Системный подход к разработке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является обобщение знаний в области системного подхода и анализ особенностей его применения при разработке управленческих решений, изложение теоретических и методических основ организации и проведения исследования применительно к объектам управления. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
-изложить теоретические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений;
-раскрыть сущность методологических основ системного подхода, систематизировать разнообразные методы исследования систем управления и показать их роль и место в научном исследовании;
-проанализировать возможности практического применения системного подхода на примере исследования процесса разработки решений по благоустройству.

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

В условиях перехода экономики нашей  страны к фазе устойчивого экономического роста возрастает роль научного подхода  в повышение эффективности управления организацией и разработке управленческих решений. Главным фактором научного подхода к совершенствованию управления является исследование систем управления. Применение системного подхода к управлению позволяет выработать стратегию развития организации, обосновать планы и управленческие решения, осуществлять контроль за их выполнением, выявлять резерв повышения эффективности деятельности организации, оценивать результаты функционирования организаций, их подразделений и работников.

 В  настоящее время владение мастерством  точного установления проблем  функционирования организаций, современными  методами исследований систем управления является одним из важнейших требований, предъявляемых менеджеру. В современном управлении считается, что исследования должны занимать не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера, так как определять причины успеха (или неуспеха) своей деятельности и способы закрепления успеха он должен, используя научный аппарат исследования. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это связано с усложнением условий управления, социально-психологических характеристик человека. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания, - необходимо исследовать ситуации, проблемы, условия, факторы эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все возрастающего многообразия и количества их вариантов. В связи с этим возрастает актуальность использования системного подхода в процессе разработки управленческих решений. Целью моей работы является обобщение знаний в области системного подхода и анализ особенностей его применения при разработке управленческих решений, изложение теоретических и методических основ организации и проведения исследования применительно к объектам управления. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

-изложить теоретические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений;

-раскрыть сущность методологических основ системного подхода, систематизировать разнообразные методы исследования систем управления и показать их роль и место в научном исследовании;

-проанализировать возможности практического применения системного подхода на примере исследования процесса разработки решений по благоустройству.

Объектом исследования является: системный подход к разработке управленческих решений.

Предметом исследования данной курсовой работы является: управление системным подходом в разработке управленческих решений.

 

 

Глава I. Теоретические аспекты применения системного подхода к разработке управленческих решений

 

1.1 Становление системного подхода в теории управления

 

В науке на протяжении длительного  времени основные подходы к изучению объектов были связаны с двумя  методологическими аспектами. Первый аспект, начиная с древнейших времен, выражал элементаризм (его крайняя форма - механистический атомизм); второй аспект - это варианты концепции целостности.

Элементаризм  исходил из убеждения, что во всяком явлении необходимо отыскать его  первооснову, поэтому проблема сложности  есть проблема сведения сложного к  простому, целого к части, исходному простому элементу. В противоположность этому концепция целостности исходила из невозможности сведения сложного к простому, а целого к части. Эта концепция предполагает наличие у целостного объекта таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям. Этот тезис стал особенно популярен в науке на рубеже  
ХIХ - ХХ вв.

Наука долгое время развивалась  под знаком превосходства элементаристского  подхода. Это объясняется несколькими  причинами: во-первых, при изучении неизвестных объектов самый простой способ его исследования состоит в разложении этого объекта на составляющие и изучении каждого из них в отдельности; во-вторых, реализация элементаристского принципа позволяет находить единое основание для объектов самой разной природы. Постепенно стала осознаваться недостаточность не только элементаристского и противоположного ему целостного подхода, но и самого способа мышления, заключенного в эти рамки. Это осознание нашло наиболее полное выражение в теории познания И. Канта (1724 - 1804) и всей немецкой классической философии. Эта новая логика мышления все более ориентировалась на поиск внутренних «механизмов» жизни и развития объектов.

Весомый вклад в обоснование  необходимости выработки общих  представлений о развитии мира и  науки внес Г. Спенсер (1820—1903), который разработал принципы дифференциации и интеграции, признанные позднее всеобщими. Г. Спенсер считал, что объединение знания должно происходить путем подведения более узких классов явлений под более значительные, так как высшие обобщения науки справедливы не только для одного порядка явления, но и для всех порядков.

Следующие шаги, предпринятые в конце  ХIХ и в начале ХХ в. связаны  с попыткой построить специальные  научные концепции, базирующиеся на качественно новых принципах. Ярким научным явлением в конце ХIХ в. было открытие французским химиком Анри Луи Ле-Шателье (1850—1936) закона подвижного равновесия: «Если система равновесия подвергается воздействию, изменяющему какое-либо из условий равновесия, то в ней возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению»1. Выражение структурной устойчивости было сформулировано Ле-Шателье для физических и химических систем, но в действительности этот закон является универсальным. В 1906г. русский кристаллограф ЕС. Федоров, а затем американский химик В. Банкрофт (1911) выступили в научной печати с подтверждением этого положения. Биологам этот закон известен как «закон о выживании»: выживают наиболее приспособленные особи, находящиеся в состоянии подвижного равновесия с окружающей средой. В экономике ему соответствует закон соответствия спроса и предложения. В дальнейшем Е.С. Федоров в статье «Природа и человек» обобщенно охарактеризовал отличительную черту науки начала ХХ в.: появление новых отраслей знания и исчезновение перегородок, разделяющих разные отрасли знания и жизни. В этом нашли свое отражение сложные процессы дифференциации и интеграции научного знания, диалектически связанные на протяжении всей истории науки.

В развитии системных исследований можно выделить 4 этапа:

1. В 1920-е гг., как уже упоминалось,  в СССР вышла книга А.А.Богданова  «Всеобщая организационная наука» (тектологии), явившаяся исторически  первым вариантом общей теории  систем. Однако эта работа не  получила признания. Ее не поняли, хотя ей предшествовали труды А.М.Бутлерова по теории химического строения, Д.И.Менделеева по систематизации элементов, кристаллографа ЕС. Федорова и физиолога Н.А.Белова.

2. В 1930-е гг. идея системного  подхода и построения общей  теории систем была возрождена  в работах Людвига фон Берталанфи и других зарубежных исследователей. В 1930—1940-е гг. в СССР идеи системности были развиты в трудах В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского.

3. К 1950-м гг. относят начало  развития кибернетики, основоположником  которой признан Н. Винер (1958). Выходят в свет труды У.Р.Эшби, О.Ланге и других авторов, связанные с проектированием автоматизированных систем управления.

4. В 1960 - 1980-е гг. были продолжены оригинальные концепции общей теории систем, имеющие собственный математический аппарат. Этот этап отмечен трудами А. Уемова, М. Месаровича, А. Берга, Н. Амосова, В.Глушкова и других отечественных ученых.

По мере развертывания системных  исследований становилось все более  очевидным, что речь идет не об утверждении  какой-то единственной концепции, претендующей на общенаучное значение, а о новом направлении исследовательской деятельности, о выработке новой системы принципов научного мышления, о формировании нового подхода к объектам исследования.

 

 

1.2 Сущность и категориальный  аппарат системного подхода

 

Под системным подходом понимается способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием», или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.

Термин «системный анализ» впервые  появился в 1948 г. в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления, а в отечественной литературе широкое распространение получил после перевода книги С. Оптнера.2

Во многих работах системный  анализ развивается применительно  к проблеме планирования и управления в период усиления внимания к программно-целевым  принципам. В планировании термин «системный анализ» был практически неотделим от терминов «целеобразование», «программно-целевое планирование». Для исследования этих вопросов пока еще почти нет формализованных средств: имеются методики, обеспечивающие полноту расчленения системы на части, но почти нет работ, в которых исследовалось бы, как при расчленении на части не утратить целого.

Понимая недостаточность и необходимость разработки средств декомпозиции и сохранения целостности, в последнее время часто возвращаются к определению системного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства. Системный подход основывается на принципах:

1) единства - совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;

2) развития - учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;

3) глобальной цели - ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;

4) функциональности - совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;

5) децентрализации - сочетание децентрализации и централизации;

6) иерархии - учет соподчинения и ранжирования частей;

7) неопределенности - учет вероятностного наступления события;

8) организованности - степень выполнения решений и выводов.

Сущность системного подхода формулировалась  многими авторами. В развернутом  виде она сформулирована В.Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных  аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

• системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

• системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

• системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

• системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с  другими как по горизонтали, так и по вертикали;

• системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

• системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем  развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

В основе получаемых с помощью системного анализа результатов лежит совокупность понятий, центральное место в которой занимает термин «система». Один из основоположников системного подхода - Р.Л. Акофф - считал, что термин «система» используется для обозначения обширного класса явлений. Мы говорим, например, о философских системах, системах чисел, системах связи, системах управления, системах образования, системах оружия. Некоторые из них являются концептуальными конструкциями, другие - физическими сущностями. Первоначально в широком смысле и не очень точно систему можно определить как любую сущность, концептуальную или физическую, которая состоит из взаимозависимых частей.

При всей важности этого понятия  для современной науки в настоящее  время не существует единого общепринятого  определения системы. Под системой обычно понимают наличие множества объектов с набором связей между ними и их свойствами. Термин система охватывает очень широкий спектр понятий. Например, существуют горные системы, системы рек и солнечная система как часть нашего физического окружения. При такой трактовке системами являются: машина, собранная из деталей и узлов; живой организм, образуемый совокупностью клеток; производственная система, объединяющая и связывающая в единое целое множество технологических процессов,, коллективы людей, ресурсы и пр. При этом объекты (части системы) функционируют во времени как единое целое. Понятие система связывается с такими категориями, как план, метод, порядок, получающими широкое распространение в различных сферах человеческой деятельности.

Объект (элемент). Под элементом принято понимать простейшую неделимую часть системы. В общем виде имеется неограниченное множество таких частей, способ выделения которых зависит от формулировки целей анализа и построения системы. Если в качестве элемента системы приняты понятия, связанные между собой определенными отношениями, то имеем дело с символическими (абстрактными) системами. Примером таких систем служат языки, системы исчисления, алгоритмы. Реальные (вещественные, физические) системы включают в себя, по меньшей мере два физических объекта.

Подсистемы. Система может быть расчленена на элементы не сразу, а путем последовательного разделения на подсистемы. Подсистемы сами являются системами и к ним, следовательно, относится все, что сказано о системе, в том числе и о ее целостности. Этим подсистема отличается от простой совокупности элементов, не объединенных целью и свойством целостности.

Структуры. Система может быть представлена простым перечислением элементов, либо заданием свойства принадлежности к некоторому множеству, либо последовательным расчленением на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями между ними. Структурные свойства обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе от одной системы к другой, переноси закономерности, выявленные в одной из них, на другую (даже если эти системы имеют разную физическую природу).

Функция. Это деятельность, работа, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функции классифицируются по различным признакам в зависимости от целей исследования.

Свойства. Это качества параметров объектов, т.е. внешние проявления того способа, с помощью которого получают знания об объекте. Свойства дают возможность описывать объекты системы количественно, выражал их в единицах, имеющих определенную размерность. При этом они могут изменяться в результате функционирования системы.

Информация о работе Системный подход к разработке управленческих решений