Системый подход в теории организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:03, реферат

Описание работы

Одним из базовых понятий в «Теории организации» является понятие системы, которое, как известно, давно и с успехом используется в других отраслях знаний. Понятие системы имеет длительную историю. Еще в античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Историки истолковывали систему как мировой порядок. Платон и Аристотель большое внимание уделили особенностям системы знания и системе элементов (основных качеств и свойств) мироздания. Понятие системы органически связано с понятиями целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры, иерархии, многоуровневости и др. Термин используется, когда хотят охарактеризовать сложный объект как единое целое.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 124.36 Кб (Скачать файл)

Введение

Одним из базовых понятий в «Теории организации» является понятие системы, которое, как известно, давно и с успехом используется в других отраслях знаний. Понятие системы имеет длительную историю. Еще в античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Историки истолковывали систему как мировой порядок. Платон и Аристотель большое внимание уделили особенностям системы знания и системе элементов (основных качеств и свойств) мироздания. Понятие системы органически связано с понятиями целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры, иерархии, многоуровневости и др. Термин используется, когда хотят охарактеризовать сложный объект как единое целое. Обычно система определяется как совокупность элементов (объектов), объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимости для выполнения заданной функции. В понятие «система» на разных этапах ее рассмотрения можно вкладывать разное содержание, говорить о системе как бы в разных ее формах, в зависимости от задачи, которую ставит перед собой исследователь. В философском словаре: система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое целостное единство.

 

1 Общая теория систем

«Система» — это реальная или мыслимая совокупность частей (элементов, сущностей), целостные свойства которой определяются связями (отношениями, взаимодействиями) между частями.  
«Система» — это ограниченное множество взаимодействующих элементов.  
Физиолог П.К. Анохин в известной работе «Теория функциональной системы» (1970 г.) привел 12 формулировок понятия системы разных авторов. В учебнике В.Н. Волковой и А.А. Денисова «Основы теории систем и системного анализа» (1999 г.) авторы говорят уже о 30 определениях понятия «система». Сейчас таких формулировок можно было бы собрать в несколько раз больше.

Определение системы постоянно эволюционировало. Л. фон Берталанфи — определил систему как «комплекс взаимодействующих компонентов» или как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой». В Большой Советской Энциклопедии «система —объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе». Позднее в определение «система» вводится понятие цели: в трактовке П.К. Анохина «системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых приобретает характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата». Подчеркнув, что «взаимодействие компонентов» является общим для всех формулировок, П.К. Анохин аргументирует недостаточность самого по себе взаимодействия для любого системного процесса. Он аргументирует ключевое значение результата (цели) деятельности, направленно ограничивающего множество произвольных взаимодействий. Таким образом, в определение системы вносится «цель».

Ю.И. Черняк, объектом исследования которого были экономические системы, вводит в определение системы наблюдателя. «Система есть отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания» [71]. Позднее, он же: «Система есть отображение на языке наблюдателя (исследователя, конструктора) объектов, отношений и их свойств в решении задачи исследования, познания». Таким образом, сопоставляя эволюцию определения системы следует отметить, что вначале в определении появляются «элементы и связи, затем— «цель», затем — «наблюдатель». В экономических системах, если не определить наблюдателя (лицо, принимающее решение, т.е. ЛПР), то можно не достичь цели, ради которой создается система.

С некоторой условностью все понятия «системы» можно поделить на три группы. Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя. Задача наблюдателя — выделить эту систему из окружающей среды, т.е., как минимум, определить ее входы и выходы, а как максимум, подвергнуть анализу ее структуру, выяснить механизм функционирования ее элементов, связи, и воздействовать на нее в нужном направлении. В таком понимании система — объект исследования и управления.

Определения второй группе рассматривают систему как инструмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель, имея перед собой цель, конструирует систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов. При этом абстрактная система понимается как совокупность взаимосвязанных переменных, представляющих те или иные свойства, характеристики элементов, объектов, которые рассматриваются в данной системе. В этой трактовке понятие системы смыкается с понятием модели. Говоря о синтезе системы, имеют в виду ее макромодель, анализ же совпадает с микро моделированием ее отдельных элементов и процессов.

Третья группа определений представляет компромисс между двумя первыми. Система здесь — искусственно создаваемый комплекс элементов (людей, процедур, технологий, научных теорий ит.д.), предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. Следовательно, здесь наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает, синтезирует ее.

Система, с одной стороны, является реальным объектом и одно временно — абстрактным отображением связей действительности, моделью. Однако во всех трех группах определений термин «система» включает в себя понятие о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей. Причем свойства этих частей зависят от системы в целом и, наоборот, свойства системы от свойств, входящих в нее частей. Во всех случаях имеется в виду наличие среды, в которой система существует и функционирует. Для исследуемой системы среда может рассматриваться как надсистема, соответственно ее части — как подсистемы. Более полное определение, включающее элементы и связи, и цель, и наблюдателя, а иногда и язык отображения системы, помогают более конкретно сформулировать проблему, определить задачи, наметить основные этапы системного исследования. Однако во всех этих определениях не упомянуто очень важное свойство систем, которое будет нас интересовать.

Поэтому придется ввести дополнение. Системой условимся называть такое сочетание элементов, которое в совокупности приобретает новое качество: у элементов этого качества не было, а у системы оно появляется. Мозг человека состоит из нейронов, которые сами по себе не способны к какому-либо разумному действию. Но в своей совокупности они рождают некое системное свойство, присущей этой совокупности, которое мы называем мышлением. Его изучение не сводится к изучению свойств отдельных нейронов, — это действительно системное свойство совокупности нейронов. Другими словами, система обладает особыми системными свойствами. Изучение свойств кооперативных взаимодействий представляется важнейшим направлением современной науки. На примере мозга мы рассмотрели эффект кооперативности элементов материальной системы. Но и в абстрактных системах, которые полностью конструируются человеком, это системное свойство ярко проявляется. Так, если мы возьмем просто набор слов: «мира», «у», «два», «есть», «человека», «нас», «один», «который», «творил», «от», «мы», «века», «другой», «по», «наших», «мере», «сил», то вряд ли нам удастся выделить в нем какой то смысл. Этот набор слов-элементов не будет системой в нашем понимании. А теперь расставим слова в определенном порядке и получим известное четверостишие из стихотворения Н. Заболоцкого:

Два мира есть у человека:

Один, — который нас творил,

Другой, — который мы от века

Творим, по мере наших сил.

Слова те же, но в такой их расстановке, в такой их связи появилось новое качество — смысл. Теперь они образуют систему. Само определение системы показывает нам одно из ее основных свойств, она состоит из элементов. Эти элементы принято называть подсистемами. В приведенных строках подсистемами являются слова. Но каждое из этих слов мы вправе считать самостоятельной системой. И тогда подсистемами слова будут буквы. По отношению же к процитированным строкам буквы будут подподсистемами.

 Запомним одно простое правило, которое поможет нам в дальнейшем: на каждом ранге у системы есть своя функция, причем только одна. Функции рангов не совпадают между собой.

1.1 Функция систем

Итак, одно из важнейших понятий в теории систем — функция. Помните, мы говорили о новом качестве, которое появляется у систем (в отличие от простого набора элементов)? Система приобретает свойство делать нечто, чего элементы делать не умели. Вот это и есть функция системы. Функция — это то, что система делает, то, ради чего она создана: буква создана, чтобы обозначать определенный звук — это функция буквы; автомобиль создан для того, чтобы перевозить — это его функция; министерство финансов создано для координации и контроля за денежными потоками и т.д.

Откуда же берутся функции систем? Кто задает системе функцию? Запомним еще одно правило: функцию системы определяют ее надсистемы. Кроме умения увидеть вертикальную составляющую системы (подсистемы, надсистемы), необходимо предвидеть и ее горизонтальную составляющую. Это линия времени, линия жизни системы. У каждой системы, на каждом ранге было свое прошлое и «есть» свое будущее. Опять-таки, это может быть видоизменение самой системы, а может быть смена функции. Многие процессы развития, происходящие в природе, в биологических, технических, социальных системах описываются внешне похожими кривыми, получившими название S-образных кривых Системы не вечны: они возникают, переживают периоды становления, расцвета, упадка и, наконец, сменяются другими системами.

Типичная история жизни системы показана на рис 1.1, где на оси абсцисс отложено время, а на оси ординат — один из главных показателей системы, в нашем случае — количество выпускаемого товара . Возникнув, новая система не сразу начинает массовый выпуск товаров: идет период «обрастания» системы необходимыми элементами, позволяющими реализовать главную функцию системы. Система эффективно развивается, ассимилируя множество усовершенствований как в технологии, так и в организации. С какого-то момента темпы развития замедляются. Обычно это происходит после возникновения и обострения противоречий между данной системой и другими системами или надсистемой (внешней средой). Некоторое время система продолжает развиваться, но темпы развития падают, следует исчерпание всех ресурсов, питающих развитие системы: старение технических принципов изделия, потеря потребителей и пр. В дальнейшем система может находиться долгое время без изменений (зона стабилизации) или быстро регрессирует. На смену системе А приходит система В.

 

Рис 1.1.Типичная история жизни системы

Таким образом, линия времени так же «предопределена», как и вертикальная иерархическая линия. Будущие системы на ней уже «есть», но не в материальном виде, а в виде закономерностей развитии данного типа систем. Эти закономерности имманентны, т.е. присущи системам самим по себе. Они не зависят от воли отдельного человека. Но вполне поддаются изучению и могут сознательно применяться для развития этих систем. Человек свободен создавать, развивать или менять системы, но выживут только те из них, которые согласуются с определенными закономерностями, присущими развитию систем

Все организации являются системами. В курсе «Теория организации» объектом изучения являются организационные системы, в которых главными элементами являются люди, а важнейшими отношениями выступают социальные и экономические. Независимо от целей организации — производственных, экономических, образовательных, политических, медицинских — все они относятся к классу организационных систем и имеют все признаки открытой, динамической системы.

 Организационная система — это целостное образование направленного действия, состоящее из организационно взаимосвязанных элементов (людей, коллективов) и обладающее функцией.

В середине ХХ в. большое значение для понимания поведения больших, сложных систем приобрели кибернетика, системный подход и системный анализ. Они быстро получили широкий спектр практических приложений в различных областях знания

2 Системный подход и системный анализ. Определения.

Весь ХХ в. можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Все острее ощущается потребность в специалистах «широкого профиля», обладающих знаниями не только о «своей системе», но и о надсистемах, и в смежных областях знания, умеющих эти знания обобщать. По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода.

Для обобщения дисциплин, связанных с исследованием и проектированием сложных социальных систем чаще используется термин системные исследования» или «системный подход». В настоящее мя системный подход используется и подвергается осмыслению философами, биологами, кибернетиками, физиками, инженерами, экономистами и другими специалистами. Системные представления шире включаются в учебный процесс многих вузов, и в настоящее время такие курсы, как «Теория систем, «Системный анализ», Системология», служат базовым образованием для многих специальностей

Системный подход вошел в современную теорию организации управления как особо востребованная методология научного анализа мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю, менеджеру. Системное мышление — не дело свободного выбора, а производственная необходимость. К сожалению, мышление человека не системно: люди не успели в процессе эволюции выработать системное видение мира. Наше воображение создает усеченный образ объекта, который требуется изучить, исследовать с целью изменения или усовершенствования объекта. Г.С. Альтшуллер в книге «Найти идею» пишет: «Если в задаче сказано «дерево», человек видит именно дерево. Начинается перебор вариантов. Дерево становится то больше, то меньше... Ответ не найден, задача признана неразрешимой. Это обычное мышление. Системное мышление зажигает одновременно, как минимум, три экрана: видны надсистема (группа деревьев), система (дерево) и подсистема (лист). Это минимальная схема. Для решения системных задач требуется включить и другие экраны, которые помогут посмотреть на систему в развитии, во времени. «Девять (минимум девять!) экранов системно и динамично отражают системный и динамичный мир». Рассмотрим пример задачи из книги Г. Альтшуллера с использованием, много экранной схемы системного мышления [2, с. 50].

Информация о работе Системый подход в теории организации