Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:47, реферат
Успех дела определяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы. Ситуационный подход к изучению эффективности управления исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную зависимость в отношениях руководителя и подчиненных, позволяющую предсказать возможное поведение руководителя и последствия этого поведения.
СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СТИЛЯМ РУКОВОДСТВА
Успех дела определяется не
только личностью руководителя, но
и рядом других обстоятельств: ситуацией,
степенью зрелости подчиненных, их отношением
к руководителю, готовностью к
сотрудничеству, характером проблемы.
Ситуационный подход к изучению эффективности
управления исследует взаимодействие
различных ситуационных переменных
для того, чтобы обнаружить причинно-следственную
зависимость в отношениях руководителя
и подчиненных, позволяющую предсказать
возможное поведение
В связи с этим появились
исследования, которые рекомендовали
руководителям не придерживаться некоего
раз и навсегда принятого стиля,
а применять в соответствующих
условиях наиболее подходящие. В некоторых
неблагоприятных случаях
Наиболее известными концепциями
ситуационного руководства
Модель ситуационного руководства Ф. Фидлера
Основателем ситуационной теории руководства по праву считают Фреда Фидлера. Его теория, разрабатывавшаяся в 1954-1958 годах, впервые поставила эффективность стиля руководства в зависимость от конкретных обстоятельств.
Ф. Фидлер полагал, что стиль руководства практически не меняется от ситуации к ситуации и находится в континууме от ориентированного на взаимоотношения до ориентированного на задачу. Для определения стиля руководства он использовал так называемую шкалу наименее предпочитаемого сотрудника (НПС). В соответствии с этой шкалой определялось описание гипотетической личности, с которой руководитель работал бы наименее успешно. Шкала представляет собой профиль из 16 пар характеристик личности, оцениваемых по 8-бальной шкале. Пример отдельных характеристик, используемых Ф. Фидлером, приведен в Таблице 1.
Таблица 1 — Шкала наименее предпочитаемого сотрудника (по Ф. Фидлеру)
|
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Сдержанный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Покладистый |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Нерешительный |
|
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Непродуктивный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Жизнерадостный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Дружественный |
|
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Неприятный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Все принимающий |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Расслабленный |
Более высокие результаты оценки по шкале соответствуют ориентации на взаимоотношения, более низкие — ориентации на задачу.
Ф. Фидлер также установил взаимосвязь между эффективностью стиля руководства и характеристиками конкретной ситуации. В модели используются три ситуационные переменные, позволяющие определить степень соответствия ситуации определенному стилю руководства:
Ф. Фидлер выделил восемь типов ситуаций, благоприятных для того или иного стиля руководства. Руководители, ориентированные на задачу, демонстрируют большую эффективность в наиболее благоприятных либо в наиболее неблагоприятных ситуациях. В промежуточных ситуациях более эффективным оказывается стиль, ориентированный на взаимоотношения.
Таким образом, хотя Ф. Фидлер и утверждал, что стиль руководства является постоянным, он установил, что его эффективность зависит от конкретной ситуации. Недостатки модели, главными из которых являются упрощение оценки руководителя при помощи шкалы НПС и непризнание возможности изменения стиля руководства в зависимости от конкретной ситуации, в полной мере перекрываются признанием отсутствия идеального стиля руководства, а эффективность последнего зависит от сложившихся на предприятии обстоятельств.
Континуум лидерского поведения Р. Танненбаума и У. Шмидта
Следующей по времени (но не по значимости для современного менеджмента) была разработана Робертом Танненбаумом и Уорреном Шмидтом концепция континуума ситуационного руководства (1958).
Р. Танненбаум и У. Шмидт предположили, что руководитель выбирает один из семи стилей руководства, отличающихся способами использования своей власти и степенью самостоятельности или свободы, предоставляемой подчиненным. В качестве ситуационных переменных, влияющих на выбор стиля, они определили характер решаемой задачи, особенности контекста, личностные качества сотрудника и самого руководителя.
Последующее развитие данной модели столкнулось с трудностями в учете всех возможных взаимодействий между руководителем, подчиненными и ситуацией при установлении причинно-следственных связей в отношениях руководства. Так, развитие процессов интернационализации в бизнесе и резкое увеличение количества участников этих процессов сломало традиционные представления об управлении и еще более усложнило переход к отношениям руководителя.
Концепция жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара
В настоящее время теория стилей руководства получила дальнейшее развитие. Так, концепция ситуативного управления, разработанная Полем Херси и Кеном Бланшаром в развитие ситуационного подхода в управлении персоналом, основывается на объеме непосредственного руководства подчиненными, социальной и эмоциональной поддержки их руководителем в каждой отдельной ситуации и на «степени зрелости» подчиненных или группы.
В основу данной концепции положены четыре группы ситуационных факторов:
При этом ключевыми факторами ситуации авторы называют способность и готовность подчиненных выполнять поставленную перед ними задачу, что, собственно, и определяет степень их зрелости. Зрелость включает в себя две составляющие: профессиональную и психологическую.
П. Херси и К. Бланшар выделили четыре стадии зрелости подчиненных:
В зависимости от степени зрелости подчиненных руководитель должен корректировать свои действия по установлению отношений с подчиненными и структурированию самой работы. Авторы выделяют два континуума поведения руководителей, различное сочетание которых оказывается наиболее эффективным на разных этапах зрелости:
При работе с людьми, имеющими
низкий уровень зрелости для выполнения
определенной задачи, вероятного успеха
можно достичь путем применения
стиля управления с высокой задачецентричностью
и низкой антропоцентричностью (указывающий — S1).
Соответственно, при работе с людьми, имеющим
уровень зрелости от низкого до среднего,
стиль управления с умеренным обращением
внимания на задачу и людей оказывается
наиболее подходящим (убеждающий — S2).
Если в задаче люди имеют уровень зрелости
от среднего до высокого, вероятно, самым
успешным стилем управления является
высокая антропоцентричность — низкая
задачецентричность (
В данной модели термин «зрелость» связан не столько с человеком, сколько с заданием. Авторы полагают, что можно обладать высокой зрелостью для решения одной задачи и низкой — для решения другой. Согласно модели, в случае с конкретным заданием подчиненный может повышать свой уровень зрелости от Ml до М4. Соответственно, руководитель должен изменять свой стиль руководства от S1 до S4.
Теория жизненного цикла полностью не подтвердилась практическими исследованиями — вернее, не вызвала большого исследовательского интереса. К настоящему времени получены скудные эмпирические данные, весьма ограниченно подтверждающие эту теорию. Их основной вывод сводится к следующему: теория жизненного цикла наиболее применима к подчиненным с низким уровнем зрелости, при высоком же уровне зрелости целесообразно чередовать антропоцентрическое поведение с задачецентрическим.
Модель принятия решений В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго
Одной из наиболее современных в объяснении ситуационного руководства является модель, предложенная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном в 1973 году, существенно дополненная в 1988 году с участием Артура Яго. Модель позволяет руководителю определить, в какой степени он должен привлекать подчиненных к разработке и принятию управленческих решений. При этом предполагается, что он должен концентрироваться и на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой принимается решение.
В. Врум и Ф. Йеттон предположили, что степень привлечения подчиненных к участию в принятии решений зависит от определенных факторов ситуации. Таких факторов было выделено семь:
Первые восемь факторов легли в основу разработанного В. Врумом и А. Яго дерева решений. Каждый из них оценивается по шкале «низкий/высокий», а в зависимости от комбинации факторов выбирается конкретный стиль принятия решения.
Для принятия решений в
модели в зависимости от ситуации
и степени привлечения
Описывая приведенные выше стили принятия решения, авторы подчеркивают, что в любом случае руководитель сохраняет за собой должностные полномочия и несет полную ответственность за принятое решение. При этом степень участия подчиненных зависит не от личности руководителя, а от характера ситуации. Действительно, может быть, следует больше говорить об авторитарной ситуации и ситуации участия, чем об авторитарном руководителе или участвующем руководителе.
Экспериментальные исследования
модели показали, что в случае, когда
руководители принимают решение
с использованием рекомендованного
стиля, эффективность принятия решений
в 65% случаях оказывается выше, чем
в случае принятия решений другим
способом. Вместе с тем, модель имеет
ряд существенных недостатков. Во-первых,
большая часть исследований, проводившихся
для проверки модели, опиралась на
воспоминания и самоотчеты руководителей,
что не исключает необъективной
оценки. Во-вторых, подчиненные, как
правило, предпочитают групповой стиль
принятия решений даже в тех случаях,
когда ситуация к этому не располагает.
Поэтому эффективность
Информация о работе Ситуационные подходы к стилям руководства