Система менеджмента качества (СМК) —
совокупность организационной структуры,
методик, процессов и ресурсов, необходимых
для общего руководства качеством. Она
предназначена для постоянного улучшения
деятельности, для повышения конкурентоспособности
организации на отечественном и мировом
рынках, определяет конкурентоспособность
любой организации.. Она является частью системы менеджментаорганизации.
Качество - емкая сложная и универсальная
категория, имеющая множество особенностей
и различных аспектов. В зависимости
от цели использования и рассмотрения
качества, к её основным аспектам можно
отнести: - философский; - социальный; -
технический; - экономический; - правовой.
Современные СМК базируются на принципах TQM(Всеобщее управление качеством). Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного
повышения качества всех организационных
процессов.
Различные части системы менеджмента
организации могут быть интегрированы
вместе с системой менеджмента качества
в единую систему менеджмента,
использующую общие элементы. Это повышает
результативность планирования, эффективность
использования ресурсов, создает синергетический
эффект в достижении общих бизнес-целей
организации.
Широко применяется сертификация
СМК по ИСО 9000. Сертификация СМК основана на проведении
независимых аудитов третьей стороной (органом по сертификации).
Основа организации
Системы менеджмента качества
приводятся в движение требованиями
потребителя организации. Потребителям
необходима продукция (услуга), характеристики
которой удовлетворяли бы их потребности
и ожидания. Потребности и ожидания
потребителей постоянно изменяются,
из-за чего организации испытывают
давление, создаваемое конкурентной
средой (рынком) и техническим прогрессом.
Для поддержания постоянной удовлетворенности
потребителя организации должны
постоянно совершенствовать свою продукцию
и свои процессы. СМК организации,
как один из инструментов менеджмента,
дает уверенность высшему руководству
самой организации и ее потребителям,
что организация способна поставлять
продукцию, полностью соответствующую
требованиям (необходимого качества, в
необходимом количестве за установленный
период времени, затратив на это установленные
ресурсы). Этот инструмент менеджмента
действует строго в рамках так называемого железного треугольника
проекта.
СМК основана на восьми принципах
менеджмента качества:
- Ориентация на потребителя — организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
- Лидерство руководителя — так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).
- Вовлечение персонала — так как персонал организации является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной опора лидеров на него залог успеха.
- Процессный подход — СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы — через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения.
- Системный подход к менеджменту — подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.
- Постоянное улучшение — основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
- Принятие решений, основанных на фактах — напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками — вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Цель
Достижение долгосрочного успеха
путем максимального удовлетворения
запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является
соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества.
(соответствие, как явным требованиям,
так и подразумеваемым потребностям).
Задачи
- Постоянное улучшение качества продукции и снижение затрат на обеспечение качества посредством использования цикла PDCA (цикл Деминга), состоящего из: планирования, действия, анализа, корректировки (устранение причин несоответствия, а не просто коррекция полученных результатов);
- создание у потребителей уверенности в отсутствии брака за счет сертификации системы менеджмента качества.
Тактика
- Предупреждение причин дефектов.
- Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества.
- Активное стратегическое управление.
- Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов за счет корректирующих и предупреждающих мероприятий.
- Использование научных подходов в решении задач.
- Регулярная самооценка.
Составляющие
Основные составляющие систем
менеджмента качества
- Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги.
- Наличие политики и целей организации (или выделенной части организации), соответствующим удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних).
- Постановка Научные школы и направления менеджмента Процессный подход в управлении '''процессов''' и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей
- Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации)
- Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества
- Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий иустранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК
- Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК
Как видно из определения,
первичным элементом СМК являются
потребности и ожидания потребителей
(внутренних и внешних) продукции
или услуги, владельцев предприятий,
персонала и общества. Политика и
цели организации являются ответом
на потребности и ожидания заинтересованных
сторон. И последующий процессный
подход завершает описание пути достижения
целей и реализации долгосрочной
политики. Каждый из вышеописанных
пунктов является ключевым для любой
СМК, которые находятся в постоянном
цикличном взаимодействии на пути к
предельно высокому качеству.
Отраслевые СМК
Стандартизация СМК на
основе требований ISO 9001 дает лишь основы для стабильного
удовлетворения потребителя, однако в
каждой отрасли имеются свои особые требования
и специфика. Для более полного обеспечения
удовлетворенности потребителя в отраслях
создаются собственные отраслевые модели
систем менеджмента качества в виде отдельных
стандартов или в виде Рекомендаций по
внедрению ISO9001. Наиболее развитыми моделями
систем менеджмента качества в отраслях
являются:
- ISO/TS 16949 — поставщики автомобильных компонентов.
- ISO 13485 — производители медицинской техники.
- AS 9100 — поставщики аэрокосмических компонентов.
- ISO 29001 — нефтехимическая и газовая отрасль.
- TL 9100 — предприятия телекоммуникационной отрасли.
- IRIS — цепь поставок продукции железнодорожной отрасли.
- ISO 22000 — цепь поставок пищевой продукции.
- ISO 20000 - менеджмент сервисов (данный стандарт выполнен не по структуре ISO 9001, но в целом, отвечает духу TQM).
- IWA 1 - учреждения здравоохранения.
- IWA 2 — учреждения образования.
- IWA 4 — органы местного самоуправления.