Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:59, реферат
Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в достижении целей деятельности.
Научно-техническая революция привела к росту темпов морального старения товаров и средств их производства. По некоторым оценкам, темпы научно-технического прогресса возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные изменения во времени внешних условий, внутренней среды организаций естественным приводят к появлению проблем в работе систем управления производственных предприятий, компаний, фирм и других типов социально-экономических и организационно-производственных систем (ОПС), например, таких, как государство, территориальная область, холдинг и др.
ВВЕДЕНИЕ
Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в достижении целей деятельности.
Научно-техническая
революция привела к росту
темпов морального старения товаров
и средств их производства. По некоторым
оценкам, темпы научно-технического
прогресса возрастают вдвое каждые
пять лет. Непрерывные изменения
во времени внешних условий, внутренней
среды организаций
Проблемой принято называть критическое рассогласование в желаемых или наблюдаемых результатах и(или) характере, условиях деятельности.
В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения на должном уровне для обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.
В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.
Для того чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом. Поэтому предприниматель, не способный исследовать сам, организовать и финансировать исследование практической проблемы в условиях рынка, чаще разоряется.
Говоря о практической значимости исследования систем управления, следует учитывать, что в условиях рынка практически каждый индивидуум в целях выживания и успешной деятельности вынужден чаще всего неформально проводить исследования систем управления, в той или иной сфере и мере, влияющих на его бытие.
Растут число методов исследований и объем знаний, накопленных в процессе исследований в процессе исследований при разработке целей, маркетинге, менеджменте, прогнозировании, планировании, контроле и диагностике систем управления, теории и практике экспериментальных исследований, бухгалтерского учета и аудита.
Усложнение деятельности предпринимателей и менеджеров приводит к тому, что возможна и реально ситуация, когда методы и средства управления могут оказаться не совместимыми, вступить в конфликт.
Кроме
этого растет степень автоматизации,
а, следовательно, и формализации управленческого
труда. Особенно ярко эти тенденции
проявляются в крупных
Фактически современный менеджер работает в рамках автоматизированных систем управления маркетинговыми, конструкторскими, производственными, финансовыми, хозяйственными, учетными процессами.
В развитых странах исследования в науке, социальной сфере, бизнесе, технике являются сферой профессиональной деятельности для значительного числа людей (научные сотрудники, консультанты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы, и др.).
Представляется возможным утверждать что число (или доля по отношению к общему числу юридических лиц) независимых исследовательских организаций может являться индикатором развития и цивилизованности рыночной экономики.
Увеличение доли таких организаций в экономике и обществе свидетельствует:
во-первых,
о наличии реальной конкуренции,
порождающей объективную
во-вторых, информационной прозрачности общественной жизни и бизнеса, достоверности информационной основы управления;
в-третьих, о реальной эффективности правового государства, обеспечивающего как необходимые правовые информационные условия, правила доступа и строго законного целевого использования этой информации, так и физическую защиту профессиональных исследователей – носителей конфиденциальной информации о своих клиентах.
Возрастающая важность исследования систем управления как учебной дисциплины определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций:
1. продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга и контроля в их деятельности;
2. усложнением
технико-организационной среды
Необходимость в дальнейшей интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в деятельности различных организаций, социально-экономической системы в целом продиктована стремлением к своевременной адаптации (приспособлению) и обеспечению их живучести в быстро изменяющихся внешних и внутренних условиях. Такая интеграция требует от общественных деятелей, предпринимателей, менеджеров расширения и системного использования в их деятельности познаний не только по конкретным методам управления. Субъектам управления становится все более необходимым:
1. прогнозировать
и планировать развитие не
только собственного
2. для
оценки эффективности, затрат, снижения
рисков проектировать,
3. исследовать затраты и находить пути их уменьшения;
4. исследовать
и совершенствовать
5. устранять
недостатки и совершенствовать
системы управления
Поэтому
наблюдается все большая
Организации среднего и малого бизнеса в первую очередь и все глубже осознают и уже испытывают и уже испытывают необходимость в специалистах более широкого профиля, чем, например, в узкоспециализированных работниках.
Техника
усложнения технико-организационной
среды (системной совокупности методов
и технических средств
1. СИСТЕМЫ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
По своему построению вся вселенная состоит и множества систем, каждая из которых содержится в более масштабной системе. Термин «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из отдельных частей. В настоящее время существует достаточно большое количество определений «система». Определения «система» изложены в работах Л. фон Берталанфи, А. Холла, У. Гослинга, Р. Акоффа, К. Уотта и других. Например, по Л. фон Берталанфи, систем – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, по А. Холлу система представляет собой множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами. У. Гослинг под системой понимает собрание простых частей. В соответствии с понятием Р. Акоффа система представляет собой любую сущность, которая состоит из взаимосвязанных частей. Наиболее близким понятием, относящимся к информационным системам, следует отнести определение К. Уотта, который считает, что система – это взаимодействующий информационный комплекс, характеризующийся многими причинно-следственными взаимодействиями.
Из приведенных
определений можно выявить
С точки зрения математики определение системы можно условно сопоставить с определением множества. Так, по Г. Кантору, множество является объединением в одно целое объектов, хорошо различимых нашей интуиций или мыслью. Н. Бурбаки считает, что множество образуется из элементов, которые обладают некоторыми свойствами и находятся в некоторых отношениях между собой или с элементами других множеств. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для математического описания системы можно использовать аппарат теории множеств. Тогда систему S можно представить следующим образом:
S=δ{X, Y},
где δ – функция перехода,
X = {xi : I = 1,2,…,…n} – множество элементов, входящих в систему;
Y ={yj : j = 1,2…,…m} – множество элементов, выходящих из системы.
Множества X и Y являются конечными, так как определяют некоторую систему, выделенную из реальной жизни и дискретную по своей сущности. Поэтому S=δ{X,Y} можно рассматривать как граф, что позволяет возможность использования для описания таких систем теории графов. Любая система может быть представлена в виде графа, вершинами которого являются системы, а ребрами – отношения между ними.
Схемное построение системы, с ее внешней и внутренней средой, приведено на рис. 1.1.
Рис. 1.1
Y = {xi : i = 1,2…,…n}
Y = {yj : j = 1,2…,…m}
При исследовании систем одним из важных условий является определение следующих понятий:
- информация;
- информационные ресурсы;
- элементы;
- подсистемы;
- связи;
- информационные ресурсы внешней среды;
- информационные ресурсы внутренней среды;
- структура;
- функция;
- целевая функция.
Информация. Информация – это сведения, сообщения, знания, флюиды, данные, которыми обмениваются люди и технические устройства, технические устройства между собой; обмен сигналами в животном и растительном мире, с космическим пространством; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Понятие «информация» состоит из двух аспектов: содержательного и материального. Содержательный, или смысловой, аспект информации состоит в наличии определенных знаний, сведений, сообщений, данных или осведомленности о состоянии внешней и внутренней среды системы. Материальный аспект связан с тем, что передача и хранение информации требует материальных носителей, на которых она фиксируется и затем передается. Как введение понятия «энергия» позволило рассматривать все явления природы с единой точки зрения, так и введения понятия «информация» позволяет подойти с единой точки зрения к изучению процессов взаимодействия явлений в природе. Информация никогда не создается. Она только принимается и передается, но при этом может утрачиваться и исчезать.
Информационные ресурсы. Информационные ресурсы представляют собой знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности производства. Они представляют собой по содержанию отображение естественных и общественных процессов и явлений, зафиксированных в результатах научных исследований, проектно-конструкторских разработок, учетно-статистических данных, нормативных, плановых, методических материалах и т. п. В форме понятий, суждений и сложных моделях действительности.