Системный подход в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Появлению новых идей для функционирования и управления предприятиями способствовал рост крупных форм бизнеса. На сегодняшний день разработана теория, которая может направлять на достижение эффективного управления. Есть много разных школ управления: классическая школа, школа социальных отношений, теория системного подхода и др.

Содержание работы

1.Введение 2
2.Основная часть
•Системный подход. Эволюция 3
•Цель и задачи 4 – 8
•Основные термины и понятия в области системного подхода 8 - 13
•Основные методы и модель организации 13 - 15
3.Заключение 16
4.Список литературы 17

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

        1. Введение                2
        2. Основная часть
          • Системный подход. Эволюция            3
          • Цель и задачи               4 – 8
          • Основные термины и понятия в области системного подхода        8 - 13
          • Основные методы и модель организации           13 - 15
        3. Заключение              16
        4. Список литературы              17

 

 

Введение:

Появлению новых идей для функционирования и управления предприятиями способствовал  рост крупных форм бизнеса. На сегодняшний  день разработана теория, которая  может направлять на достижение эффективного управления. Есть много разных школ управления: классическая школа, школа социальных отношений, теория системного подхода и др.

Системный подход очень полезен, не только в  менеджменте, но и во всех отраслях жизни общества. Общество – та же система. Каждый из нас – часть общества, следовательно, мы являемся частью системы.

В настоящее  время процесс управления все большей степени несет системный характер, управление любой организацией осуществляется как воздействие на единое целое.

В своей контрольной работе я расскажу о системном подходе в менеджменте и как достичь эффективного управления.

 

Системный подход. Эволюция:

Системный подход является предметом научной дисциплины – общей теории систем.

Системная методология в менеджменте  получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах.

Основные признаки и  принципы системного подхода рассматриваются в ряде работ как зарубежных ученых (Л.фон Берталанфи, Р. Джонсон, Ф. Каст, Р. Розенцвейг, Дж. Риггс, С. Оптнера, С. Янга, М. Х. Мескона), так и отечественных (А. Богданов, А. Берг, В. Афанасьев, М. Сегров, Э. Минько).

Общая теория систем, созданная А. А. Богдановым (1873- 1928) и продолженная австрийским ученым Л. фон Берталанфи (1901 — 1972), выделяет основные аспекты, признаки и принципы системного подхода, которые позволяют охарактеризовать объект как системное явление.

Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе.

 

Цель и задачи:

Системный подход выполняет  как бы эвристические функции (эврика — греч. открываю, отыскиваю — слово, выражающее радость, удовлетворение).

Его положительная  роль сводится к тому, что:

          • понятия и принципы системного подхода позволяют выявить больше реальных возможностей, чем отмечено в традиционных методах;
          • кроме того, для выявления наиболее полных связей и поиска конкретных элементов целостности системный подход позволяет найти новое объяснение по сравнению с традиционными методами;
          • сложные объекты имеют множество вариантов членения, и типы связей между элементами могут быть различны. Системный подход позволяет определить критерий выбора адекватного варианта членения, с учетом единицы анализа.

С появлением новых научных и прикладных задач обнаруживается недостаточность традиционных подходов для решения таких новых задач, выявляется недостаточность методов объяснения, поэтому принципы системного подхода помогают по-новому подходить к предмету изучения.

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

  • интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем;
  • комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
  • усложнение решаемых проблем и объектов;
  • рост числа связей между объектами;
  • динамичность изменяющихся ситуаций;
  • дефицитность ресурсов;
  • повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;
  • глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;
  • усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Перечисленные черты  вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.

Как комплексная  методология процесса познания и  анализа систем системный подход характеризуется следующими основными  признаками:

  • исследуемый объект оценивается как единое целое независимо от рассматриваемой точки зрения;
  • решение частных проблем подчиняется решению проблем, общих для всей системы;
  • познание объекта не ограничивается только механизмом функционирования, а расширяется до выявления внутренних закономерностей развития объекта;
  • элементы системы, имеющие второстепенное значение в одних условиях, могут оказаться существенными при изменении обстоятельств.

Ряд взаимосвязанных  ракурсов рассмотрения системного подхода  определяет его сущность:

  • элементный, показывающий, из каких элементов состоит система при ее построении и исследовании;
  • структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, характер связей и способы взаимодействия компонентов;
  • функциональный, отвечающий на вопрос, какие функции выполняет сама система и образующие ее компоненты;
  • коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали (сотрудничество), так и по вертикали (соподчиненность);
  • интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
  • исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы проходила в своем развитии и каковы тенденции (перспективы) се развития.

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход к менеджменту. Системный подход строится на основных свойствам системы:

    1. Целостность - не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем разделении элементы системы. Первичность целого - основной постулат теории систем.
    2. Второе свойство систем - взаимозависимости и взаимодействия системы и внешней среды.
    3. Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой.
    4. Структурность - совокупность компонентов системы и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы
    5. Иерархичность –  каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.
    6. Непрерывность функционирования и эволюции.
    7. Система существует, пока функционирует. Все процессы в любой системе (социально - экономической, технической, биологической и т.д.) непрерывны и взаимообусловлены.
    8. Целенаправленность, означающее обязательность построения дерева целей социально - экономических систем, дерева показателей эффективности технических систем и др.  
    9. Стремление систем к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды, к конкретным ситуациям путем обеспечения высокого уровня организованности системы менеджмента в динамике
    10. Альтернативность путей функционирования и развития.  В зависимости от конкретных параметров ситуаций, возникающих при оперативном управлении (налоговая система, таможенные тарифы, конкурентоспособность конкурентов, инфраструктура рынка, надежность поставщиков и т.п.), могут быть несколько альтернативных путей достижения конкретной цели.
    11. Наследственность, характеризует закономерность передачи доминантных и рецессивных признаков на отдельных этапах развития от старого поколения системы к новому
    12. Приоритет качества. Практика показывает, что выживают те биологические, технические, социально - экономические системы, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству: качеству экосистемы, качеству товаров и услуг, качеству инфраструктуры, качеству жизни и т.д.
    13. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами ее компонентов. Отдельный работник средней и крупной социально - экономической системы не может ставить свои интересы выше интересов (целей) системы. В малой системе могут быть исключения.
    14. Надежность. Надежность системы (фирмы) характеризуется:
    • бесперебойностью функционирования системы при выходе из строя одной из ее компонент;
    • сохраняемостью проектных значений параметров системы в течение запланированного периода;
    • устойчивостью финансового состояния фирмы;
    • перспективностью экономической, технической, социальной политики, обоснованностью миссии фирмы.

Очевидно, что для повышения  эффективности системы менеджмента  следует повышать ее надежность.

До системного подхода  применялся редукционистский подход, который сводил свойства целого к свойствам составляющих его элементов. Однако система не детерминируется однозначно свойствами ее элементов или их групп, но сами элементы детерминируется целыми и лишь в его рамках получают свое функциональное объяснение.

Главный  инструмент системного анализа – модель изучаемой системы.

Этот подход позволяет  устранить недостаток подходов различных  школ управления, который заключается  в том, что они сосредотачивают  внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.

Система – это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

Существуют открытые и закрытые системы:

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является сомообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.

Основные термины  и понятия в области системного подхода:

Термины и понятия

Сущность термина и  понятия применительно к социально-экономическим  системам

1. Система

Целостный комплекс взаимосвязанных  компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более  высокого порядка (глобальной системы).

Единство системы с  внешней средой определяет ее взаимосвязь  с действием объективных экономических законов

2. Системный анализ

Анализ на основе всестороннего  изучения свойств системы с применением  научных подходов для выявления  ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии  функционирования и развития

3. Структура системы

Совокупность компонентов  системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные  цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Число компонентов  системы и их связей должно быть минимальным. но достаточным для достижения главной цели системы

4. Содержание системы

Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств  производства и предметов труда

5. Связи (в системе  и с внешней средой)

Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческих решений. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время.

Компоненты, поступающие  в систему (сырье, материалы, комплектующие  изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)

6. Вход системы

Компоненты, поступающие  в систему (сырье, материалы, комплектующие  изделия, различные виды энергии, новое  оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)

7. Энергия системы

Люди и орудия труда, новшества, внутренняя информация. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии

8. Вещество системы

Предметы труда (все, что  проходит обработку в системе)

9. Выход системы

Товар (продукция, услуги, новшества и т.п.), выпускаемый системой в соответствии с планом

10. Цель системы

Конечное состояние  системы или ее выхода, к которому она стремится в силу своей  структурной организации. (Целью, например, производственной системы может  быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей.)

11. Внешняя среда системы

Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в  котором находится система, и  микросреды системы, с которыми она  имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению

12. Обратная связь

Требования, рекламации потребителей, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая изготовителю из сферы потребления либо непосредственно поставщикам входа системы

13. Способ принятия

управленческого

решения

Способ выбора методов  сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании  с методом принятия решения. Определяет скорость и качество принятия решения

14. Организация управления

Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и времени, принятие, документальное оформление, контроль и координация выполнения решения

15. Коррелятор

организации

управления

Оператор накопления информации, контроля и регулирования  параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру  системы, тем выше уровень ее организованности

16. Информация

Необходимое отраженное разнообразие (необходимое — степень описания системы: отраженное — отражающее ее содержание, структуру, связи и способ принятия решения)

17. Аппарат сравнения

Элемент системы, обеспечивающий контроль над ее функционированием  в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность

18. Отношения в системе

Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением  главной цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает минимальные затраты на принятие решений

19. Построение системы

Определение числа компонентов  системы, необходимого для нормального  функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление связей между ними. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начинающимся с нижнего уровня иерархии

20. Функционирование системы

Организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы

21. Развитие системы

Процесс совершенствования  системы на основе изучения механизма  конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и других факторов, обеспечивающий выживание системы

22. Активаторы системы

Операторы или факторы  позитивного воздействия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или  усиливать

23. Дезактиваторы системы

Операторы или факторы  негативного воздействия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге  к ее разрушению

24. Поведение системы

Способ взаимодействия системы с внешней средой и  упорядочение связей в структуре  системы для достижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов, применение научных подходов к управлению и изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или рационального поведения

25. Противоречия в системе

Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию

26. Вмешательство

Способ воздействия  субъекта управления (более высокого уровня) на объект, способ регулирования  производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления

27. Обучение системы

Процесс накопления знаний и овладения навыками принятия рациональных управленческих решений


 

Основные методы и модель организации:

Крупные составляющие сложных систем являются системами и называются подсистемами. Неправильное функционирование даже небольшой подсистемы может повлиять на систему в целом.

Методы системного анализа  были впервые разработаны и применены  в США для отбора и планирования систем вооружения, в связи с анализом военно-политических целей США. Позже эти методы применялись в государственных учреждениях и крупных фирмах США.

Системный анализ включает:

  • анализ и описание принципов построения и работы системы в целом;
  • анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимостей и внутреннего строения;
  • установление сходств и различий изучаемой системы и других систем;
  • перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы.

Выделяют следующие  типичные ситуации, требующие применения методов системного анализа:

  • выявление и четкое формулирование проблемы в условиях большой неопределенности;
  • выбор стратегии исследования и разработок;
  • точное определение систем (границ, входов, выходов и др.);
  • выявление целей развития и функционирования системы;
  • выявление функции и состава вновь создаваемой системы.
  • В числе наиболее употребительных и отработанных методов и форм системного анализа и отображения его результатов можно отметить следующие:

Дерево анализа  проблемы используется для выявления и структуризации труднопонимаемых проблем.

Дерево проблемы, как правило, имеет 3 основные ветви:

  • что нужно исследовать и разработать;
  • из чего состоит система, решающая данную проблему;
  • как она работает и каким способом взаимодействует с другими системами.

Модель организации можно представить следующим образом:

   Inputs               Transformation       Outputs



 

 Вход               Преобразование          Выход

Возможно моделирование технологического и управленческого процесса методом ТЕЗАУРУСА. Этот метод используется для представления сложного процесса, реализуемого во взаимодействии многих экономических процессов.

Тезаурус – это запас сведений, которым располагает система. Обычно это словарь, единицы которого снабжены набором признаков, характеризующих родовидовые связи, и сгруппированы по смысловой близости.

Информация о работе Системный подход в менеджменте