Системы и их закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:59, реферат

Описание работы

Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в достижении целей деятельности.
Научно-техническая революция привела к росту темпов морального старения товаров и средств их производства. По некоторым оценкам, темпы научно-технического прогресса возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные изменения во времени внешних условий, внутренней среды организаций естественным приводят к появлению проблем в работе систем управления производственных предприятий, компаний, фирм и других типов социально-экономических и организационно-производственных систем (ОПС), например, таких, как государство, территориальная область, холдинг и др.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 36.80 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в  достижении целей деятельности.

Научно-техническая  революция привела к росту  темпов морального старения товаров  и средств их производства. По некоторым  оценкам, темпы научно-технического прогресса возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные изменения  во времени внешних условий, внутренней среды организаций естественным  приводят к появлению проблем  в работе систем управления производственных предприятий, компаний, фирм и других типов социально-экономических и  организационно-производственных систем (ОПС), например, таких, как государство, территориальная область, холдинг  и др.

Проблемой принято называть критическое рассогласование  в желаемых или наблюдаемых результатах  и(или) характере, условиях деятельности.

В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения  на должном уровне для обеспечения  выживания, развития бизнеса, общества в целом.

В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую  роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.

Для того чтобы минимизировать риски и  ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель  и менеджер должны постоянно исследовать  и совершенствовать систему управления бизнесом. Поэтому предприниматель, не способный исследовать сам, организовать и финансировать исследование практической проблемы в условиях рынка, чаще разоряется.

Говоря  о практической значимости исследования систем управления, следует учитывать, что в условиях рынка практически  каждый индивидуум в целях выживания  и успешной деятельности вынужден чаще всего неформально проводить  исследования систем управления, в  той или иной сфере и мере, влияющих на его бытие.

Растут  число методов исследований и  объем знаний, накопленных в процессе исследований в процессе исследований при разработке целей, маркетинге, менеджменте, прогнозировании, планировании, контроле и диагностике систем управления, теории и практике экспериментальных  исследований, бухгалтерского учета  и аудита.

Усложнение  деятельности предпринимателей и менеджеров приводит к тому, что возможна и  реально ситуация, когда методы и  средства управления могут оказаться  не совместимыми, вступить в конфликт.

Кроме этого растет степень автоматизации, а, следовательно, и формализации управленческого  труда. Особенно ярко эти тенденции  проявляются в крупных компаний, холдингах, финансово-промышленных группах, в деятельности государственных  и территориальных органов управления.

Фактически  современный менеджер работает в рамках автоматизированных систем управления маркетинговыми, конструкторскими, производственными, финансовыми, хозяйственными, учетными процессами.

В развитых странах исследования в науке, социальной сфере, бизнесе, технике являются сферой профессиональной деятельности для  значительного числа людей (научные  сотрудники, консультанты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы, и др.).

Представляется  возможным утверждать что число (или доля по отношению к общему числу юридических лиц) независимых  исследовательских организаций  может являться индикатором развития и цивилизованности рыночной экономики.

Увеличение  доли таких организаций в экономике  и обществе свидетельствует:

во-первых, о наличии реальной конкуренции, порождающей объективную необходимость  независимых суждений и достоверных  данных в практической деятельности;

во-вторых, информационной прозрачности общественной жизни и бизнеса, достоверности  информационной основы управления;

в-третьих, о реальной эффективности правового  государства, обеспечивающего как  необходимые правовые информационные условия, правила доступа и строго законного целевого использования  этой информации, так и физическую защиту профессиональных исследователей – носителей конфиденциальной информации о своих клиентах.

Возрастающая  важность исследования систем управления как учебной дисциплины определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций:

1. продолжающейся  интеграцией функций развития, маркетинга  и контроля в их деятельности;

2. усложнением  технико-организационной среды как  системной совокупности методов  и технических средств управления.

Необходимость в дальнейшей интеграцией функций  развития, маркетинга, менеджмента  и контроля в деятельности различных  организаций, социально-экономической  системы в целом продиктована стремлением к своевременной  адаптации (приспособлению) и обеспечению  их живучести в быстро изменяющихся внешних и внутренних условиях. Такая  интеграция требует от общественных деятелей, предпринимателей, менеджеров расширения и системного использования  в их деятельности познаний не только по конкретным методам управления. Субъектам управления становится все  более необходимым:

1. прогнозировать  и планировать развитие не  только собственного производства, но и связанных с этим глобальных  и индивидуальных рисков;

2. для  оценки эффективности, затрат, снижения  рисков проектировать, проводить  и обеспечивать безопасность  социально-экономических, рыночных (маркетинговых) и технических  экспериментов по испытаниям  и сертификации товаров;

3. исследовать  затраты и находить пути их  уменьшения;

4. исследовать  и совершенствовать информационные  основы обнаружения проблем, в  частности, на основе данных  бухгалтерского учета и аудита;

5. устранять  недостатки и совершенствовать  системы управления общественными  и экономическими, технологическими, конструкторскими процессами и  др.

Поэтому наблюдается все большая интеграция функций управления, появляются управленческие специализации, отражающие эти интеграционные процессы. Например, появилась и  развивается функция финансового  менеджмента, управленческого бухгалтерского учета, аудит все больше приобретает  черты консалтинга и др.

Организации среднего и малого бизнеса в первую очередь и все глубже осознают и уже испытывают и уже испытывают необходимость в специалистах более  широкого профиля, чем, например, в узкоспециализированных работниках.

Техника усложнения технико-организационной  среды (системной совокупности методов  и технических средств управления) приводит к необходимости устранения в образовании менеджеров все  увеличивающегося разрыва между  гуманитарным, описательно-разговорным  характером современного зарубежного  теоретического менеджмента и реальным техническим обеспечением деятельности современного менеджере. Особенно сильно это проявляется в крупных  фирмах, органах государственного управления. Чтобы избежать критического рассогласования  между гуманитарными методами и  высокоавтоматизированными средствами управления, повысить эффективность  использования средств управления, современная теория менеджмента  объективно должна стремиться к интеграции с теорией автоматизированных систем управления (АСУ). Такая интеграция реально может быть обеспечена пересечением двух теорий, состоящем в использовании  в каждой из теорий (АСУ, менеджмент, исследований) некоторого множества  методов, присущих как одной, так  и другой теории. 
 
 
 
 

1. СИСТЕМЫ  И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

По своему построению вся вселенная состоит и множества систем, каждая из которых содержится в более масштабной системе. Термин «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из отдельных частей. В настоящее время существует достаточно большое количество определений «система». Определения «система» изложены в работах Л. фон Берталанфи, А. Холла, У. Гослинга, Р. Акоффа, К. Уотта и других. Например, по Л. фон Берталанфи, систем – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, по А. Холлу система представляет собой множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами. У. Гослинг под системой понимает собрание простых частей. В соответствии с понятием Р. Акоффа система представляет собой любую сущность, которая состоит из взаимосвязанных частей. Наиболее близким понятием, относящимся к информационным системам, следует отнести определение К. Уотта, который считает, что система – это взаимодействующий информационный комплекс, характеризующийся многими причинно-следственными взаимодействиями.

Из приведенных  определений можно выявить общие  моменты, которые присущи понятию  «система» и при дальнейших исследований рассматривать ее как целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними. Обязательное существование целей определяет общие для всех элементов целенаправленные правила взаимосвязей, обуславливающие целенаправленность системы в целом.

С точки  зрения математики определение системы  можно условно сопоставить с  определением множества. Так, по Г. Кантору, множество является объединением в  одно целое объектов, хорошо различимых нашей интуиций или мыслью. Н. Бурбаки  считает, что множество образуется из элементов, которые обладают некоторыми свойствами и находятся в некоторых  отношениях между собой или с  элементами других множеств. Исходя из этого, можно сделать вывод, что  для математического описания системы  можно использовать аппарат теории множеств. Тогда систему S можно представить следующим образом:

S=δ{X, Y},

где δ – функция перехода,

X = {xi : I = 1,2,…,…n} – множество элементов, входящих в систему;

Y ={yj : j = 1,2…,…m} – множество элементов, выходящих из системы.

Множества X и Y являются конечными, так как определяют некоторую систему, выделенную из реальной жизни и дискретную по своей сущности. Поэтому S=δ{X,Y} можно рассматривать как граф, что позволяет возможность использования для описания таких систем теории графов. Любая система может быть представлена в виде графа, вершинами которого являются системы, а ребрами – отношения между ними.

Схемное построение системы, с ее внешней  и внутренней средой, приведено на рис. 1.1.

Рис. 1.1 

Y = {xi : i = 1,2…,…n}    

 

 

Y = {yj : j = 1,2…,…m}    

 
 

При исследовании систем одним из важных условий является определение следующих понятий:

- информация;

- информационные  ресурсы;

- элементы;

- подсистемы;

- связи;

- информационные  ресурсы внешней среды;

- информационные  ресурсы внутренней среды;

- структура;

- функция;

- целевая  функция.

Информация. Информация – это сведения, сообщения, знания, флюиды, данные, которыми обмениваются люди и технические устройства, технические устройства между собой; обмен сигналами в животном и растительном мире, с космическим пространством; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Понятие «информация» состоит из двух аспектов: содержательного и материального. Содержательный, или смысловой, аспект информации состоит в наличии определенных знаний, сведений, сообщений, данных или осведомленности о состоянии внешней и внутренней среды системы. Материальный аспект связан с тем, что передача и хранение информации требует материальных носителей, на которых она фиксируется и затем передается. Как введение понятия «энергия» позволило рассматривать все явления природы с единой точки зрения, так и введения понятия «информация» позволяет подойти с единой точки зрения к изучению процессов взаимодействия явлений в природе. Информация никогда не создается. Она только принимается и передается, но при этом может утрачиваться и исчезать.

Информационные  ресурсы. Информационные ресурсы представляют собой знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности производства. Они представляют собой по содержанию отображение естественных и общественных процессов и явлений, зафиксированных в результатах научных исследований, проектно-конструкторских разработок, учетно-статистических данных, нормативных, плановых, методических материалах и т. п. В форме понятий, суждений и сложных моделях действительности.

Информация о работе Системы и их закономерности