджменту — подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.
  6. Постоянное улучшение — основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
  7. Принятие решений, основанных на фактах — напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками — вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.

 

Цель

Достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества. (соответствие, как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).

 

Задачи


  • Постоянное улучшение качества продукции и снижение затрат на обеспечение качества посредством использования цикла PDCA (цикл Деминга), состоящего из: планирования, действия, анализа, корректировки (устранение причин несоответствия, а не просто коррекция полученных результатов);
  • создание у потребителей уверенности в отсутствии брака за счет сертификации системы менеджмента качества.

 

Тактика


  1. Предупреждение причин дефектов.
  2. Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества.
  3. Активное стратегическое управление.
  4. Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов за счет корректирующих и предупреждающих мероприятий.
  5. Использование научных подходов в решении задач.
  6. Регулярная самооценка.

 

 

Составляющие


Основные составляющие систем менеджмента качества

  1. Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги.
  2. Наличие политики и целей организации (или выделенной части организации), соответствующим удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних).
  3. Постановка Научные школы и направления менеджмента Процессный подход в управлении '''процессов''' и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей
  4. Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации)
  5. Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества
  6. Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий иустранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК
  7. Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК

Как видно из определения, первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних) продукции  или услуги, владельцев предприятий, персонала и общества. Политика и  цели организации являются ответом  на потребности и ожидания заинтересованных сторон. И последующий процессный подход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочной политики. Каждый из вышеописанных  пунктов является ключевым для любой  СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к  предельно высокому качеству.

 

Отраслевые СМК


Стандартизация СМК на основе требований ISO 9001 дает лишь основы для стабильного удовлетворения потребителя, однако в каждой отрасли имеются свои особые требования и специфика. Для более полного обеспечения удовлетворенности потребителя в отраслях создаются собственные отраслевые модели систем менеджмента качества в виде отдельных стандартов или в виде Рекомендаций по внедрению ISO9001. Наиболее развитыми моделями систем менеджмента качества в отраслях являются:

  • ISO/TS 16949 — поставщики автомобильных компонентов.
  • ISO 13485 — производители медицинской техники.
  • AS 9100 — поставщики аэрокосмических компонентов.
  • ISO 29001 — нефтехимическая и газовая отрасль.
  • TL 9100 — предприятия телекоммуникационной отрасли.
  • IRIS — цепь поставок продукции железнодорожной отрасли.
  • ISO 22000 — цепь поставок пищевой продукции.
  • ISO 20000 - менеджмент сервисов (данный стандарт выполнен не по структуре ISO 9001, но в целом, отвечает духу TQM).
  • IWA 1 - учреждения здравоохранения.
  • IWA 2 — учреждения образования.
  • IWA 4 — органы местного самоуправления.

Информация о работе Система менеджмента качества