Служба безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Организационная структура служб первого вида может представляться многофункциональной службой предприятия, решающей весь комплекс проблем его безопасности. Она присуща, как правило, крупным, финансово стабильным организациям: коммерческим банкам, инвестиционным фондам, финансово-промышленным группам, использующим собственный персонал и технические средства.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ОБТ.docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

МОУ ВПО «  САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по основам безопасности труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Группы 711-Д

Чертыковцева Юлия

Самара 2012

 

Содержание:

1 глава:

1.1.Введение……………………………………………………………………………………………………………..

1.2.Особенности построения организационной  структуры служб безопасности…

1.3.Направления обеспечения безопасности  предприятия………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Введение.

    Все многообразие структур и форм деятельности служб безопасности можно условно подразделить на два основных вида:

  1. входящие в структуру предприятий и полностью содержащиеся за их счет;
  2. существующие как самостоятельные коммерческие или государственные организации и нанимаемые предприятием для выполнения функций по обеспечению некоторых аспектов его безопасности.

   Организационная структура служб первого вида может представляться многофункциональной службой предприятия, решающей весь комплекс проблем его безопасности. Она присуща, как правило, крупным, финансово стабильным организациям: коммерческим банкам, инвестиционным фондам, финансово-промышленным группам, использующим собственный персонал и технические средства.

   Ко второму виду относятся структуры, специализирующиеся на оказании услуг в сфере безопасности. Они могут решать широкий круг вопросов: от комплексной защиты предприятия до выполнения конкретных функций (например, выявление подслушивающих устройств, охрана транзитных перевозок, личная охрана сотрудников). В ряде случаев предприятию оказывается экономически выгоднее привлечь для выполнения некоторых функций безопасности специализированную организацию, чем содержать собственную структуру. То же можно отнести и к привлечению, например, частных фирм в разрешении проблем, связанных с угрозами безопасности предприятия, в частности с угрозами, обусловленными техническим проникновением: выявление подслушивающих устройств, контроль эфира, особенно в тех случаях, когда нужны разовые мероприятия подобного рода. Учитывая весьма высокую стоимость аппаратуры, необходимой для выявления угроз технического проникновения, экономически целесообразней оказывается наем специалистов из сторонней организации, чем содержание на предприятии соответствующего оборудования и штата сотрудников. При этом еще следует учитывать значительные затраты на профилактику этой техники, ее обслуживание и обновление взамен морально устаревшей, обучение персонала.

    Проведенные сопоставления результатов деятельности служб безопасности показали, что наиболее эффективно они функционируют там, где решение проблем безопасности постоянно находится в сфере внимания первых руководителей, увязывается ими с результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно на этих предприятиях руководитель службы безопасности обладает максимально возможным кругом полномочий, позволяющим оказывать влияние на различные области деятельности объекта, как того требуют интересы его безопасности. Так, на крупных предприятиях, где служба безопасности состоит из нескольких подразделений, выполняет различные функции по охране, сыску, анализу реальных и потенциальных угроз, ее руководитель, как правило, является одновременно и заместителем генерального директора, а на объектах с повышенной системой защищенности — и первым заместителем. Используются и другие варианты построения организационной структуры, при которых в аппарате управления выделяется должность специального директора по безопасности. Он руководит службой безопасности, включающей службу охраны, специальные системы связи и информации, противопожарные службы, специальные группы реагирования.

    Что касается собственно организационной структуры службы безопасности, то в процессе исследований удалось выявить определенную закономерность ее построения в зависимости от следующих факторов (рис. 1).

 


 

 





 

 

Рис. 1 –  Факторы, влияющие на особенности построения организационной структуры службы безопасности промышленного предприятия.

 

 

 

 

 

 

1.2.Особенности построения организационной структуры службы безопасности зависят от:

  • характера и масштабов производственной деятельности предприятия (особенности выпускаемой продукции и прогрессивность применяемых технологий, наличие товаров-новинок, патентов и лицензий, производственная мощность, численность работающих, темпы технического развития);
  • рыночной позиции предприятия (темпы развития отрасли, к которой относится предприятие, вид кривой жизненного цикла, динамика его продаж и доля рынка, наличие стратегических зон хозяйствования, уровень конкурентоспособности товаров и услуг, репутация в деловых кругах, имидж и гудвил);
  • достигнутого уровня финансовой состоятельности (общая экономическая рентабельность, рентабельность капитала и продукции, платежеспособность, уровень деловой активности, инвестиционная привлекательность);
  • наличия субъектов специальной защиты (носители государственной или коммерческой тайны, крупные материальные ценности, Экологически опасные производства, взрыво- и пожароопасные участки и т. п.);
  • наличия конкурентной среды (активность конкурентов и криминалитета).

Кроме отмеченных объективных факторов на выбор структуры  службы безопасности могут воздействовать и факторы субъективного порядка. Например, наличие свободных финансовых ресурсов, которые можно направить  на обеспечение безопасности, или  субъективное мнение руководителя предприятия, считающего, что затраты на службу безопасности себя не окупают и поэтому в ее организации нет необходимости.

1.3.Направления обеспечения безопасности предприятия

Первое направление — юридическая безопасность предпринимательской деятельности, под которой следует понимать юридически корректное оформление прав, порядка и условий осуществления этой конкретной деятельности (устава, регистрационных документов, прав собственности на имущество, патентов, лицензий, арендных и контрагентских договоров, соглашений, ведение бухгалтерской документации и др.). Необходимость разработок и реализации соответствующего комплекса задач достаточно очевидна в условиях несовершенной нормативно-правовой базы предпринимательства и его безопасности.

Второе — физическая безопасность субъектов предпринимательской деятельности. В качестве объектов следует при этом рассматривать как сам вид предпринимательской деятельности, так и ресурсы предпринимателя: финансовые, материальные, информационные. Отдельного рассмотрения требует безопасность трудовых и интеллектуальных ресурсов: персонала, акционеров и работников предприятия.

Третье — информационная (информационно-коммерческая) безопасность, защита информационных ресурсов хозяйствующего субъекта, а также объектов его интеллектуальной собственности. Коммерчески значимая информация может быть связана со всеми теми объектами, которые упоминались при рассмотрении физической безопасности.

Одно  из важнейших по значимости — четвертое направление — это вопросы безопасности людей, персонала: охрана труда и техника безопасности, производственная санитария и экология, аспекты психологии деловых отношений, вопросы личной безопасности сотрудников и членов их семей.

Следует отметить, что универсального способа  или методики выбора структуры службы безопасности до настоящего времени  не предложено, хотя практическая потребность  в этом очевидна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя  из проведенных обобщений в организации  службы безопасности, можно предложить следующий укрупненный алгоритм выработки решений по ее структуризации применительно к особенностям деятельности того или иного хозяйствующего субъекта:

  • шаг 1 — принимается некоторое состояние объекта, фиксированное во времени, и определяются его жизненно важные интересы на этот момент;
  • шаг 2 — определяются наиболее вероятные для данного объекта угрозы его безопасности;
  • шаг 3 — оценивается степень риска при реализации каждого вида угроз, которые ранжируются по степени вероятного ущерба в случае их проявления;
  • шаг 4 — разрабатывается план реализации соответствующих мероприятий по локализации каждой из угроз с оценкой потребности в ресурсах, а значит, и предполагаемых затрат;
  • шаг 5 — исходя из сопоставления наличных ресурсов и предполагаемых затрат на реализацию функций и задач комплексной системы защиты по каждой из выявленных угроз, формируется служба безопасности;
  • шаг 6 —в зависимости от изменения характера вновь возникающих угроз и ресурсных возможностей предприятия, на основе постоянного анализа всех этих составляющих корректируются структура и задачи службы безопасности

Таким образом, можно обобщить, что предложенная концептуальная организация управления системой безопасности, имеющая ярко выраженную вертикаль подчиненности  и взаимной ответственности, исходит  из практического опыта в сфере  защиты государственной и коммерческой тайны. Выбор такой концепции  предопределен высоким уровнем  издержек — экономических потерь, которые вынуждено понести предприятие  в случаях реализации угроз его  безопасности, а также взаимообусловленностью проблем безопасности предприятия, безопасности личности, общества и государства.

 

Рис. 2. Универсальный  алгоритм построения системы безопасности

 

Служба безопасности (СБ) на предприятии — подразделение предприятия, специально созданное для обеспечения безопасности его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц.

Службы безопасности — неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской  деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.

Все подразделения  службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъектами. Небольшие предприятия  ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств обеспечения  безопасности.

Основные принципы деятельности СБ:

законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уважение личной, семейной тайны (сбор сведений в отношении сотрудника, кандидата на работу осуществляется только с его письменного согласия; автоматизированные информационные системы создаются и используются с соблюдением требований законодательных актов относительно персональных данных);

приоритет предупредительных мероприятий;

профессионализм (использование собственных специалистов или обращение за помощью к  специализированным государственным  или частным организациям);

взаимодействие  с государственными правоохранительными  органами и службами безопасности других фирм;

системный подход, который предполагает, в  частности, учет всех факторов, оказывающих  влияние на безопасность предприятия, полный охват защитными мероприятиями  всех объектов в соответствии с их значимостью, использование не только режимных мер и административных методов, но и экономических рычагов  и стимулов, циркулярного информирования, других способов воздействия;

использование доступных зарубежных средств и  систем безопасности;

активность, опережающий по сравнению с имеющими место посягательствами поиск новых  способов и возможностей обеспечения  безопасности;

сочетание единоначалия и коллегиальности  в руководстве;

подотчетность и подконтрольность лично руководителю предприятия, поскольку он знает  в деталях приоритеты в управлении, имеет возможность оперативно принимать  решения и эффективно их реализовывать;

сочетание гласных и негласных форм деятельности, так как применение предприятиями-конкурентами, службами промышленного шпионажа, организованной преступностью негласных форм деятельности обусловливает необходимость аналогичных  форм противодействия;

рациональное  использование сил и средств;

плановая  основа деятельности;

повышение квалификации сотрудников СБ.

Основные задачи СБ на предприятии:

  1. распознавание угроз его безопасности;
  2. предотвращение возможного ущерба от криминальной конкуренции;
  3. противодействие физическим лицам и социальным организациям, использующим методы криминальной конкуренции;
  4. минимизация последствий от конкретных фактов криминальной конкуренции;
  5. противодействие физическому, техническому несанкционированному проникновению на служебные объекты;
  6. информационное обеспечение деятельности по вопросам безопасности;
  7. взаимодействие и координация службы безопасности с государственными правоохранительными органами;
  8. обеспечение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия;
  9. обеспечение безопасности коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата;
  10. исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;
  11. обеспечение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия;
  12. предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия;
  13. противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов получить соответствующие рычаги управления предприятием (бизнесом).

Информация о работе Служба безопасности