Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:13, контрольная работа
Появлению новых идей для функционирования и управления предприятиями способствовал рост крупных форм бизнеса. На сегодняшний день разработана теория, которая может направлять на достижение эффективного управления. Есть много разных школ управления: классическая школа, школа социальных отношений, теория системного подхода и др.
1.Введение 2
2.Основная часть
•Системный подход. Эволюция 3
•Цель и задачи 4 – 8
•Основные термины и понятия в области системного подхода 8 - 13
•Основные методы и модель организации 13 - 15
3.Заключение 16
4.Список литературы 17
Содержание:
Введение:
Появлению новых идей для функционирования и управления предприятиями способствовал рост крупных форм бизнеса. На сегодняшний день разработана теория, которая может направлять на достижение эффективного управления. Есть много разных школ управления: классическая школа, школа социальных отношений, теория системного подхода и др.
Системный подход очень полезен, не только в менеджменте, но и во всех отраслях жизни общества. Общество – та же система. Каждый из нас – часть общества, следовательно, мы являемся частью системы.
В настоящее время процесс управления все большей степени несет системный характер, управление любой организацией осуществляется как воздействие на единое целое.
В своей контрольной работе я расскажу о системном подходе в менеджменте и как достичь эффективного управления.
Системный подход. Эволюция:
Системный подход является предметом научной дисциплины – общей теории систем.
Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах.
Основные признаки и принципы системного подхода рассматриваются в ряде работ как зарубежных ученых (Л.фон Берталанфи, Р. Джонсон, Ф. Каст, Р. Розенцвейг, Дж. Риггс, С. Оптнера, С. Янга, М. Х. Мескона), так и отечественных (А. Богданов, А. Берг, В. Афанасьев, М. Сегров, Э. Минько).
Общая теория систем, созданная А. А. Богдановым (1873- 1928) и продолженная австрийским ученым Л. фон Берталанфи (1901 — 1972), выделяет основные аспекты, признаки и принципы системного подхода, которые позволяют охарактеризовать объект как системное явление.
Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе.
Цель и задачи:
Системный подход выполняет как бы эвристические функции (эврика — греч. открываю, отыскиваю — слово, выражающее радость, удовлетворение).
Его положительная роль сводится к тому, что:
С появлением новых научных и прикладных задач обнаруживается недостаточность традиционных подходов для решения таких новых задач, выявляется недостаточность методов объяснения, поэтому принципы системного подхода помогают по-новому подходить к предмету изучения.
Характерными чертами развития социально-
Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.
Как комплексная методология процесса познания и анализа систем системный подход характеризуется следующими основными признаками:
Ряд взаимосвязанных ракурсов рассмотрения системного подхода определяет его сущность:
Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход к менеджменту. Системный подход строится на основных свойствам системы:
Очевидно, что для повышения
эффективности системы
До системного подхода применялся редукционистский подход, который сводил свойства целого к свойствам составляющих его элементов. Однако система не детерминируется однозначно свойствами ее элементов или их групп, но сами элементы детерминируется целыми и лишь в его рамках получают свое функциональное объяснение.
Главный инструмент системного анализа – модель изучаемой системы.
Этот подход позволяет устранить недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредотачивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.
Система – это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
Существуют открытые и закрытые системы:
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является сомообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.
Основные термины и понятия в области системного подхода:
Термины и понятия |
Сущность термина и
понятия применительно к |
1. Система |
Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы). Единство системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов |
2. Системный анализ |
Анализ на основе всестороннего изучения свойств системы с применением научных подходов для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития |
3. Структура системы |
Совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Число компонентов системы и их связей должно быть минимальным. но достаточным для достижения главной цели системы |
4. Содержание системы |
Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и предметов труда |
5. Связи (в системе и с внешней средой) |
Информационные и Компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.) |
6. Вход системы |
Компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.) |
7. Энергия системы |
Люди и орудия труда, новшества, внутренняя информация. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии |
8. Вещество системы |
Предметы труда (все, что проходит обработку в системе) |
9. Выход системы |
Товар (продукция, услуги, новшества и т.п.), выпускаемый системой в соответствии с планом |
10. Цель системы |
Конечное состояние системы или ее выхода, к которому она стремится в силу своей структурной организации. (Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей.) |
11. Внешняя среда системы |
Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению |
12. Обратная связь |
Требования, рекламации потребителей, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая изготовителю из сферы потребления либо непосредственно поставщикам входа системы |
13. Способ принятия управленческого решения |
Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения. Определяет скорость и качество принятия решения |
14. Организация управления |
Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и времени, принятие, документальное оформление, контроль и координация выполнения решения |
15. Коррелятор организации управления |
Оператор накопления информации, контроля и регулирования параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности |
16. Информация |
Необходимое отраженное разнообразие (необходимое — степень описания системы: отраженное — отражающее ее содержание, структуру, связи и способ принятия решения) |
17. Аппарат сравнения |
Элемент системы, обеспечивающий контроль над ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность |
18. Отношения в системе |
Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением главной цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает минимальные затраты на принятие решений |
19. Построение системы |
Определение числа компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление связей между ними. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начинающимся с нижнего уровня иерархии |
20. Функционирование системы |
Организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы |
21. Развитие системы |
Процесс совершенствования системы на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и других факторов, обеспечивающий выживание системы |
22. Активаторы системы |
Операторы или факторы позитивного воздействия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать |
23. Дезактиваторы системы |
Операторы или факторы негативного воздействия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению |
24. Поведение системы |
Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов, применение научных подходов к управлению и изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или рационального поведения |
25. Противоречия в системе |
Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию |
26. Вмешательство |
Способ воздействия субъекта управления (более высокого уровня) на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления |
27. Обучение системы |
Процесс накопления знаний и овладения навыками принятия рациональных управленческих решений |
Основные методы и модель организации:
Крупные составляющие сложных систем являются системами и называются подсистемами. Неправильное функционирование даже небольшой подсистемы может повлиять на систему в целом.
Методы системного анализа
были впервые разработаны и
Системный анализ включает:
Выделяют следующие типичные ситуации, требующие применения методов системного анализа:
Дерево анализа проблемы используется для выявления и структуризации труднопонимаемых проблем.
Дерево проблемы, как правило, имеет 3 основные ветви:
Модель организации можно представить следующим образом:
Inputs Transformation Outputs
Вход Преобразование Выход
Возможно моделирование
Тезаурус – это запас сведений, которым располагает система. Обычно это словарь, единицы которого снабжены набором признаков, характеризующих родовидовые связи, и сгруппированы по смысловой близости.