Системный анализ социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Теория управления как практически действующее знание, включенное в мысли, поведение и деятельность людей, базируется на совокупности научно доказательных, выверенных и признанных практикой взглядах о состоянии и закономерностях функционирования и развития управляемой системы, объекта управления.

Файлы: 1 файл

Основной_текст.docx

— 201.49 Кб (Скачать файл)

В общем и целом, необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.

 

3. Социально-экономический аспект  системы управления персоналом  организации

 

В настоящее время поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности любой организации. Перед отечественными организациями встают принципиально новые задачи. Если первоначально это были вопросы стимулирования работника, сохранения на предприятии высококвалифицированных специалистов, то сейчас это задачи создания комплексной системы обеспечения высокого качества трудовой жизни работников. В этих условиях разработка концепции управления социальным развитием организации и создание на ее основе модели социального управления организацией будут способствовать наиболее эффективному достижению целей организации.

Изучение ролевых моделей человека в организации позволило определить основные ориентиры развития системы управления организацией. В настоящее время поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности любой организации.

В свою очередь социальное управление является очень многогранным понятием. По мнению Д. Аршакяна, социальное управление включает в себя административно-государственный, социокультурный и производственный аспект, находящиеся в непрерывном процессе ранжировки и переранжировки их ролей.

Социальное управление как вид включает в себя соответствующие уровни, формы и подвиды управления. Щекиным типология управления предполагает выделение трех основных областей управления, таких как управление техническими, социальными и биологическими системами. В рамках социального управления он выделяет одну из его форм - управление человеческими ресурсами. Данная форма управления включает в себя: управление социальным развитием, рабочей силой, профориентацией, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением.

Понятие «социально-экономический аспект» в полном объеме включает в себя:

1) социальные процессы, связанные с функционированием общественных отношений;

2) социальные  процессы, обусловленные развитием  общественных отношений;

3) процессы  преодоления негативных социальных  явлений;

4) процессы  улучшения жизненных условий  трудящихся.

Многие исследователи сводят социальный аспект к повышению благосостояния работников, социальных групп и общностей более высокого порядка.

По мнению А.Я. Кибанова, социальное развитие организации означает все изменения в ее социальной среде - в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.

Выявление сути и специфики социального управления персоналом имеет важное практическое значение и требует теоретического осмысления. К основным составляющим социальной среды организации относятся: потенциал организации; социальная инфраструктура; условия работы и охрана труда; социальная защищенность работников; социально-психологический климат в коллективе; стимулирование трудового поведения; внерабочее время и использование досуга.

 

Основными задачами социального развития персонала организации являются: стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и морального поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу; оптимизация структуры персонала; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда на основе внедрения достижений научно-технического прогресса; соблюдение социальных гарантий и гражданских прав работников, социальное страхование; улучшение социальной инфраструктуры; рост жизненного уровня работников и членов их семей; создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.

В процессе социального управления персоналом организации можно выделить ряд последовательно связанных этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Такими этапами являются:

    • формирование информационной базы о состоянии объекта социального управления персоналом организации;
    • оценка состояния (уровня социального развития) объекта, его социального потенциала и выявление существующих проблем;
    • проведение специальных исследований (социологических, социально-экономических, социально-психологических) с целью определения эффективных путей использования социальных ресурсов организации и решения социальных проблем;
    • выработка управленческих решений, направленных на повышение уровня социального развития объекта; разработка плана социального развития; реализация управленческих решений и контроль.

Определив основные категории и рассмотрев различные точки зрения ученых на определение сути и специфики социального управления персоналом организации можно утверждать, что данный вид управления является частью более широкого и многогранного понятия - социальное управление, базирующегося на социальной парадигме развития организации. Определение объектов, субъектов, целей и основных задач социального управления персоналом организации позволяет сформировать основу для более глубокого изучения алгоритма, принципов и методов этого сложного управленческого процесса.

Процесс социального управления персоналом организации направлен, прежде всего, на удовлетворение потребностей членов ее коллектива, а также на изменение сложнейшей составляющей любой организации - ее социальной среды. Успех преобразований, затрагивающих всю организацию, зависит не только от правильно сформулированной задачи изменений, но и от процесса их осуществления. В общем виде процесс социального управления персоналом организации можно отразить в виде алгоритма, представленного на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Алгоритм социального управления персоналом организации

 

Реализация представленного алгоритма опирается на целый ряд принципов, методов и критериев рассматриваемого процесса. К важнейшим принципам управления относят принцип научности, системности, оптимальности, перспективности, регулярности и экономичности.

Планирование социального управления персоналом организации, разработка и реализация управленческих решений в этой области должны осуществляться в тесной связи с целями и задачами организации в целом. Быстрое изменение внешнего окружения организации и ее внутренних состояний предполагает построение алгоритма исследования процессов социального управления персоналом организации на основе принципа регулярности.

Обеспечение постоянного мониторинга социальной среды организации позволяет своевременно корректировать цели управляющего воздействия на систему и тем самым получать наиболее адекватные результаты.

Построение системы социального управления персоналом организации предполагает создание целого ряда взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих принятие управленческих решений в этой области. Обеспечение функционирования системы управления сопряжено со значительными затратами материальных временных ресурсов. Именно поэтому необходимо при построении и обеспечении работы системы руководствоваться принципом экономичности. Это означает, что суммарный эффект от функционирования системы социального управления персоналом организации должен быть больше понесенных затрат, связанных с ее построением и обеспечением ее работоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.

Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.

Разновидности специальных теорий управления:

1) теория государственного регулирования экономики;

2) региональный и муниципальный менеджмент. Задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.

Предмет науки управления – управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

Объекты управления: аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг); отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); территориальные общности людей (область, район, город); отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР); виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.); характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления: совет директоров, директор, менеджер, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.

Основной элемент любой социально-экономической системы – человек, он может быть и объектом, и субъектом управления. Именно на человека направлены управляющие воздействия в рамках государственного и корпоративного управления.

Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. То как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них – от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Следовательно, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.

Основные функции управления: целеполагание; анализ; прогнозирование; планирование; организация; координация; мотивация; обучение; учет и контроль; коммуникация; принятие решений.

Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

Методы управления – способы выполнения функций управления.

Классификация методов управления по содержанию: экономические; административные (организационно-распорядительные); социально-психологические.

 


Информация о работе Системный анализ социально-экономических процессов