Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:33, лекция
Системный подход — это направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-эко¬номической системы.
Термин система применим тогда, когда объект характеризуется как нечто сложное, целое, о котором невозможно сразу дать представление, описав его математически (формулой, уравнением и т. п.) или графически.
1. Системный подход 1
2. Признаки системы 1
3. Классификации систем 4
4. Особенности применения системного подхода в ИСУ 6
Тема 3 Системный анализ в исследовании управления стр. из 7
1. Системный подход
Системный подход — это направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.
Термин система применим тогда, когда объект характеризуется как нечто сложное, целое, о котором невозможно сразу дать представление, описав его математически (формулой, уравнением и т. п.) или графически.
Системный анализ – методология исследования наблюдаемых свойств объектов с помощью представления этих объектов в виде систем и изучение свойств этих объектов.
Отличие системного анализа от других методологий – мы изучаем трудно понимаемые системы.
Системный анализ – научная дисциплина, целью которой является изучение методологических средств, используемых для подготовки и обоснования сложных проблем.
Берталанфи определил систему как "комплекс взаимодействующих компонентов" [4] или как "совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой"
На первых этапах системного анализа важно уметь отделить систему от среды, с которой взаимодействует система.
Сложное взаимодействие системы с ее окружением отражено в определении В.Н.Садовского и Э.Г.Юдина [8], в котором:
2. Признаки системы
1. Объект – множество подобъектов.
Объекты бывают материальные (механизмы, природные), понятийные (поле, импульс), знаковые.
В качестве объекта можно рассмотреть совокупность свойств некоторых вещей.
2. Субъект – наблюдатель, пользователь, исследователь, тот, кто выделяет систему из среды.
При этом возможно три варианта положения субъекта, который:
1) может отнести себя к среде и, представив систему как полностью изолированную от среды, строить замкнутые модели (в этом случае среда не будет играть роли при исследовании модели, хотя может влиять на ее формирование);
2) включить себя в систему
и моделировать ее с учетом
своего влияния и влияния
3) выделить себя и из системы, и из среды, и рассматривать систему как открытую, постоянно взаимодействующую со средой, учитывая этот факт при моделировании (такие модели необходимы для развивающихся систем).
В последнем случае практически невозможно учесть все объекты, не включенные в систему и отнесенные к среде; их множество необходимо сузить с учетом цепи исследования, точки зрения наблюдателя (ЛПР) путем анализа взаимодействия системы со средой, включив этот "механизм" анализа в методику моделирования.
4. Язык, с помощью которого
1) словесное описание – простой
и неформальный способ
2) графическое представление –
кривые, номограммы, чертежи. Часто
используется как
3) блок-схемы, матрицы решений – применяется для отражения структур, логических взаимосвязей;
4) математическое описание –
описание в виде формул и
математических операций над
переменными. Сюда же
5. Среда – то, что окружает систему.
5. Элемент – простейшая, неделимая часть системы.
В системе управления предприятием элементами можно считать подразделения аппарата управления, а можно - каждого сотрудника, или каждую операцию, которую он выполняет. Элемент - это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.
Здесь даже не язык описания важен (его смена), а именно решаемая задача.
Пример. С непониманием этой проблемы была связана типичная ошибка при обследовании существующей системы управления как первой стадии разработки АСУ. Инженеры в соответствии со своим подходом обеспечения полноты подвергали анализу все документы, вплоть до реквизитов, что существенно затягивало работу.
Сложные системы вначале делят на подсистемы или на компоненты.
Подсистема - это относительно независимая часть системы, обладающая ее свойствами, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема.
Если части системы не обладают всеми ее свойствами, а представляют собой совокупности однородных элементов, то такие части принято называть компонентами.
Расчленяя систему на подсистемы, следует иметь в виду, что так же, как и при расчленении на элементы, выделение подсистем зависит от цели и может меняться по мере ее уточнения и развития представлений исследователя об анализируемом объекте или проблемной ситуации.
6. Вход – элемент,
посредством которого
7. Выход – элемент, посредством которого система оказывает воздействие на среду или наблюдателя.
8. Связь характеризует и строение (статику) и функционирование (динамику) системы. Связи характеризуются направлением, силой, характером (или видом).
Связи бывают направленные и ненаправленные, сильные и слабые. По характеру различают связи подчинения, связи порождения (или генетические), равноправные (или безразличные), связи управления.
Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных признаков.
Важную роль играет обратная связь. Она может быть положительной, т.е. сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра, и отрицательной - противодействующей изменениям выходного параметра, стабилизирующей его требуемое значение.
Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.
9. Структура отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство (строение). Структура характеризует организованность системы, устойчивую упорядоченность элементов и связей.
В сложных системах структура включает не все элементы и связи, между ними, а лишь наиболее существенные компоненты и связи, которые мало меняются при текущем функционировании системы и обеспечивают существование системы и ее основных свойств.
Одна и та же система может быть представлена разными структурами в зависимости от стадии познания.
Свойства системы.
Целостность - это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы; она означает также преобразование компонентов, входящих в систему, соответственно ее природе.
Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой. [Как матрешки]
И, наконец, интегративность представляет собой обладание системой свойствами, отсутствующими у ее элементов (верно и обратное - элементы обладают свойствами, не присущими системе).
Понятия, характеризующие функционирование и развитие систем.
Понятие состояние характеризует мгновенную фотографию системы, “остановку” в ее развитии.
Понятие равновесия определяют как способность системы в отсутствии внешних возмущений (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго. Это состояние называется состояние равновесия.
Поясняют это понятие обычно на примерах. Простейший пример - равновесие шарика на плоскости. Для экономических, организационных систем это понятие применимо достаточно условно.
Под устойчивостью понимают способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущающих воздействий или внутренних воздействий, если в системе есть активные элементы.
Это понятие также обычно поясняют на примерах: простейший пример - устойчивое состояние шарика в ямке до величины отклонений (под воздействием внешних возмущений), которые не выбрасывают его из ямки.
Равновесие и устойчивость в экономических системах, несмотря на кажущуюся аналогию с техническими, - гораздо более сложные понятия, и ими можно пользоваться в основном как некоторыми аналогиями для предварительного описания поведения системы. Для оценки этих состояний в формализованных моделях приходится вводить некоторые косвенные характеристики.
Понятие развитие объясняет сложные термодинамические и информационные процессы в природе и обществе.
3. Классификации систем
1. Большие – можно разбить ее на более мелкие системы.
2. Сложные
При классификация систем по сложности применяют разные подходы. Г.Н.Поваров связывал сложность с размерами системы.
Б.С.Флейшман за основу принимает сложность поведения.
Одна из наиболее полных и интересных классификаций по уровням сложности предложена К.Боулдингом.
Тип системы |
Уровень сложности |
Примеры |
Неживые системы |
Статические структуры (остовы) |
Кристаллы |
Простые динамические структуры с заданным законом поведения |
Часовой механизм | |
Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи |
Термостат | |
Живые системы |
Открытые системы с самосохраня |
Клетки, гомеостат |
Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию |
Растения | |
Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием |
Животные | |
Системы, характеризующиеся |
Люди | |
Социальные системы Трансцендентные системы или системы, лежащие в настоящий момент вне нашего познания |
Социальные |
В классификации К.Боулдинга каждый последующий класс включает в себя предыдущий, характеризуется большим проявлением свойств открытости и стохастичности поведения, более ярко выраженными проявлениями закономерностей иерархичности и историчности (рассматриваемых ниже), хотя это не всегда отмечается, а также более сложными "механизмами" функционирования и развития.
Оценивая классификации с точки зрения их использования при выборе методов моделирования систем, следует отметить, что такие рекомендации (вплоть до выбора математических методов) имеются в них только для классов относительно низкой сложности (в классификации К.Боулдиига, например, - для уровня неживых систем). Для более сложных систем оговаривается, что дать такие рекомендации трудно.
В классе целенаправленных систем выделяют системы, в которых цели задают извне (как правило, закрытые системы), и системы, в которых цели формируются внутри системы (открытые, самоорганизующиеся системы).
Классификация систем по степени организованности. В.В.Налимов выделил класс хорошо организованных и класс плохо организованных или диффузных систем. Затем еще был добавлен класс самоорганизующихся систем, который иногда делят на классы саморегулирующихся, самообучающихся, самонастраивающихся и т.п. систем.
Представление объекта или процесса принятия решения в виде хорошо организованной системы возможно в тех случаях, когда исследователю удается определить все элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в виде детерминированных (аналитических, графических) зависимостей.
На представлении этим классом систем основано большинство моделей физических процессов и технических систем.
При представлении объекта в виде плохо организованной или диффузной системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты и их связи с целями системы.
Система характеризуется
некоторым набором
При этом делаются соответствующие
оговорки. Например, при получении
статистических закономерностей их
распространяют на поведение системы
с какой-то вероятностью, которая
оценивается с помощью
Информация о работе Системный анализ в исследовании и управлении